Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Брюховецкий аграрный колледж»
по дисциплине “Обществознание”
Тема: «Трудовое право. Понятие и виды рабочего времени.»
Разработала:Р.Т.Попова.
Преподаватель общественных наук ,юрист.
ст. Брюховецкая, 2012 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО
ГО ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ
Тема: «Понятие и виды рабочего времени».
Тип занятия: урок усвоения новых знаний (по типологии П. И. Третьякова).
Цели занятия: в результате изучения студент должен: знать:
понятие и виды рабочего времени;
понятие и виды времени отдыха;
законодательные акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
уметь:
— определять категории граждан, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Цели и задачи для преподавателя:
Создать условия для формирования знаний, умений по теме.
Формировать общие компетенции обучающихся:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
выделять главное при работе с текстом, ставить цель и планировать свою деятельность;
осуществлять, самооценку и взаимооценку;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
уметь работать в команде;
— брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. 3. Воспитывать высокий уровень мотивации к получению выбранной профессии, самостоятельность, умение сотрудничать, уважительно относиться к мнению других. Межпредметные связи:
обеспечиваемые учебными дисциплинами: «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение», «Статистика»;
обеспечивающие: формирование высококвалифицированного специалиста среднего звена в области экономики и продолжение обучения в вузе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Технологии обучения: приемы технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.
Методы обучения:
по источнику информации: словесные, наглядные, практические;
по степени активности обучаемых: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский;
по типу взаимодействия участников: монологические и диалогические.
информационный раздаточный материал для обучающихся;
Трудовой кодекс РФ;
выставка литературы по теме.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент (приветствие, создание рабочей обстановки, настрой на совместную успешную деятельность).
Сегодня у нас урок усвоения новых знаний, но прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, давайте вспомним основные вопросы предыдущей темы.
2. Актуализация знаний — восстановление опорных знаний студентов по теме, установление связей между учебными занятиями, логический подход к изучению нового материала.
Фронтальный опрос
2.1.Дать определение трудового договора.
Ответ: Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется:
предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции;
обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением;
своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. А работник обязуется:
лично выполнять определенную этим соглашением трудовую
функцию;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
2.2.Какие условия трудового договора являются обязательными, а какие дополнительными?
Ответ: Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим кодексом или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условия труда на рабочем месте;
условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
об испытании;
о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
— о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.
2.3.Какие локальные акты, регулирующие отношения между работ- ником и работодателем, вы знаете?
Ответ: правила внутреннего трудового распорядка, устав организации, коллективные договоры и соглашения.
2.4.При заключении трудового договора с 16-летним Никифоровым в договоре не была указана продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Были ли в данном случае нарушения со стороны работодателя?
Ответ: да, так как рабочее время и время отдыха являются обязательными условиями трудового договора. При этом рабочее время несовершеннолетнего должно быть сокращенным (у обучающихся возник вопрос: «Какая продолжительность рабочего времени устанавливается для несовершеннолетних?»).
3.Объявление темы, целеполагания и плана занятия. Преподаватель: Для решения данной практической ситуации мы
должны рассмотреть новую тему: «Понятие и виды рабочего времени».
Давайте попробуем сформулировать цели нашего учебного занятия и записать их в рабочую карту, которая лежит перед каждым из вас.
Выслушиваются предложения обучающихся, преподавателем делается вывод и формулируются цели занятия.
План занятия включает следующие вопросы:
Понятие и виды рабочего времени.
Определение категорий граждан, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Преподаватель: Как вы считаете, насколько эта тема актуальна для вас? Каким из следующих способов мы можем решить поставленные учебные задачи:
объяснение преподавателя;
сообщение однокурсников;
изучить самостоятельно, используя необходимую литературу;
комбинированно.
Принимается решение о способах достижения учебных задач.
4.Изучение нового материала.
Преподаватель: У вас на столах имеется раздаточный материал:
— информационный материал;
- Трудовой кодекс РФ.
Вы в парах начинаете работать над новым материалом, используя прием «INSERT» — маркировка текста значками, отмечая по ходу чтения, что вам уже известно («v»), что нового («+»), думал иначе («—») и какие вопросы возникли («?»), затем вы начинаете заполнять графическую схему-кластер по новому материалу:
Обсуждается первый вопрос (на доске заполняется кластер «Виды рабочего времени»).
Преподаватель: Рассмотрим второй вопрос — определение категорий граждан, для которых устанавливается сокращенное рабочее время. (Используя информационный материал и ТКРФ, выделяем категории граждан, для которых устанавливается какой-либо вид рабочего времени.)
Одновременно продолжаем работу по заполнению кластера.
Обсуждение возникших вопросов (фронтально).
Обучающиеся задают вопросы. Обсуждается то, что маркировано значком, обозначающим «думали иначе».
Сообщение обучающегося «Продолжительность рабочего времени в других странах» (таблица).
Обсуждение сообщения (индивидуально, коллективно).
5. Возврат к решению практической ситуации на I этапе занятия:
При заключении трудового договора с 16-летним Никифоровым в договоре не была указана продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Были ли в данном случае нарушения со стороны работодателя?
Решение практических ситуаций (в парах).
Преподаватель: Мы рассмотрели с вами все вопросы нашего плана, а теперь давайте попробуем применить полученные знания для разрешения практических ситуаций.
Разные варианты практических ситуаций у вас есть в рабочих картах (работаете в парах и представляете свой ответ).
Задача 1
Бухгалтер Анохина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком (ст. 256 ТК РФ), после достижения ребенком возраста полутора лет решила выйти на работу и обратилась к главному бухгалтеру с просьбой установить для нее неполный рабочий день — по четыре часа в день. Начальник отдела кадров, куда направил ее главный бухгалтер, разъяснил, что она имеет право находиться в отпуске без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет, в течение которого ей будет выплачиваться компенсация, а не требовать установления неполного рабочего дня.
Обоснованно ли требование Анохиной ? Прав ли начальник отдела кадров?
Ответ: В соответствии со ст. 256 ТК РФ требование Анохиной обоснованно, так как по заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Задача 2
Отдел кадров направил в профком проект приказа о привлечении электромонтера Чернышева к работе в выходной день. Председатель профкома написал на проекте приказа: «Не возражаю».
Правильны ли действия отдела кадров и председателя профкома?
Ответ: Нет, так как в соответствии со ст. 113 ТК РФ привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:
для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Преподаватель: Молодцы! С заданием справились хорошо! А теперь еще одно задание, попробуйте выполнить его самостоятельно.
Задание: придумайте и разрешите практическую ситуацию в парах на применение нового материала.
Обучающиеся зачитывают свои ситуации и дают на них ответы.
6. Контроль знаний по теме.
Верны ли утверждения?
Рабочее время — это время, в течение которого работник трудится на работодателя в определенном месте и на определенных условиях, (ответ: да)
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для любых категорий граждан. (Ответ: нет)
Неполное рабочее время устанавливается по соглашению между работником и работодателем. (Ответ: да)
К работе в ночное время привлекаются женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет. (Ответ: нет)
Время сверхурочной работы может быть больше 120 часов в год. (Ответ: нет)
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 42 часов в неделю. (Ответ: нет, 40 часов)
При шестидневной рабочей неделе продолжительность работы не может превышать 7 часов, (ответ: да)
Ночным считается рабочее время с 23.00 до 7.00. (Ответ: нет, с 22.00 до 06.00)
Продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю для работников в возрасте 16—18 лет. (Ответ: нет, не более 35 часов в неделю)
Привлечение работников в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется только по приказу работодателя. (Ответ: нет, плюс письменное согласие работника)