kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общество как форма жизнедеятельности людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обществознанию в 8 классе с применением метапредметного подхода. На данном уроке использованы метапредметы, которые предлагает Ю.В.Громыко – «знак», «задача», «проблема», «знание».

На этапе «актуализация знаний» был использован метапредмет «задача». Ученикам была поставлена творческая задача, при решении которой ученики самостоятельно называют тему урока. Таким образом, ученики настраиваются на самостоятельную работу во время урока. На этапе изучение нового материала был использован метапредмет «знание» и метапредмет «знак». При изучении нового материала, ученикам необходимо добыть самостоятельно знания, выделить признаки понятия, обсуждают полученные результаты, таким образом реализуется метапредмет «знание». Также на данном этапе предлагалось самим составить таблицу и заполнить ее. Ученикам необходимо самостоятельно найти информацию, и кратко записывают итоги в таблицу. Так реализуется метапредмет «знак».  При данных заданиях у учеников развиваются мыслительные операции такие, как анализ, обобщение, синтез информации. Так же ученикам дается задание в группах разобрать, что представляет  традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. При данном задании упор делается на формирование коммуникативных умений и навыков у школьников – умение общаться со сверстниками, умение публичного выступления.

При закреплении изученного материала, была предложена игра, которая при минимальном количестве времени позволят оперативно провести проверку усвоенных знаний. Игровые формы повышают интерес к данному предмету.

Таким образом, была сделана попытка создания метапредметного урока по обществознанию на тему «Общество как форма жизнедеятельности людей», на котором, формируются универсальные учебные действия, которые можно использовать на всех учебных предметах. Урок был полностью ориентирован на самостоятельную деятельность учеников, что способствует активной мыслительной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общество как форма жизнедеятельности людей »

урок обществознания по теме «Общество как форма жизнедеятельности людей»

учитель – Подвигина Татьяна Дмитриевна, МБОУ СОШ №5

Учебник – Обществознание 8 класс под ред. Л.Н.Боголюбова

Тема: «Общество как форма жизнедеятельности людей»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: сформировать представления учащихся об обществе, как формы жизнедеятельности человека.

Задачи: дать целостное представление об обществе и его структуре; способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; развитие умения работать в команде.

Универсальные учебные действия: умение работать с информацией; структурирование полученных знаний; умение работать в группе.

Метапредметные результаты:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

– использование знаково–символических средств представления информации;

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Методы обучения: частично–поисковый

Формы контроля: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Основные понятия и термины: общество, сфера жизни общества, социальные нормы, дозволение, предписание, запрет, экономическая, политическая, социальная, духовная сферы, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся по теме. Просмотрите фрагмент фильма «Робинзон Крузо» (фрагмент, где Робинзон попадает на необитаемый остров) и ответьте на вопросы:

О чем рассказывает нам это фрагмент фильма?

Предполагаемый ответ: Робинзон попал на необитаемый остров.

– Где Робинзон Крузо жил до того как попал на остров?

Предполагаемый ответ: называют разные места – город, деревня, среди людей. Подведение детей к тому, что Робинзон жил в обществе людей.

Задание – решить ребус, который изображен на доске. «Робинзон Крузо», как «изображены картинки круга, квадрата, треугольника» «Способ существования человека + нормальная повседневная деятельность человека и отдых человека = ?» «картинка группы людей» - каждые кавычки обозначают одно определенное слово, из этих слов состоит тема нашего урока. Расшифруйте ее (метапредмет задача).

Дети формулируют тему урока.

Тема нашего урока «Общество как форма жизнедеятельности людей».

Вопрос, - Какие вопросы необходимо изучит по данной теме?

Предполагаемые ответы – что такое общество? Как общество возникло? Какова структура общества?

Изучение нового материала по плану:

  1. Что мы называем обществом?

  2. Основные сферы жизни общества.

  3. Ступени развития общества.

Вопрос учителя – Может ли человек жить вне общества?

Предполагаемый ответ: нет, человек не может выжить вне общества, т.к. только в обществе он становится человеком.

Учитель – Но Робинзон Крузо жил на острове, почему?

