Классный час по теме "Конституция Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ"
Цели:
продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к Основному закону страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Конституция Российской Федерации" »
Нуруллина Зульфия Ирнисовна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Аксаринская средняя общеобразовательная школа»
Заинского района РТ
Классный час по теме "Конституция Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ"
Цели:
продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к Основному закону страны.
Участники: учащиеся 9-11 классов
Оборудование: Конституция РФ, статьи из Конституции РФ, подшивки газет «Российская газета», «Аргументы и факты», «Ватаным Татарстан», «Новый Зай», два ватмана
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.
Актуализация знаний учащихся.
Ребята, скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)
Какую информацию можно извлечь из паспорта. (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)
Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)
Совершенно верно, таким документом является Конституция.
Изучение нового материала.
Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?
Игра «Ассоциации» Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации
Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Конституция – Основной Закон государства
Определяющий:
Как устроено государство
Как образованы органы власти
Каковы права и обязанности граждан.
Герб, гимн, флаг и столица государства
Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".
Вопрос: Когда в России впервые подняли вопрос о введении Конституции?
Ответы с мест: "1. декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."
Вопрос:Когда в России впервые была принята Конституция? Кто знает, когда была принята ныне действующая Конституция? (выступление учащейся 11 класса об истории Конституции)
После 1917 года было принято 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.
Вопрос: Чем конкретно отличается ныне действующая Конституция от своих предшественников? (Выступление ученицы 10 класса)
Конституция – это основной закон страны (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)
Вывод Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Работа с текстом «Конституция РФ»
Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов. Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ
Рассмотрим более подробно Главу 2 «Права и свободы человека и гражданина»
- Прочитайте представленные статьи и сформулируйте принципы правового положения личности в РФ. (Принципы конституционного статуса человека и гражданина (статья 2, 15, 17, 18,19)) (Разбор прочитанных статей и вывод идет коллективно)
Работа в группах. Здание для каждой группы:
Прочитать соответствующие статьи Конституции РФ и привести примеры по каждой группе прав
Используя материалы периодической печати, подобрать примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав. Свой выбор аргументировать.
1 группа Гражданские (личные) права и свободы (статья 20, 21, 22, 23,25,26,27,28,29)
2 группа Политические права и свободы (статья 30,31,32,,33)
3 группа Экономические права и свободы (статья 34, 35, 37, 40, 41, 43, 44)
4 группа Социальные и экологические права (статья 37, 38. 39,42)
Примечание: При работе можно использовать материалы сайта «Президент РФ гражданину школьного возраста» Раздел «Россия»
Человек, когда рождается на свет, уже имеет права. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
Ребята, скажите, а человек обладает только правами? (Нет. Есть и обязанности.)
И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)
Правильно. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)
Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной.
– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
4. Закрепление изученного материала.
Ребята сейчас мы с вами проведем викторину.
1. Завершите фразу: Права человека-это…
2. Кто такой гражданин?
3. Герои известной мультипликации «Бременские музыканты» поют: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы...» Почему люди ценят свободу больше, чем богатства?
4. Завершите фразу: Право человека на образование относится к…
5. С какого момента основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому в РФ?
6. Чем может быть ограничено право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений?
7. Разрешен ли принудительный труд?
8. Закончи предложение: Достоинство личности охраняется….
9. Конституция РФ гарантирует право на социальное обеспечение… .
10. Какое образование считается обязательным?
11. Закончи предложение: К конституционным обязанностям относятся…
12. Кому в РФ гарантируется свобода слова, печати, мнений и убеждений?
13. Все ли имеют право избирать и быть избранными?
14. Что является долгом в РФ?
15. Закончи предложение: Все равны перед судом и …
5. Итог урока.
Ребята! Важно понять необходимость Конституции для граждан государства. Конституция определят устройство государства, взаимоотношения государства и граждан, гарантирует права и свободы граждан.
На стенде вы видите плакат, на нем две колонки: «да» и «нет». Перед началом нашего урока вы получили цветные квадратики. Пришло время их использовать при голосовании. Прикрепите красный квадратик в колонку «да», черный – в колонку «нет», отвечая на вопрос «Нужна ли Конституция?»