Просмотр содержимого документа
«Обществознание с основами экономической географии»
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский сельскохозяйственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
КГБПОУ «Минусинский
сельскохозяйственный колледж»
______________/И.В. Гуменко/
«_____» _____________ 2022г.
рабочая ПРОГРАММа учебного предмета
ДУП.13. Обществознание с основами экономической географии
Уровень усвоения предмета – базовый
Профессия 08.01.10. Мастер жилищно-коммунального хозяйства.
Профиль получаемого образования - технологический
Объем программы: 190 часов
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет
Составитель: Н.П.Морозова, преподаватель
Одобрена цикловой комиссией
преподавателей отделения ППКРС
Протокол № ______
«_____» ____________ 2022 г.
Председатель ЦК _______ Ж.В.Колмакова
Минусинск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ предмета.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
4
тЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ предмета.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
9
15
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного предмета
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательного предмета «Обществознание с основами экономической географии» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства(по программе базовой подготовки на базе основного общего образования), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № .
Место предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Предмет входит в общеобразовательный учебный цикл, подцикл прелагаемых учебных дисциплин.
Аттестация предмета
Реализация программы общеобразовательного учебного предмета «Обществознание с основами экономической географии» сопровождается текущей и промежуточной аттестацией.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в формах:
Диагностика (стартовая, итоговая)
Опрос
Оценка выполнения задания на практическом занятии
Выполнение письменного задания на занятии и /или самостоятельной работе
Тестирование
Периодичность текущей аттестации: не менее одной оценки за каждые 4 часа.
Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в 4 семестре 2 курса обучения по программе, в соответствии с учебным планом.
1.4. Количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 190 часов, в том числе:
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета у обучающегося должны быть сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты
Понятие УУД
Типовые задачи УУД
Л1 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн), эносоциальный состав РФ
Гордиться своей Родиной, принадлежностью к своему народу,
- Провести исследование на тему
- Решение исторических задач
Л2 гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
Осознание своих конституционных прав и обязанностей
- Решение и разбор проблемных ситуация
Л3 готовность к служению Отечеству, его защите
Л4 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
Осознание смысла получения образования, его роли в формировании личного мировоззрения.
Понимает ценность вклада различных культур для развития общества и культуры
- Подготовка сообщений по теме
Л5 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Отбирает и преобразует необходимую информацию, интерпретирует полученные результаты
- Анализ полученной информации
Л6 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным явлениям
Выстраивает деловую и образовательную коммуникацию с другими людьми
- Эссе на предложенную тему
Л7 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
Умение выстраивать отношения с людьми разных поколений, этносов
- Разбор и решение проблемных ситуаций
-Составление анкет и плана интервью по теме
Л8 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
Осознает важность и демонстрирует нравственные ценности поведения
- решение ситуационных задач с нравственным выбором
Л9 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Осознает важность постоянного получения новых знаний, повышения квалификации для карьерного роста
- решение ситуационных задач
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
Понятие УУД
Типовые задачи УУД
Регулятивные УУД
М1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Самостоятельно формулирует критерии достижения результата
- оценить результат по предложенным критериям
М7 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
Самостоятельно планировать и оценивать последовательность действий с учетом конечного результата
- составление плана и последовательности действий
- находить разные способы решения учебных и жизненных задач
Познавательные УУД
М3 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Уметь находить новую необходимую информацию, ее анализировать и предлагать решение
- подготовка сообщений по теме
- Эссе
М4 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
Уметь искать, анализировать и выделять полученную информацию
- составление глоссария
М9 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Искать, анализировать и выделять заданную информацию
- подготовка сообщений по теме
Коммуникативные УУД
М2 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
Сотрудничать в процессе поиска информации
- выполнение заданий малыми группами
- анализ конфликтных ситуаций и позиций сторон
М8 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
Уметь выражать свои мысли ясно и понятно для других
- устный опрос по вопросам
- защита рефератов
Предметные результаты (базовый уровень)
В соответствии с требованиями ФГОС СОО
Уточненные и конкретизированные результаты
УУД
Типовая задача
Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения
Различать естественные и социально-гуманитарные
науки.
Знать особенности труда ученого, ответственность
ученого перед обществом. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук
Разъяснять понятия: культура, духовная культура
личности и общества, показать ее значение в общественной жизни.
Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь культур наций на основе географии России
Характеризовать: культура общения, труда, учебы,
поведения в обществе, этикет.
Называть учреждения культуры, рассказывать о
государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.
Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики
применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных и национальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) Определение социальных ролей человека в обществе
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Характеризовать внутренние и внешние функций государства, форм государства: форм правления, территориально государственного устройства, умение ориентироваться в карте, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан, Знание географии России, политическую карту мира.
необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования, формировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
190
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
182
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
Промежуточная аттестация
2 курс 4 семестр в форме дифференцированного зачета
3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Обществознание как наука. Экономическая и социальная география.
Социальные науки.
2
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
36
Тема 1.1.
Природа человека,
врожденные и приобретен-
ные качества
Содержание учебного материала
24
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Расселение человека по планете.
Человек, индивид, личность. Социализация личности. Гражданские качества личности.
Деятельность людей. Многообразие деятельности.
Сознание. Самосознание и социальное поведение.
Познавательная деятельность человека. Понятие истины, ее критерии.
Научное познание. Основные особенности научного мышления.
Свобода в деятельности человека.
Межличностное общение. Межличностные конфликты.
Основные виды профессиональной деятельности.
2
Тема 1.2.
Общество как сложная
система
Общество как сложная динамичная система. Природные условия жизни общества.
Основные институты общества, их функции.
Общество и природа. Цивилизация и общество.
Многовариантность общественного развития.
Модернизация. Понятие общественного прогресса.
Географические аспекты глобализации. Глобальные проблемы современности.
12
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества. 20 часов
Содержание учебного материала
Тема 2. 1.
Духовная культура личности.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры.
Тенденции духовной жизни в современной России. Особенности молодежной субкультуры.
4
2
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Наука и образование в современном мире.
Наука, ее социальные функции.
Образование и самообразование. Система образования в Российской Федерации.
4
Самостоятельная работа:
Сообщение «Образование у нас и за рубежом»
Презентация: «Открытия, достижения за последние десятилетия»
2
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Мораль в жизни людей. Основные принципы и нормы морали.
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства.
Религия как феномен культуры. География религий.
Мировые религии.
Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
Религиозные объединения в РФ
12
Самостоятельная работа:
Презентация: « Мировые религии »
Сообщение «Моральный выбор»
2
Раздел 3. Экономика.40 часов
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Экономика и экономическая наука. Экономические системы.
Экономика: наука и хозяйство. Экономика и экономическая деятельность.
Производство. Факторы производства и факторные доходы. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Факторы размещения производства.
Типы экономических систем.
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя
Реальный и номинальный доход. Сбережения.
10
Самостоятельная работа:
Конспект: «Типы экономических систем»
Сообщение: «Главные вопросы экономики»
2
Тема 3.2.
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.
Товар. Товарное производство. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Основные организационные формы бизнеса в России.
Основные рыночные структуры. Конкуренция.
Основные формы бизнеса в России. Основы менеджмента и маркетинга.
Акции и облигации. Фондовый рынок.
Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги.
12
Самостоятельная работа:
Презентация «Роль государства в экономике»
Сообщение: «Источники финансирования бизнеса в России».
2
Тема 3. 3.
ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.
Понятие ВВП и его структура. Географическое разделение труда.
Экономические циклы. Рынок труда.
Роль профсоюзов и государства на рынке труда. География рынка труда и занятости.
Деньги. Функции денег. Инфляция, антиинфляционные меры.
Банковская система. Основы денежной политики государства.
10
Самостоятельная работа:
Сообщение: «Деньги, функции денег»
Презентация: «Безработица и пути решения этой проблемы»
2
Тема 3.4.
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.
Становление современной рыночной экономики России.
Мировая экономика. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира.
8
Самостоятельная работа:
Конспект: Государственная политика в области международной торговли.
2
Раздел 4. Социальные отношения. 28 часов
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Социальная роль и стратификация.
Социальные отношения. Понятия: общность и группа.
Социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальная роль. Роль человека в семье и трудовом коллективе.
Социальный статус и престиж. Профессиональная деятельность
8
2
Самостоятельная работа:
Сообщение: « Роль человека в семье и трудовом коллективе»
Конспект: «Социальная роль»
Содержание учебного материала
8
Тема 4.2.
Социальные нормы и конфликты.
Социальный контроль. Социальные нормы и санкции.
Социальные отношения и взаимодействия.
Девиантное поведение, его формы, проявления.
Социальный конфликт. Пути разрешения социальных конфликтов.
Важенин А.В. Обществознание для профессий технических, естественнонаучных и гуманитарных [Текст] : учебник.-М.: ИЦ Академия, 2016.
Бердников, И. П. Обществознание [Электронный ресурс] : учебное пособие для СПО / И. П. Бердников. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 96 c.
Яскевич, Я. С. Обществоведение [Электронный ресурс]: полный курс подготовки к тестированию и экзамену / Я. С. Яскевич. — 2-е изд. — Минск : Тетралит, 2017. — 496 c.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».