Цель - ознакомление с Конвенцией о правах ребенка в игровой форме, привлечение внимания к дисциплинированности, уважению прав других людей.
Задачи:
1. Рассказать детям о правах детей.
2. Провести правовые игры.
3. Просмотреть фрагменты из мультфильмов «Смешарики. Наши права»
Оборудование: компьютер, фотоаппарат.
Ведущий:
Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
- А как вы думаете, узаконены ли права ребенка и где их можно увидеть? (Дети отвечают).
Права ребенка прописаны в Конвенции прав ребенка. 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.
Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.
Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.
Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?
до 14 лет;
до 16 лет;
до 18 лет;
до 21 года.
(Дети отвечают)
Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.
- А кто считает, что его права нарушаются? (Дети отвечают)
- А теперь поднимите руки те, кто знаком со своими правами? (Дети отвечают)
- А сейчас мы с вами перечислим некоторые основные ваши права
Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.
. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Объясните, пожалуйста, как вы понимаете каждое право. (Дети отвечают)
Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:
«Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.»
А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.
Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (дети отвечают)
Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.
2. Игра
Разбить детей на команды, выбрать капитана. Назначить рефери. Каждой раздать Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ.
1) Каждой команде дать задание написать на листке бумаги по три ситуации, в которых по их мнению, были нарушены их права. Собрать все ситуации в общий банк.
Затем каждая группа вытягивает из банка один из вариантов с проблемной (не своей) ситуацией, нужно прочитать написанное и ответить на следующие вопросы:
- Какие права ребенка нарушены, с вашей точки зрения, в данном случае?
- Каким способом, можно восстановить нарушенные права?
- Кто может помочь в этом? (служба соц. защиты, юрист)
2) Группам дается список возможных прав и свобод человека. Задание: определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с Российским Законодательством.
1. Право на свободу и личную неприкосновенность
2. Право на жизни
3. Право на защиту от безработицы
4. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения
5. Право на свободу мысли и слова
6. Право на личную собственность
7. Право на получение информации
8. Право на имя
9. Право на мирные собрания
10.Право на образование
11.Право на жизнь с родителями
12.Право на достоинство личности
13.Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени
14.Право на неприкосновенность жилища
15.Право избирать и быть избранным
16.Право на участие в правосудии
17.Право на медицинскую помощь
18.Право на отдых, досуг
2) Каждой команде розданы рисунки. Нужно определить, какая статья Конвенции о правах ребенка подходит к каждой из картинок, и сообщить свое решение.
3) Капитану команды называют термин. Просят назвать слова-ассоциации. Рефери записывает слова. Затем ассоциации за 1 минуту называют все оставшиеся члены команды по очереди. Рефери фиксирует число совпадений. За каждое совпадение дается 1 балл. (Ребенок, закон, обязанности)
4) Художественный конкурс. Нарисовать обложку к Конвенции о правах ребенка и объяснить, что хотел показать.
5) Назвать как больше своих обязанностей, перечислить правила для учащихся. Сказать, в каком документе прописаны правила для учащихся.