Методическая разработка мероприятия "Мы понимаем друг друга с полуслова..." (приуроченное к Международному дню толерантности).
Методическая разработка мероприятия "Мы понимаем друг друга с полуслова..." (приуроченное к Международному дню толерантности).
"Мы понимаем друг друга с полуслова..."
Цели:
- знакомство обучающихся с понятием "толерантность, толерантное отношение";
- развитие умения наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга;
- воспитание таких качеств как человеколюбие, доброта, сопереживание, внимание к окружающим;
Оборудование: ноутбук, проэктор, экран, видеосюжет "О толерантности" из программы "Другие новости", плакат с изображенным символом толерантности, раздаточный материал в виде памяток с заповедями, а также нарисованные ромашки с восьмью лепестками, каждый из которых символизирует человеческую добродетель.
Ход урока
Добрый день уважаемые гости и участники нашего мероприятия. Сегодня наша встреча посвящена толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Вопрос. Кто-нибудь слышал такое слово ранее? Или, может быть, знает его значение?
Необходимо отметить, что 16 ноября во всём мире принято считать как дату празднования Международного дня толерантности. Данное решение было принято государствами - членами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16 ноября 1995 года.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения, и, что не мало важно, уважаемый окружающими.
Понятие толерантность имеет свою историю. Одна из теорий происхождения термина "толерантность" полагает связь толерантности с именем известного в Мировой истории француза Шарля Мориса Талейрана. Талейран отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Этот человек был талантливым во многих областях, умел учитывать настроения окружающих, относился к ним уважительно, не ущемляя интересы. И при этом сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Что же касается самого термина толерантность, то он объясняется как (от лат.tolerantia - терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. То есть, она не означает принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением (в качестве примера сказанному, приводятся различные социальные рекламы, пропагандирующие толерантное отношение к окружающим).
Хочется отметить, что наличие толерантных качеств великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга, простить ошибки, найти правильное решение любой проблемы. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую притчу "Слепые мудрецы и слон".
Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот слон.
Итак, шесть мудрецов пошли "смотреть" слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
- М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
- Нет, на веревку!
- Нет, змею!
- Стену!
- Вы ошибаетесь!
- Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе. В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
Вопрос. В чем смысл этой притчи? Почему мудрецам так и не удалось узнать, как выглядит слон?
Каждый человек, как и мудрецы из притчи, могут представить себе лишь то, что сами чувствуют и видят. И в конечном итоге получается, что все мы по-разному воспринимаем этот мир и, по большей части, считаем свое мнение истиной, не обращая внимания на мнения и мысли других, что приводит к недопониманиям и конфликтам. Поэтому так важно научиться слушать и слышать окружающих людей, уважительно и терпимо к ним относится.
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости обострили межконфессиональные, межэтнические и другие конфликты (приводятся выдержки из заповедей различных религиозных течений, на основании которых формулируется мысль о положительных чертах любого вероисповедания, а также неверной, зачастую экстремистского толка трактовке текстов священных писаний).
Действительно, особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях нашей многонациональной страны, где живут взрослые и дети из семей самых различных национальностей и вероисповеданий, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство людей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым люди зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на их поведение и на взаимоотношение с окружающими (демонстрируется видеосюжет "О толерантности" из программы "Другие новости").
Подведение итогов
Заканчивая нашу встречу, я бы хотела обратить ваше внимание на плакат, с изображенной на ней ромашкой с восьмью лепестками, каждый из которых символизирует человеческую добродетель (зачитывается каждое добродетельное качество, в сопровождении комментариев и вопросов, о наличии их у присутствующих).
На ваших столах лежат памятки с заповедями, которые как нельзя лучше отражают те качества, которые необходимы каждому человеку для гармоничного развития.
- Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
- В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как к самим себе.
- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
- Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
- Ну что же, наше мероприятие подошло к концу! Надеюсь, что оно не прошло для вас даром. Будьте добрее друг к другу, уважайте и цените друг друга, берегите себя, своих друзей и близких (в завершении всем присутствующим раздаются ромашки с добродетелями и памятки с заповедями).
Список используемых источников и литературы
1. Галиев А.Ф., Батурина О.С. Исторический анализ теории происхождения термина "толерантность"// http://psytolerance.info.
2. Далай-Лама. Цитаты//http://citaty.info.
