МБОУ «Майданская ООШ»
«Утверждаю» Директор школы ________Тишина Л.Б. «_____»_________2014 год | | Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № _________ «_____»_________2014 год |
Рабочая учебная программа
Элективного курса
Имею право ________________________________________________________
(наименование учебного предмета (курса))
для 9 класса
Основное общее образование 5-9 класс ________________________________________________________
(уровень, ступень образования)
Рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю)
на 2014-2015 учебный год ________________________________________________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы:
1.Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г (Кравченко, А.И. Обществознание: программа курса для 8-9 классов общеобразоват.учреждений/ А.И.Кравченко.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.
2. Приказ МОиН РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008/2009 учебном году» от 08.08.2008 г. № 4978/8
______________________________________
(наименование программы, автор программы
Малафеева Татьяна Александровна
_
___________ 2014__________________
(год разработки)
Пояснительная записка
Актуальность. Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработана и утверждена Концепция введения профильного обучения на старшей ступени образования. Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из основных элементов:
опыта познавательной деятельности или знаний;
опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;
социального опыта и ценностных ориентации.
В соответствии с Концепцией профильного обучения наряду с базовыми общеобразовательными и профильными предметами вводится принципиально новый тип учебного предмета - элективные курсы - обязательные для посещения учащимися курсы по выбору.
В содержании школьного образования и в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделено развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения политической задачи - становления России современного правового государство.
В решении этой задачи должно сыграть правовое образование, в частности включение в учебные планы школ профильных и элективных правовых курсов.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на нормативно-правовые акты российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на гражданско-правовых отношениях и повседневных проблемах. Основные вопросы, которые затрагивает элективный курс, касаются и самих учащихся. Проблемный подход позволяет увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно знать каждому человеку, где найти необходимую правовую информацию. Это формирует активную гражданскую позицию личности.
Цели:
научить учеников владению юридическими терминами и понятиями;
способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.
Задачи:
знакомство с содержанием законодательных актов (или фрагментов из них) ;
освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
привить необходимые навыки правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
развитие коммуникативных способностей, прежде всего, устной речи.
Ожидаемые результаты:
В конце курса ученики должны:
уметь
· осуществлять свои права на практике;
· уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
· уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
· уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли – продажи и т. д.) ;
знать
· юридические термины и понятия;
· знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
· знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
· знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
владеть
· четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
· владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
· владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
· владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 9 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ГИА.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Структура элективного курса: рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Литература для учителя и учащихся
учебники:
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.
Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.
Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.
пособия:
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.
Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.
Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л.Бойко. – Ростов-на Дону: издательский центр «МарТ», 2003.
методические пособия для учителя:
М.: Просвещение, 2008.
Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2009-2010.
//www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»
//www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».
пособия для учащихся:
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2010.
Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008-2010.
ЕГЭ-2008-2009. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Эксмо, 2009.
задания ГИА. Обществознание. – М.: ФИПИ, 2009.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
для 9 класса.
«Имею право»
№ п/п | Наименование раздела (темы). | Кол-во часов | Формы и приемы обучения | Содержание занятия | Дата фактич | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Вводное занятие. | 1 | Беседа, анкетирование | Человек среди людей. Права человека - твои права. Анкета вводного контроля «Кто есть кто». | | |
2 | Понятие прав человека. | 1 | Лекция, с элементами беседы | Человеческое достоинство как фундаментальная основа прав человека. Предпосылки возникновения прав человека. Права человека как средство защиты и общечеловеческие ценности. | | |
3 | Становление и развитие прав человека. | 1 | Проблемная беседа, работа с текстом документа | Из истории правовых идей. Формирование представлений о ценности человеческой личности. Человек в античном мире. Зарождение представлений о естественном праве. Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.) Билль о правах 1791 г. Права человека в начале 20 века. | | |
4. | Права человека в России (до начала XX в.) | 1 | Лекция, творческие задания | Роль государства в жизни русского общества. Петр I: "забота об общем благе". Великая реформа 60-х гг. XIX в. и права человека. Манифест 17 октября 1905 года — расширение прав человека. Октябрьский переворот и декларирование прав граждан. | | |
