Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "В мире прав и обязанностей".»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Василия Дмитриевича Ревякина р.п.Самойловка Самойловского района Саратовской области»
Круглый стол. Тема: "В мире прав и обязанностей".
Воспитательное мероприятие, посвящённое Всемирному дню прав ребенка, в рамках Дня правовой помощи детям.
Цель: Формирование правовой грамотности и профилактика правонарушений учащихся.
Задачи: обобщить знания учащихся об основных правах ребенка; формировать представление о единстве прав и обязанностей человека, отрицательное отношение к противоправным поступкам; побуждать учащихся к защите своих прав, не ущемляя при этом права окружающих; развивать навыки работы с источниками права, анализировать их, высказывать собственную точку зрения, вести диалог; воспитывать гражданственность, уважение к правам других людей, умение решать социальные проблемы, затрагивающие права человека; работать самостоятельно и в группе.
Присутствуют: ученики 8 – 11-х классов,
Оборудование: Конвенция о правах ребенка, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Права ребенка».
Ход мероприятия
Вступление.
Ведущий 1: 20 ноября - Всемирный день прав ребенка. Кто знает, с чем связано данное событие?
- Ответы учащихся.
Ведущий 2: В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. 20 ноября знаменует день, в который Ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребенка, а в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка.
Ведущий 1: 60 лет назад, мир дал детям обещание делать все возможное для защиты и продвижения их прав на выживание и процветание, образование и развитие, полное раскрытие их потенциала, а также на то, чтобы их голоса были услышаны.
Ведущий 2: Сегодня мы собрались вместе, чтобы, во-первых, поговорить и проверить, насколько хорошо знаете вы свои права и обязанности. А во-вторых, к нам пришли гости, …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Во второй части круглого стола нам представится возможность получить от них консультации, полезную информацию, которая поможет вам, подрастающему поколению, грамотно ориентироваться в мире прав и обязанностей.
Ведущий 1: Итак, начнем. Конвенция о правах ребенка. О чем она?
РОЛИК «Конвенция о правах ребенка. О чем она?»
Знакомство.
Ведущий 2: Прежде чем мы начнем обсуждение, предлагаем воспользоваться правом, данным вам с рождения. Как вы думаете, какое это право? Право на имя.
По очереди называют свои имена. (Передают по цепочке сердце с надписью «Имею право»).
Права ребенка.
Ведущий 1: - С какого возраста ребенок приобретает права?
- До какого возраста ребенок считается ребенком?
С помощью картинок, предлагаем вспомнить права ребенка.
Вы выходите, берете одну картинку, называете какое право она означает и прикрепляете ее на доску с помощью магнита.
РОЛИК «Я имею право».
Тренинг «Правовая линия» проводит психолог.
Законы в защиту детей.
Работа по презентации
Ведущий 2: Одними из основных документов по правам ребенка являются: - Декларация прав ребенка, 1959 год.
- Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1989 год.
- Всемирная декларация прав человека, 1948 г.
Это нормативные акты международного характера, имеющие верховенство над законодательством государств, ратифицировавших их.
- Какие документы, защищающие права детей в РФ вы знаете?
Конституция РФ;
Семейный кодекс РФ;
Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
Федеральный закон «Об образовании»;
Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Федеральный закон об опеке и попечительстве
Со многими положениями данных нормативно-правовых актов вы знакомы.
Конвенция о правах ребенка.Практическая работа с текстом.
Ведущий 1: Ребята, перед вами лежит текст Конвенции о правах ребенка. Вы должны назвать статью, в которой закреплено право, указанное на слайде.
ИМЯ И ГРАЖДАНСТВО(ст. 7) Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это, возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ(ст. 8), Право на имя, гражданство и их изменения, право знать своих кровных родственников при усыновлении.
МНЕНИЕ РЕБЕНКА(ст. 12)право свободно выражать мнения, взгляды.
ЗАЩИТА ПРАВА НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ(ст. 16) Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ(ст. 28, 29): Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
ПРАВО НА ЖИЗНЬ(ст. 6): Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Дискуссия.
- Всегда ли соблюдаются эти права?
