2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Один художник решил нарисовать лес.
Что такое лес?- размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, дубы, осины и липы. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-Лесовичка.
-Это не лес!-послышался голос старичка-Лесовичка из угла картины. –Без цветов, без трав –не лес!
Нарисовал художник и траву и цветы.
-А насекомых нарисовал?-опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
-Нужны птицы, а ещё кусты и ягоды,-не унимался старичок Лесовичок. И это дорисовал художник.
-Нарисуй жабу и ящерицу.
-Нет, сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей.
Было темно и художник хотел зажечь свет и вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.
-Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть лес.
-Ребята, а чем является лес для человека?
-Какая связь между лесом и человеком?
-Посмотрите на картину и скажите, лес какого времени года изображён?
-Почему вы так решили? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
3. Выявление места и причины затруднения.
Чтение сказки «Волшебница Осень»
-Пришла волшебница Осень и взмахнула кистью. Появился вот такой круг.
-Что это за круг? (ГОДОВОЙ КРУГ)
- Стала она махать кистью и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
-Что это за имена? (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ).
-Взмахнула первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
- Что это за птицы? ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
-Взмахнула второй раз и полетели вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)
-Взмахнула осень третий раз и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.
-Что это за птицы (ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ)
-Взмахнула осень четвёртый раз и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
-Какие полетели последние три птицы? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Так о чём мы будем говорить на уроке?
-Сформулируйте тему нашего урока?
-Что же мы должны узнать об осенних месяцах?
- Давайте спланируем свою деятельность.
-Во-первых, научимся находить признаки осенних явлений природы (осенние месяцы)
-Во-вторых, определим труд людей осенью.
5. Реализация построенного проекта.
-У осени три брата и у каждого свой характер. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ) -ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.
-Посмотри, как по-разному их изобразила природа.
-Ребята, внимательно запомните их различия.
-Кто знает откуда к нам пришли названия этих месяцев?
-Сейчас я буду перечислять осенние месяцы по их старинным названиям.(ХМУРЕНЬ, ГРЯЗНИК, БЕЗДОРОЖНИК)
-Какие из названий соответствуют современным?
-А теперь откройте учебник (СТР,55) и прочитайте их и постарайтесь объяснить, о чём они говорят.
Физ.минутка.
Игра-пантомима «Люди и деревья»
А люди похожи на деревья?
Руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги – на корень. Большие деревья похожи на высоких людей.
-Представьте, что вы превратились в деревья. Возьмите в руки осенние листья.
Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются.
-К нашим братьям пришла в гости осенняя кукла.
-Почему такую куклу могли сделать осенью? (К ОСЕНИ СОБИРАЛИ УРОЖАЙ С ПОЛЕЙ; СКЛАДЫВАЛИ НА ЗИМУ В СТОГА СКОШЕННЫЕ НА КОРМ ЖИВОТНЫМ ТРАВУ)
-Какое имя можно дать этой кукле?
-Как можно описать её характер?(ЩЕДРАЯ, ХЛЕБОСОЛЬНАЯ, ГОСТЕПРИИМНАЯ, ДОБРАЯ, РАБОТЯЩАЯ)
-О чём говорят название октября «капустник»?
-А какой православный праздник отмечался 14 октября? (ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) (ПОКАЗ СЛАЙДОВ) ХРАМ, ИКОНА
А ещё октябрь называли «свадебник»
После праздника Покрова играли свадьбы (СЛАЙД КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА).
-РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ СТР57. КУКЛЫ-НЕРАЗЛИЧНИКИ,
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Выполнение заданий в рабочей тетради стр.36-37 №1,2,3.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Ответы на вопросы из рубрик «Обсудим», «Проверим себя».(УЧ,СТР,57)
8. Включение в систему знаний и повторений.
-Рассмотрите репродукции картин А.А.Левитана «Золотая осень» и А.П. Пластова «Первый снег».
-Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой левитановской осенью вдоль берега реки или постоять на крылечке дома рядом с ребятишками, изображёнными на картине А.П. Пластова. Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах осенней травы и первого снега, ощутите прикосновение ветра.
-Попробуйте определить, в какие осенние месяцы природа могла так выглядеть.
9. Рефлексия учебной деятельности
-Красота осени вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства.
Чтение стихотворения
В ЛЕС ХОДИЛИ ЗА ГРИБАМИ,
НО НАЙТИ ИХ НЕ СМОГЛИ,
А ЗАТО БУКЕТИК МАМЕ
ОЧЕНЬ ЯРКИЙ ПРИНЕСЛИ:
И РЯБИНОВАЯ ГРОЗДЬ,
ЛИСТИК ДУБА-ОН ЗЕЛЁНЫЙ-
РВАТЬ НА ДЕРЕВЕ ПРИШЛОСЬ.
ОТ ЧЕРЁМУХИ ЛИСТОЧКИ-
ЯРКО-КРАСНЫЕ, КАК МАК,
И ЗАСОХШИЕ ЦВЕТОЧКИ-
БЕЗ ЦВЕТОЧКОВ НАМ НИКАК!
МАМА СПРОСИТ О ГРИБОЧКАХ,
МЫ-БУКЕТ БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ,
НАШЕ ЧУДО ИЗ ЛИСТОЧКОВ
ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ ГРИБОВ!
-Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.
-Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта. (ХОХЛОМА)
-
Если вам было на уроке интересно, всё получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите красный листик.
-Если что-то было непонятным, остались вопросы, то поднимите жёлтый листик.
-Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите зелёный листик.
-Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках, можно считать, что урок удался.
- Откройте дневник и запишите дом.зад: прочитать текст в учебнике стр.54-57; устно составить мини-сочинения по картинам; выполнить задания 4,5 в рабочей тетради.
СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА УРОК, МНЕ БЫЛО ПРИЯТНО С ВАМИ РАБОТАТЬ,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Осенние месяцы" »
Тема: Осенние месяцы
Тип урока: «открытия нового знания»
Цель:
-учить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края.
Планируемые результаты обучения в том числе формирование УУД.
Личностные результаты: понимание значимости осени и осенних месяцев, желание приобретать новые знания, осознание трудностей, стремление к преодолению их.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: умения определять и формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД: умения находить ответы в тексте учебника ( работать с текстовой информацией), наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимать значение предмета «окружающий мир».
Коммуникативные УУД: умение формулировать связный ответ на поставленный вопрос участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, аргументировано высказывать свои предположения.
Предметные результаты: к концу урока обучающиеся должны иметь представление о названиях осенних месяцев, о жизни людей осенью; описывать красоту осенней природы на основе произведений искусства.
Основные понятия: осень, осенние месяцы.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык.
Ресурсы: у каждого- учебник А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. В 2-х ч. Часть 1./А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.- М.:Просвещение,2012; А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь -М.: Просвещение, 2013;
у учителя- учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», А.А. Пластова «Первый снег», фотография храма Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, фотография иконы Пресвятой Богородицы.
Конспект урока
Окружающий мир «Осенние листья»
1.Орг момент.
Чтение стихотворения И.Бунина
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной. (ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО)
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Один художник решил нарисовать лес.
Что такое лес?- размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, дубы, осины и липы. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-Лесовичка.
-Это не лес!-послышался голос старичка-Лесовичка из угла картины. –Без цветов, без трав –не лес!
Нарисовал художник и траву и цветы.
-А насекомых нарисовал?-опять послышался голос Лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
-Нужны птицы, а ещё кусты и ягоды,-не унимался старичок Лесовичок. И это дорисовал художник.
-Нарисуй жабу и ящерицу.
-Нет, сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей.
Было темно и художник хотел зажечь свет и вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.
-Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они и есть лес.
-Ребята, а чем является лес для человека?
-Какая связь между лесом и человеком?
-Посмотрите на картину и скажите, лес какого времени года изображён?
-Почему вы так решили? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
3. Выявление места и причины затруднения.
Чтение сказки «Волшебница Осень»
-Пришла волшебница Осень и взмахнула кистью. Появился вот такой круг.
-Что это за круг? (ГОДОВОЙ КРУГ)
- Стала она махать кистью и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
-Что это за имена? (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ).
-Взмахнула первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
- Что это за птицы? ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
-Взмахнула второй раз и полетели вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)
-Взмахнула осень третий раз и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.
-Что это за птицы (ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ)
-Взмахнула осень четвёртый раз и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
-Какие полетели последние три птицы? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Так о чём мы будем говорить на уроке?
-Сформулируйте тему нашего урока?
-Что же мы должны узнать об осенних месяцах?
- Давайте спланируем свою деятельность.
-Во-первых, научимся находить признаки осенних явлений природы (осенние месяцы)
-Во-вторых, определим труд людей осенью.
5. Реализация построенного проекта.
-У осени три брата и у каждого свой характер. (ПОКАЗ СЛАЙДОВ) -ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.
-Посмотри, как по-разному их изобразила природа.
-Ребята, внимательно запомните их различия.
-Кто знает откуда к нам пришли названия этих месяцев?
-Сейчас я буду перечислять осенние месяцы по их старинным названиям.(ХМУРЕНЬ, ГРЯЗНИК, БЕЗДОРОЖНИК)
-Какие из названий соответствуют современным?