Предполагаемый ответ: Он выжил, потому что у него были знания и навыки разных видов деятельности.

    1. Что мы называем обществом?

Давайте попробуем дать определение термину «Общество».

Учитель – Кто попробует дать определение? (ученики пытаются дать определение) (метапредмет знание).

Задание – откройте, пожалуйста, учебник на стр. 14 и запишите в тетради определения обществу и попробуйте выделить признаки общества как системы.

Общество — это система связанных друг с другом каким–либо образом людей. Связью общества может служить социальное происхождение индивидов, их интересы, общая работа, выполнение каких–либо схожих обязанностей, работ и просто территориально близкое местонахождение, обязывающее и располагающее к общению.

Общество – это часть материального мира, неразрывно связанное с природой, включающее в себя формы и способы взаимодействия людей.

Первое и, пожалуй, самое важное для историка и этнолога значение термина «общество» — отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития.

Два ученика выходят к доске и с разных сторон доски выписывают свои признаки. Учитель с учениками обсуждает признаки.

Признаки общества, как системы: подвижные границы, постоянно развивающаяся система, состоит из составных частей, наличие субъектов и др.

Дополнения учителя – Также для общества характерно:

– стремление индивидов жить сообща и совместно обеспечивать возможность жизни;

– производство материальных, хозяйственных, бытовых средств;

– воспроизводство способа производства материальных благ;

– воспроизводство жизни – деторождение;

– духовное производство (культура, религия, мораль, право и т. д.).

Кроме того, можно выделить следующие признаки общества:

1. Территория как основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов, происходит консолидация социальных связей.

2. Способность к поддержанию и воспроизведению взаимодействий, обеспечивающих целостность и устойчивость общества.

3. Автономность и высокий уровень саморегуляции.

4. Большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей.

Учитель – главным в обществе являются общественные отношения. Как вы считаете, что это такое? Ученики дают определения.

Учитель – запишите в тетради, что общественные отношения – это взаимосвязи в процессе деятельности.

    1. Основные сферы жизни общества

Учитель – основными сферами в жизни общества являются – экономическая, политическая, социальная, духовная.

Выполните задание. Составьте таблицу «Основные сферы жизни отразите в таблице характерные черты каждой сферы жизни общества (метапредмет знак).

Учащиеся могут оформить таблицу, записав признаки в четыре колонки: 1 колонка – экономическая сфера, 2 колонка – политическая сфера, 3 колонка – социальная сфера,   4 колонка – духовная сфера.

Подведение результатов работы (первичные закрепление учебного материала) Назовите характеристику экономической? Политической? Социальной? духовной сфере? Кто-нибудь хочет дополнить своих одноклассников?

Учитель дополняет ответы учеников – Все четыре сферы современного общества тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Успехи или провалы в одной сфере влияют на благополучие либо провалы в другой, особенно при игнорировании интересов большинства населения и ориентации на интересы кланов, группировок или отдельных слоев общества.

Каждая из сфер выполняет свою функцию и роль в обществе. Исходя из выделенных вами характеристик, попытайтесь определить роль каждой сферы в развитии общества в целом.

Предполагаемый ответ:

– экономика выполняет функцию добывания средств существования и является фундаментом (базисом) общества;

– политическая сфера выполняет роль управленческой надстройки;

– социальная и духовная сферы пронизывают всю пирамиду общества.

Учитель: Современные отечественные социологи (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко) полагают, что ни одна из четырех сфер общества не выступает в качестве единственного базиса, контролирующего другие сферы. Все среды оказывают друг на друга одинаковое значимое влияние и являются равнозначными.

Вопрос классу: Выскажите свое мнение, что необходимо обществу, чтобы сохранить его целостность и регулировать разнообразные отношений между людьми.

Предполагаемый ответ: нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Назовите известные Вам нормы:

Предполагаемый ответ: могут приводиться примеры социальных норм: моральных и правовых. Из приведенных Вами примеров, чем отличаются моральные от правовых норм? Прослушайте примеры правовых норм и ответьте на вопрос: какие из названных норм разрешают себя вести себя определенным образом указывают на требуемые действия, указывают на действия, которые нельзя совершать метапредмет знание).