3. Слепые мудрецы и слон// http://www.darchik.ru.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия "Мы понимаем друг друга с полуслова..." (приуроченное к Международному дню толерантности). »
Методическая разработка
мероприятия
"Мы понимаем друг друга с полуслова..."
(приуроченное к Международному дню толерантности)
Армавир, 2014
"Мы понимаем друг друга с полуслова..."
Цели:
- знакомство обучающихся с понятием "толерантность, толерантное отношение";
- развитие умения наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга;
- воспитание таких качеств как человеколюбие, доброта, сопереживание, внимание к окружающим;
Оборудование: ноутбук, проэктор, экран, видеосюжет "О толерантности" из программы "Другие новости", плакат с изображенным символом толерантности, раздаточный материал в виде памяток с заповедями, а также нарисованные ромашки с восьмью лепестками, каждый из которых символизирует человеческую добродетель.
Ход урока
Добрый день уважаемые гости и участники нашего мероприятия. Сегодня наша встреча посвящена толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Вопрос. Кто-нибудь слышал такое слово ранее? Или, может быть, знает его значение?
Необходимо отметить, что 16 ноября во всём мире принято считать как дату празднования Международного дня толерантности. Данное решение было принято государствами - членами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16 ноября 1995 года.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения, и, что не мало важно, уважаемый окружающими.
Понятие толерантность имеет свою историю. Одна из теорий происхождения термина "толерантность" полагает связь толерантности с именем известного в Мировой истории француза Шарля Мориса Талейрана. Талейран отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Этот человек был талантливым во многих областях, умел учитывать настроения окружающих, относился к ним уважительно, не ущемляя интересы. И при этом сохранял свои собственные принципы, стремился к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Что же касается самого термина толерантность, то он объясняется как (от лат.tolerantia - терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. То есть, она не означает принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением (в качестве примера сказанному, приводятся различные социальные рекламы, пропагандирующие толерантное отношение к окружающим).
Хочется отметить, что наличие толерантных качеств великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга, простить ошибки, найти правильное решение любой проблемы. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую притчу "Слепые мудрецы и слон".
Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот слон.
Итак, шесть мудрецов пошли "смотреть" слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
- М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
- Нет, на веревку!
- Нет, змею!
- Стену!
- Вы ошибаетесь!
- Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе. В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
Вопрос. В чем смысл этой притчи? Почему мудрецам так и не удалось узнать, как выглядит слон?
Каждый человек, как и мудрецы из притчи, могут представить себе лишь то, что сами чувствуют и видят. И в конечном итоге получается, что все мы по-разному воспринимаем этот мир и, по большей части, считаем свое мнение истиной, не обращая внимания на мнения и мысли других, что приводит к недопониманиям и конфликтам. Поэтому так важно научиться слушать и слышать окружающих людей, уважительно и терпимо к ним относится.
По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости обострили межконфессиональные, межэтнические и другие конфликты (приводятся выдержки из заповедей различных религиозных течений, на основании которых формулируется мысль о положительных чертах любого вероисповедания, а также неверной, зачастую экстремистского толка трактовке текстов священных писаний).
Действительно, особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях нашей многонациональной страны, где живут взрослые и дети из семей самых различных национальностей и вероисповеданий, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство людей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым люди зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на их поведение и на взаимоотношение с окружающими (демонстрируется видеосюжет "О толерантности" из программы "Другие новости").
Подведение итогов
Заканчивая нашу встречу, я бы хотела обратить ваше внимание на плакат, с изображенной на ней ромашкой с восьмью лепестками, каждый из которых символизирует человеческую добродетель (зачитывается каждое добродетельное качество, в сопровождении комментариев и вопросов, о наличии их у присутствующих).
На ваших столах лежат памятки с заповедями, которые как нельзя лучше отражают те качества, которые необходимы каждому человеку для гармоничного развития.
- Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
- В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как к самим себе.
- Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
- Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
- Ну что же, наше мероприятие подошло к концу! Надеюсь, что оно не прошло для вас даром. Будьте добрее друг к другу, уважайте и цените друг друга, берегите себя, своих друзей и близких (в завершении всем присутствующим раздаются ромашки с добродетелями и памятки с заповедями).
Список используемых источников и литературы
1. Галиев А.Ф., Батурина О.С. Исторический анализ теории происхождения термина "толерантность"// http://psytolerance.info.