СЛАЙД Кузнецова. Ее интервью (зачитать).
Ведущий 2: Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. Задача омбудсменов - обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.
СЛАЙД Уполномоченные по правам ребенка в РФ, Саратовской области, Самойловском районе.
- Если у вас случилась ситуация, кода нарушены ваши права. Знаете ли вы, куда нужно обратиться?
Сценки
Сценка 1
Мама.Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Учитель - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Девочка. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Учитель - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Мальчик. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Учитель - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).
СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ» Тренинг «Ассоциации» проводит психолог.
Права и обязанности.
Ведущий 1: Не надо забывать, что каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности прописаны в Уставе школы. Из того перечня, что я буду вам озвучивать, выберите, что относится к правам, а что к обязанностям. 1. Получение бесплатного общего образования
2. Получение дополнительного образования
3. Соблюдение Устава школы
4. Бережное отношение к имуществу учреждения
5. Уважение человеческого достоинства
6. Добросовестно учиться
7. Выполнение требований педагогов
8. Уважение чести других учащихся
9. Выбор формы образования
10. Носить школьную форму
11. Посещать мероприятия, организуемые школой.
Знаете ли вы закон?
Ведущий 2: Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности. Любое нарушение закона регулируется нормами разных отраслей права. Какие виды юридической ответственности вам знакомы? (административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая)
- Ответы учащихся.
Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.
• Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая ответственность) • Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная) • Избиение одноклассника (Уголовная ответственность) • Кража мобильного телефона (Уголовная ответственность) • Прогул в школе (Дисциплинарная ответственность) • Переход дороги в неположенном месте (Административная ответственность) • Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая ответственность) • Нецензурная брань в общественном месте (Административная ответственность)
Ответственность несовершеннолетних.
Ведущий 1: К сожалению, в настоящее время нередки случаи, когда несовершеннолетние граждане, плохо знающие закон, ведут себя в обществе неправомерно. Однако, всем хорошо известно, что незнание закона не освобождает от ответственности. В любом случае, рамки должного, дозволенного и запретного в общих чертах знают даже малолетние дети. Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная, которая наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет?
1) Нецензурная брань в школе – это издержки воспитания или противоправное действие? ( КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство)
2)Кто пользуется преимущественными правами при разводе в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей)
3 - как вы считаете какие правонарушения на этой фотографии?
ообсуждение
К сожалению, в молодежной среде популярны сигареты, алкоголь и наркотики.
- Как вы считаете, наказуемо ли курение?
(За курение в общественных местах штраф от 500р. до 1,5 т. р.;
на детской площадке от 2.000 руб. до 3.000 руб.,
за вовлечение в курение несовершеннолетнего от 1.000 руб. до 2.000 руб.)
4 фотогафия «Кража из магазина»
Обсуждение.
- Как вы считаете, каковы последствия совершения кражи?
(Наказание магазинному вору предусматривается по ч. I ст. 258 УК РФ «Кража». Минимальная санкция — штраф до 80 т. р.,
максимальная — лишение свободы до 2 лет.) Одним из распространенных видов краж является кража телефона.
Права и обязанности тесно взаимосвязаны.
Правовая помощь несовершеннолетним.
Ведущий 2: Мы переходим ко второй части нашего круглого стола и предоставляем слово нашим гостям.
А) Выступление гостей.
Б) Вопросы учащихся и к учащимся.
Ведущий 1: Сегодня целью работы нашего круглого стола было напомнить вам о ваших правах, побудить вас к защите свои права, не ущемляя при этом права окружающих. Некоторым из вас совсем скоро исполнится 18 лет, некоторым через год, два. Как вы думаете, почему мы все же говорим о правах детей сегодня? Потому, что вы будущие родители. Хочется дать вам напутствие на будущее.
РОЛИК «Берегите своих детей».
Ведущий 2: В заключение нашего круглого стола хочется еще раз напомнить о том, что пользуясь своими правами, надо помнить и уважать права других людей!
Рефлексия.
Передаем сердце и отвечаем на вопросы. Тренинг «Температура» проводит психолог.