Какой вывод о характере норм мы можем сделать?

Учитель: таким образом, мы выяснили, что нормы, регулирующие жизнь поведение людей в обществе регулируются нормами, которые могут носить характер: дозволения; приписанния, запрета.

Учитель: сделайте обобщающий вывод: что же такое социальные нормы?

Дети: социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет.

Учитель: Назовите, пожалуйста, древнейшие социальные нормы?

Дети: обычаи – гостеприимства, уважения к старшим и другие; традиции празднования – Рождества и Нового года. Также моральные и правовые нормы.

Вопрос – Для чего нужны социальные нормы?

Дети – нормы дают образцы поведения, служат мерой поведения. А для общества нормы являются критерием оценки этого поведения.

  1. Ступени развития общества.

Каждое общество проходит некоторые ступени в развитии: аграрное, индустриальное, постиндустриальное

Задание: Разделимся на 3 группы (по рядам) и дадим характеристику ступеням развития общества (метапредмет знание).

1й ряд – аграрное общество;

2й ряд – индустриальное общество;

3й ряд – Постиндустриальное общество.

Основные характеристики аграрного общества:

– относительно слабая социальная дифференциация (она, тем не менее, достаточно высока в сравнении с большинством охотничье–собирательских обществ)

– преобладание сельского населения

– основной тип производства — сельское хозяйство

– некоторое развитие добывающих отраслей

– незначительное развитие промышленных отраслей

Для индустриального общества характерны:

– резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства невообразимый в предшествующие эпохи;

– бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения;

– резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни;

– значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами;

– резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе;

–централизованное государство;

– сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно–технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

– Производственным ресурсом становятся информация и знания.

– Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

По окончанию выполнения задания, учитель с учениками обсуждают признаки ступеней развития общества. Одна группа называет признаки, весь класс с учителем обсуждают, после чего другие группы фиксируют признаки у себя в тетрадях. И так с другими группами.

Закрепление изученного материла. – Учитель проводит фронтальный опрос по пройденной теме в форме игры. Весь класс встает около своих парт, учитель подкидывает ученикам небольшой резиновый мяч, пока мяч летит учитель задает вопрос по пройденной теме. У какого ученика оказывается в руках мяч, тот и отвечает на вопрос учителя. Ученик, ответив на вопрос, кидает мяч учителю. Вопросы – что такое общество? Назовите признаки общества, как системы? Сферы общества? Признаки экономической, политической, социальной, духовной сферы? Признаки традиционного, индустриального, постиндустриального общества?

Домашнее задание: Прочитать параграф 2. Прочитайте мнение французского писателя А. Мюссе об обществе и ответьте на вопросы после данного мнения.

IV. Рефлексия – Давайте с вами проведем самоанализ урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: «сегодня я узнал…», «было интересно…»; «было трудно…»; «я выполнял задания…»; «я понял, что…»; «теперь я могу…»; «я почувствовал, что…»; «я приобрел…»; «я научился…»; «у меня получилось…»

Подведение итогов урока. Выставление оценок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общество как форма жизнедеятельности людей

Автор: Подвигина Татьяна Дмитриевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по обществознанию "Общество как форма жизнедеятельности людей" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-obshchiestvo-kak-forma-zhizniedieiatiel-nosti-liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "221856"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435634702"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок по обществознанию для 8 класса на тему: "Общество как форма жизнедеятельности людей" "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-8-klassa-na-tiemu-obshchiestvo-kak-forma-zhizniedieiatiel-nosti-liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "245555"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446141236"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация к уроку "Общество как форма жизнедеятельности людей" (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(77) "prezentatsiia_k_uroku_obshchestvo_kak_forma_zhiznedeiatelnosti_liudei_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "598047"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1642428500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Общество как форма жизнедеятельности людей."
    ["seo_title"] => string(47) "obshchestvo_kak_forma_zhiznedeiatelnosti_liudei"
    ["file_id"] => string(6) "611850"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660836535"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация по обществознанию для учащихся 8 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-uchashchikhsia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121363"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413957387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства