Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Праздник осени"»
«Праздник осени»
Цели:
Расширение знаний о традиции праздника урожая в Германии и Древней Руси;
Расширение кругозора учащихся, знакомство с традициями, обычаями;
Формирование положительного отношения к иноязычной культуре;
Развитие творческих способностей учащихся;
Развитие внимания, способности к сравнению, сопоставлению, обобщению.
Задачи:
Расширять кругозор учащихся;
Развивать творческие способности учащихся;
Формировать потребности в новых знаниях и мотивации к изучению культуры своей страны;
Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, доска, раздаточный материал для учащихся, карточки для игр.
-Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
-Мы рады видеть вас. На календаре уже осень. Красивое время года, не правда ли?
Дети: Да, красивое.
Стало вдруг светлее вдвое:
Двор, как в солнечных лучах, -
Это платье золотое
У березы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды …
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. Мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует.
Осенины - это встреча осени на Руси. Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.
14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.
21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.
27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".
Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.
С осенью и осенними месяцами связано множество поговорок и пословиц. Ребята, знаете ли вы какие-нибудь из них? Давайте мы познакомим вас с несколькими. Пословицы об осенних месяцах.
Холоден сентябрь, да сыт.
В сентябре и лист на дереве не держится.
Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.
Октябрь – капустник, пропах капустой.
Октябрь – ложка воды, ведро грязи.
В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёти снизу метёт.
Ноябрь – ворота зимы.
Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме – родной батюшка.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается
Пословицы и поговорки об осени.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Осенью у воробья пир.
Осень идёт и дождь за собой ведёт.
Осень всех наградила, всё загубила.
В Германии тоже отмечается Праздник осени. Только называется он Праздник сбора урожая. У этого праздника очень богатая история. Корни этого обычая уходят еще во времена Древнего Рима и Древней Греции. Еще в V веке до нашей эры древние греки приносили дар Богу — укладывали в козлиный рог фрукты и злаки, что символизировало возвращение части урожая Всевышнему.
Впервые он начал отмечаться в Германии еще в XVII веке. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), стал он регулярным. Однако официальная дата празднования была утверждена католической церковью лишь в 1972 году. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят Всевышнего за дары природы.
В этот праздник люди благодарят Бога за дары. Когда приходит осень, собираются овощи, фрукты, зерно. Во многих культурах праздновался этот праздник. Люди благодарили Богов природы за хорошую погоду и богатый урожай.
Сегодня это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары.
В этот день люди приносят фрукты, овощи и зерно в церковь и кладут дары у алтаря. Также они украшают дома цветами, поют песни и читают молитвы.
В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.
Люди плетут венки из колосьев. Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Прихожане плетут венки из пшеницы и колосьев из последнего собранного снопа, а затем развешивают их в храме. Овощи, фрукты, злаки и пряные травы освещают и выкладывают перед алтарем и затем раздаются прихожанам.
В сельских общинах устраивается ярмарка и так называемый «поезд благодарности за урожай». Люди украшают машины всем, что собрали с грядок, и едут по главной улице, как бы хвастаясь своим урожаем.
Отслужив мессу, люди отправляются в центр своего города или деревни, чтобы продолжить празднование.
Обязательно устраиваются сельскохозяйственные выставки, где местные фермеры показывают свои достижения — самые большие тыквы, самые сочные фрукты, самые спелые ягоды.
На празднике организуется хорошая развлекательная программа: игры, конкурсы, иногда аттракционы, стрельба по мишеням, а в завершении праздника — красочный фейерверк, который видно далеко за пределами города.
Итак, ребята, вы услышали наш рассказ. Было ли это интересно и познавательно для вас?
Дети: Да, конечно, спасибо большое.
-Ребята, давайте выполним с вами несколько интересных заданий. Но сначала давайте поделимся на 3 группы. В моём мешочке лежат листочки разных цветов. Подходите по одному и вытягивайте листочек.
(Учащиеся достают разноцветные листочки из мешка, чтобы разделиться на команды)
-Итак, красные листочки садятся на первый ряд, жёлтые на второй ряд и зелёный на 3 ряд. И сейчас мы даём вам минутку, чтобы вы придумали названия для своих команд.
(Учащиеся придумывают название команд)
-Запишите на доску названия своих команд.
(Учащиеся записывают свои названия на доске)
-Отлично. Давайте начнём.
1 Задание.
Сейчас мы будем загадывать вам загадки. Кто угадает, поднимает руку, отвечает. Если отвечает правильно, получает жетончик.
(Учащиеся отгадывают загадки и получают жетоны).
Из растений, чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете.
(пшеница)
У мамочки дочки-
На шнурочке.
(усы земляники)
Помидору – брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одёжке.
Не краснеет даже в лёжке.
(баклажан)
Одеждой сер,
Да телом бел
(Рис)
Хоть прячется Алёна За веточкой зелёной, Но красная щека Видна издалека.
(яблоко)
Цветок - напрасный,
Плод сырой: - опасный,
А поле всё засажено.
(Картофель)
И к пище приправа
И на микробов управа.
(лук, чеснок, корица...)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(помидор)
Красна, а не калина,
Горька, а не осина,
Кругла, а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка.
(редиска)
На плетне зелёный крюк,
На крюке весит сундук.
В сундуке 5 ребят
Смирно рядышком сидят.
Вдруг раскрылся сундук-
Всё рассыпалось вокруг.
(горох)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки.
(морковь)
2 Задание.
А сейчас давайте немного поиграем. Игра называется «Найди числа». На листах в таблице даны числа вразброс. Одни человек от команды выходит и быстро называет и показывает все числа по порядку. А мы будем засекать время, за которое вы выполняете это задание.
(Учащиеся выполняют задание. Команда, выполнившая задание быстрее других получает жетон. Команда, выполнившая задание без единой ошибки, также получает жетон. Участники сдают свои работы на проверку)
3 Задание.
Следующая игра называется «Кто быстрее?». На слайде написаны скороговорки. Вы выбираете по одному человеку из команды. Этот человек должен быстро и правильно прочитать скороговорки. Кто сделает этого быстрее всего, получит больше жетонов.
(Учащиеся выполняют задание и получают жетоны).
Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!
4 Задание.
Ребята, вы наверняка знаете, что не только люди запасаются на зиму урожаем. То же самое делают и животные. Давайте поиграем с вами в игру «Пантомима». У меня в мешочке лежат карточки с названиями животных. По одному человеку из команды вы по очереди будете подходить, вытягивать карточку и показывать всему классу какое-то животное. Тот, кто хочет ответить, поднимает руку. Если ответ правильный, то он получает жетон. Если человек, который показывает животное, делает это доступно, и другие быстро отгадывают, то за своё мастерство в пантомиме он тоже может получить жетон.
А сейчас креативное задание. Сделайте красивые открытки.
Ребята, пока подсчитываются ваши баллы, y предлагаем вам сделать осеннюю открытку. Всё необходимое вы найдете на своих столах: картон, заготовки из цветной бумаги: листья, фрукты, овощи, ножницы и клей. У вас есть 5 минут для того, чтобы изготовить красивую осеннюю открытку.
Время закончилось. Покажите свои открытки.
Что ж, мне нравятся все открытки.
Мы подсчитали ваши жетон. Посмотрите на доску.
(Подведение итогов; озвучивание команды победителя; награждения команды победителей).
Что ж, ребята, вы все очень умные, активные и творческие. Вы хорошо поработали и получаете небольшие подарки.