-А теперь откройте учебник (СТР,55) и прочитайте их и постарайтесь объяснить, о чём они говорят.
Физ .минутка.
Игра-пантомима «Люди и деревья»
А люди похожи на деревья?
Руки похожи на веточки, туловище – на ствол, а ноги – на корень. Большие деревья похожи на высоких людей.
-Представьте, что вы превратились в деревья. Возьмите в руки осенние листья.
Стоят деревья, протягивают веточки к небу и тихо покачиваются.
-К нашим братьям пришла в гости осенняя кукла.
-Почему такую куклу могли сделать осенью? (К ОСЕНИ СОБИРАЛИ УРОЖАЙ С ПОЛЕЙ; СКЛАДЫВАЛИ НА ЗИМУ В СТОГА СКОШЕННЫЕ НА КОРМ ЖИВОТНЫМ ТРАВУ)
-Какое имя можно дать этой кукле?
-Как можно описать её характер?(ЩЕДРАЯ, ХЛЕБОСОЛЬНАЯ, ГОСТЕПРИИМНАЯ, ДОБРАЯ, РАБОТЯЩАЯ)
-О чём говорят название октября «капустник»?
-А какой православный праздник отмечался 14 октября? (ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) (ПОКАЗ СЛАЙДОВ) ХРАМ , ИКОНА
А ещё октябрь называли «свадебник»
После праздника Покрова играли свадьбы (СЛАЙД КРЕСТЬЯНСКАЯ СВАДЬБА).
-РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ СТР57. КУКЛЫ-НЕРАЗЛИЧНИКИ,
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Выполнение заданий в рабочей тетради стр.36-37 №1,2,3.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Ответы на вопросы из рубрик «Обсудим», «Проверим себя».(УЧ,СТР,57)
8. Включение в систему знаний и повторений.
-Рассмотрите репродукции картин А.А.Левитана «Золотая осень» и А.П. Пластова «Первый снег».
-Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой левитановской осенью вдоль берега реки или постоять на крылечке дома рядом с ребятишками, изображёнными на картине А.П. Пластова. Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах осенней травы и первого снега, ощутите прикосновение ветра.
-Попробуйте определить, в какие осенние месяцы природа могла так выглядеть.
9. Рефлексия учебной деятельности
-Красота осени вдохновляла поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства.
Чтение стихотворения
В ЛЕС ХОДИЛИ ЗА ГРИБАМИ,
НО НАЙТИ ИХ НЕ СМОГЛИ,
А ЗАТО БУКЕТИК МАМЕ
ОЧЕНЬ ЯРКИЙ ПРИНЕСЛИ:
И РЯБИНОВАЯ ГРОЗДЬ,
ЛИСТИК ДУБА-ОН ЗЕЛЁНЫЙ-
РВАТЬ НА ДЕРЕВЕ ПРИШЛОСЬ.
ОТ ЧЕРЁМУХИ ЛИСТОЧКИ-
ЯРКО-КРАСНЫЕ, КАК МАК,
И ЗАСОХШИЕ ЦВЕТОЧКИ-
БЕЗ ЦВЕТОЧКОВ НАМ НИКАК!
МАМА СПРОСИТ О ГРИБОЧКАХ,
МЫ-БУКЕТ БЕЗ ЛИШНИХ СЛОВ,
НАШЕ ЧУДО ИЗ ЛИСТОЧКОВ
ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ ГРИБОВ!
-Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.
-Изображения осенних листьев, ягод можно увидеть и на старинных предметах домашнего быта. (ХОХЛОМА)
-
Если вам было на уроке интересно, всё получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите красный листик.
-Если что-то было непонятным, остались вопросы, то поднимите жёлтый листик.
-Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите зелёный листик.
-Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках, можно считать, что урок удался.
- Откройте дневник и запишите дом.зад: прочитать текст в учебнике стр.54-57; устно составить мини-сочинения по картинам; выполнить задания 4,5 в рабочей тетради.
СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА УРОК, МНЕ БЫЛО ПРИЯТНО С ВАМИ РАБОТАТЬ,
.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Чтение стихотворения И.Бунина «Лес, точно терем расписной» Звучание «Осенней песни» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
Умение слушать учителя.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Чтение сказки « Как художник рисовал лес».
Ребята, чем является лес для человека?
Какая связь между лесом и человеком?
Посмотрите на картину и скажите, лес какого времени года изображён? Почему вы так решили?
Преобразуют полученную информацию в другую. Строят свои рассуждения.
Отвечают на поставленный вопрос
Планируют свои действия в соответствии с поставленными вопросами.