5. | Права человека в советской России. Правозащитное движение в СССР. | 1 | Индивидуальные выступления с докладами, работа с источниками | Советская концепция прав человека. Общее равенство. Личные права и свободы. Экономические и социальные права. Политические репрессии. Правозащитное движение в СССР. | | |
6. | Права человека в современном мире | 1 | Дискуссия, самостоятельная работа | Международные документы по правам человека. Гарантии прав человека. Роль государства в обеспечении и защите прав человека. | | |
7. | Всеобщая декларация прав человека 1948 г. | 1 | Лекция, решение познавательных задач, дискуссия | История создания Всеобщей декларации прав человека, её основное содержание, и историческое значение. Классификация прав человека. | | |
8. | Практикум по теме: «Всеобщая декларация прав человека» | 1 | Практикум, работа с документом, выполнение заданий ГИА | Сравнительный анализ текста Всеобщей декларации прав человека и американской Декларации прав и обязанностей человека (1948 г.) | | |
9-10. | Проблема прав человека в нашей стране и мире сегодня | 2 | Лекция, с элементами беседы | Всемирный день прав человека. Проблемы гарантий прав человека. Обострение проблем прав человека в условиях глобализации. Декларация прав и свобод человека СССР 1991 г. Конституция 1993 г. РФ. Значение поста Уполномоченного по правам человека в России. Взаимодействие России с Европейским судом по правам человека. | | |
11-12. | Гражданские права человека | 2 | «Круглый стол», дискуссия | Понятие и содержание гражданских прав. Первейшее право человека – право на жизнь. Смертная казнь. Право на достоинство и честь, свободу и личную неприкосновенность. Равенство людей перед законом. | | |
13. | Право на гражданство | 1 | Работа с источником, проблемные задания | Понятие гражданства. Закон РФ «О гражданстве». Свобода выбора места жительства в пределах каждого государства. Прописка в Российской Федерации. Право передвижения. | |
14. | Политические права человека | 1 | Беседа с элементами дискуссии, работа с источниками | Понятие политических прав. Основные политические свободы. Роль цензуры. Закон «О средствах массовой информации». Связь политических прав с гражданством. | | |
15. | Избирательное право | 1 | Деловая игра «Выборы» | Понятие избирательной системы и избирательного права. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательные комиссии. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов. Предвыборная агитация. Порядок голосования. | | |
16. | Экономические права человека | 1 | Лекция, решение проблемных заданий, работа с документами | Содержание экономических прав человека. Право на труд и защиту от безработицы. Закон «О занятости населения». Международные акты и трудовое законодательство о правах трудящихся. | | |
17. | Право собственности | 1 | Беседа, работа с источниками | Право собственности: право владения, пользования и распоряжения. Формы и объекты собственности РФ. Законные основания лишения имущества. Право наследования имущества. Предпринимательство. | | |
18. | Социальные права человека | 1 | Практическая работа | Система социальных прав. Права, обеспечивающие достойный образ жизни человека, социальное обеспечение. Пенсионное законодательство. Обеспечение права на охрану здоровья. Конвенция о правах материнства. Права инвалидов. | | |
19. | Культурные права человека | 1 | Практическая работа, выполнение заданий ГИА | Осуществление культурных прав. Деятельность ЮНЕСКО по борьбе с неграмотностью. Права на доступ к культурным ценностям. Свобода творчества и авторское право. | | |
20. | Право на образование | 1 | Работа с текстом документа | Цели образования. Бесплатное, всеобщее, обязательное начальное (общее) образование. Право выбора вида образования. Условия получения специального и высшего образования. | | |
21. | Конституция РФ и Закон «Об Образовании» | 1 | Сравнительный анализ документов | Основное содержание Конституции РФ и Закона «Об образовании». | | |
22. | Обязанности человека | 1 | Лекция, работа с источником | Обязанности человека и нравственный долг. Соотношение прав и обязанностей человека. Понятие и виды обязанностей гражданина. | | |
23. | Правовое государство и обеспечение прав человека | 1 | «Круглый стол» | Роль и значение государства в обеспечении и защиты прав человека. Роль правоохранительных органов. Роль законодательства в системе гарантий прав человека. | | |
24. | Человек и правонарушение | 1 | Лекция с элементами беседы, проблемные ситуации, работа с источником | Преступление. Ответственность за правонарушение. УК РФ. | | |
25. | Положение детей в нашей стране и в мире | 1 | Беседа, дискуссия | Обязанности государства по защите прав детства. Правовое положение детей. Защита от рабства и насилия. | | |
26. | Конвенция о правах ребенка | 1 | Работа с источником | Основное содержание Конвенции о правах ребенка. | | |
27. | Международные организации в борьбе за права человека | 1 | Индивидуальные Сообщения | Лига Наций и международное сотрудничество. ООН: история, цели, принципы. Органы и специализированные организации и учреждения. Европейский Совет, СБСЕ. | | |
28. | Преступления против человечества. Предупреждение дискриминации | 1 | Лекция, работа с понятиями | Геноцид вчера и сегодня. Апартеид в ЮАР: исторические уроки. Борьба против расизма. Рабство и сходные с ним обычаи. Национальные, этнические, религиозные, языковые и другие меньшинства. Трудящиеся-мигранты. Беженцы, вынужденные переселенцы. | | |
29. | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | 1 | Работа с документами, дискуссия | Международное гуманитарное право. Субъекты международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. Женевские конвенции. | | |
30. | Международный механизм защиты прав человека в современном мире | 1 | Деловая игра «Судебное заседание» | Комиссия ООН и Комитет по правам человека. Центр ООН по правам человека. Европейская комиссия и Европейский суд. Правила приемлемости сообщений. Защита прав в Российской Федерации. Неправительственные и местные организации. | | |
31-32. | Подготовка творческой работы | 2 | сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы | формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы | | |
33-34. | Защита творческой работы | 2 | семинар | опыт публичной защиты и критической оценки | | |
Итого: | 34 ч. | | |