Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни,его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений.С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия.Соответствуют ли приобретённые знания тем задачам,которые человек поставил перед собой?Ответ держать предстоит прежде всего учителю.А ответ очевиден;каждый урок должен нести новизну и быть увлекательным,чтобы поддерживать у школьников познавательный интерес и внимание.Всё это позволяет воплотить в жизнь современные технологии при обучении немецкому языку.Следует отметить,что современный урок стал более гибким,разнообразным по целям и задачам,вариативным по форме и методам преподавания,насыщенным по использованию новейших технологий обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в обучении немецкому языку »
8
« СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ »
Москва 2011 год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Современные технологии обучения немецкому языку……………..3
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку..3
Типы уроков…………………………………………………………………4
Глава 2. Проектная технология в обучении немецкому языку………………5
2.1 Основные требования к проекту…………………………………………...5
2.2 Структура проекта. Виды проектов……………………………………….7
2.3 Возможные проблемы в работе с проектом, пути их решения…………9
Заключение……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………………13
Введение
Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? Соответствуют ли приобретённые знания тем задачам, которые человек поставил перед собой. Ответ держать, прежде всего, учителю. И я задаю себе вечный вопрос: Какой я учитель? Могу ли я отдать своим ученикам всё то, что уже накоплено, задумано? Как построить урок так, чтобы мы с детьми обогащали друг друга? Как пробудить стремление учащихся к реализации своих способностей, заинтересовать? Ответ очевиден: каждый наш урок должен нести новизну, быть увлекательным, чтобы поддерживать у школьников внимание, познавательный интерес. Всё это позволяют воплотить в жизнь современные технологии обучения немецкому языку, нетрадиционные формы урока . Хочется вспомнить слова выдающегося лингвиста Е. И. Пассова: «Иностранный язык – блестящий тренажер для развития способностей. Если перечислять, что он дает в плане развития, получится длинный перечень. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации – те способности, которые работают вообще на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…»
Глава 1. Современные технологии обучения немецкому языку.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.
Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний; с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся. Овладевая коммуникативным подходом в преподавании иностранных языков, педагоги традиционно ставят во главу угла личностно-ориентированный урок. Основной ценностью личностно ориентированного урока является обращение к процессуальной стороне освоения, то есть к тому, как учится ученик и как он сотрудничает с учителем (одноклассниками). Грамотно построенный личностно- ориентированный урок изменяет:
тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);
ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;
позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;
характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.
Типы уроков.
В педагогической практике используются разные типы уроков. Они определяются особенностями задач. Это:
комбинированный урок;
урок изучения нового материала (урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование);
урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков (семинар-практикум, экскурсии, самостоятельные работы);
урок обобщения и систематизации (системное повторение крупных блоков учебного материала, изучаемого на протяжении длительного периода – четверти, полугодия, года обучения);
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков (устный или письменный опрос, диктант, изложение, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование). Учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, объяснения и обратной связи.
Интегрированные уроки помогают формировать у школьников более целостную картину мира, создают условия для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений и дают возможность детям увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовольствие. В образовании путь интеграции сегодня является самым перспективным, поскольку основывается на мудром принципе энергосбережения. Интеграцию можно считать естественным состоянием человека, когда он стремится к некой целостности бытия. Когда психологи говорят об интегрированной личности, они имеют в виду такого человека, который способен ощущать единство мироздания, комфортно чувствовать себя в этом единстве и беречь свою индивидуальность в любой ситуации. Педагогическая мысль уже не первое столетие пытается утвердить необходимость интеграционного подхода в образовании. Еще в XVII веке Ян Коменский писал: «Все, и самое большое и самое малое, так должно быть прилажено между собой и соединено, чтобы образовать неразрывное целое». Общие цели интеграции любого типа и уровня в целом тождественны: мотивация к изучению предмета, интенсификация процесса обучения, развитие творческих способностей обучаемых, совершенствование интегративных мыслительных способностей, развитие догадки, совершенствование эффективности процесса познания.
Процесс обучения иностранному языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. Современный преподаватель иностранного языка должен обладать навыками использования информационных технологий в профессиональном контексте. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность обучающимся запросить определенную форму помощи, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками и т. д. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео- и аудиоинформация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. На данный момент существует огромный выбор мультимедийных продуктов, интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Глава 2. Проектная технология в обучении немецкому языку.
2.1 Основные требования к проекту.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на методе проектов . В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Суть понятия “Проект” - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учебное заведение, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж.Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Ее решение требовало знаний из различных областей . Дж. Дьюи выдвинул лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на практический результат. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Прежде всего учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартам, необходима активная устная практика для каждого ученика группы. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур. Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Рассмотрим основные требования к использованию метода проектов.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения), например, организация путешествий в разные страны, проблема свободного времени молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями и т.д.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ( программа туристического маршрута, выпуск газеты по проблеме, планировка квартиры, репортаж с места событий, интервью со “звездой” и т.д.)
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов.
Определение межпредметной взаимосвязи базовых знаний, необходимых для работы над проектом.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов:
определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов, корректировка, выводы.
2.2 Структура проекта. Виды проектов.
Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:
Этапы выполнения проекта:
Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1. Целеполагание
Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.
Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.
Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи.
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.
3. Выбор методов проверки принятых гипотез
Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.
Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.
Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
4. Выполнение
Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.
Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект.
Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).
5. Защита проекта
Представление результатов проектирования. Оценка результатов.
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, т.к. отбор тематики проводится с учетом практической значимости для школьника. Главное сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Проекты бывают:
исследовательские (с четкой структурой)
творческие (без детальной проработки структуры )
ролево-игровые (структура открытий)
информационные (с четкой структурой): сбор информации
практико-ориентированные (с четкой структурой): вывод на основе полученной информации
По продолжительности проведения бывают:
минипроекты (краткосрочные, в рамках урока )
средней продолжительности (неделя, месяц)
долгосрочные (до года)
Как показала практика, метод проектов дает хорошие результаты, дает возможность вовлечь всех до одного в образовательную деятельность, развивает сотрудничество, взаимопомощь. Работа над проектом не требует специальных учебников – практически весь материал учащиеся приносят сами.
Метод проектов позволяет развить у учащихся интерес и неформальное отношение к изучаемому предмету, расширить кругозор учащихся, научить самостоятельно добывать материал, овладеть современными методами работы с информацией. Ясное осознание педагогом того, от чего в конечном счете зависит успех групповой работы детей, помогает ему методически более грамотно готовиться к таким урокам и использовать воспитательный потенциал методов обучения в сотрудничестве. Любой проект должен осуществляться по определенному плану, иметь теоретическую, практическую и познавательную направленность и завершаться реально осязаемым результатом. В ходе работы над проектами возможно возникновение некоторых трудностей. К основным трудностям можно отнести:
нехватку времени для подбора материала;
лексические (грамматические) затруднения у обучаемых;
нехватку материала.
Все трудности решаемы. О выборе проекта следует подумать заблаговременно, до начала изучения темы, чтобы всё тщательно разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной учителем ситуации должны сформулировать проблему, то учитель сам должен прогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами , созданием определённых ситуаций и т.п. Желательно спланировать заранее всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Для того, чтобы справиться с лексико-грамматическими, фонетическими и др. трудностями, необходимо до начала работы над проектом ввести и закрепить лексику и грамматику по данной теме (inhaltliche , leхikalische, phonetische und grammatische Vorentlastung). Если проект завершает серию уроков по теме, то затруднений подобного рода будет гораздо меньше. Проблема нехватки материала в последнее время легко решается, если использовать опыт глобальной сети Интернет. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой учителям и учащимся информации, находящейся в любой точке земного шара. Mожно организовать проект почти по любой теме устной речи и чтения или по отобранным проблемам, требующим знаний из других областей. С помощью проекта можно превратить рутинную работу над лексикой, грамматикой, фонетикой в увлекательное, творческое занятие, где каждый внесет свой вклад и никто не останется без внимания. Оценка проектной работы - нелегкое дело. Способы оценки её вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика.
Очевидно одно, что язык - это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
Советую ученикам делать черновой вариант проектной работы. Проверяю его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, исправляю их карандашом или записываю замечания на отдельном листе бумаги. Тогда сами учащиеся решают, хотят ли они исправлять конечный вариант работы. С моей точки зрения, не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.
Заключение
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.
Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Хотелось бы предложить в перспективе расширить опыт метода проектов, в связи с чем необходимо скорректировать поурочное планирование. Если составлять тематические планы, учитывая метод проектов, то появится больше времени для их обдумывания. Возможно проведение межпредметных проектов, например, по теме "Защита окружающей среды", "Государственное и политическое устройство России, Германии и т.д.
Интересными были бы проекты между классами и даже школами. Подготовительный этап проектов мог бы проходить в стенах разных учебных заведений, а затем возможно организовать совместную встречу и совместный проект по любой из тем.
Любой нетрадиционный урок- это и есть игра, только игра « большая», со своими правилами и атрибутами. Она является благоприятной формой для проявления личностного начала ребенка. В игровой деятельности на материалах школьного обучения формируются умственные действия детей, развивается образное мышление, усиливается мотивация учения. Игра позволяет успешно решать следующие задачи:
создание психологической готовности детей к речевой деятельности;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи; в процессе подготовки к сюжетно-ролевому общению ученики учатся взаимодействию в группе, распределяют роли, составляют сюжет, проигрывают его;
снятие усталости и напряженности.
Объясняя сложность работы, которая происходит на уроке, академик М. Н. Скаткин пишет: «Важность этой проблемы (обучения) обусловлена тем, что в основном на уроке совершается замечательный, сложнейший из всех процессов в мире – процесс формирования человеческой личности.
Не могут не принести удовлетворения тщательно продуманные и спланированные действия учителя, восторг в глазах учеников, увлеченных процессом познания, то таинство, которое мы называем уроком. Хотелось бы, чтобы нас всегда поддерживали слова Е. И. Пассова, который пожелал учителям «помнить о том, что сияющие глаза учеников ценнее зарплаты, умные и благородные люди всегда помнят своих учителей. Лучшей профессии в мире нет».
Список использованной литературы:
1.Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М.: 1988.
2.Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании. М.: 1995.
3.Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: 1986.
4.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.:2000.
5.Леонтович Е.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских исследовательских работ школьников. М.: 2006.
6.Сафонова Е.П. Современный урок иностранного языка. М.: 2011.
7.Соловова Е.В. Методика обучения иностранным языкам. М.: 2001.