Лингвострановедческий подход при обучении немецкому языку
Актуальность
Проблема содержания обучения иностранным языкам продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем методической науки. Это и естественно, ибо социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает в настоящее время задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к личности каждого ученика. Поэтому основная цель обучения иностранным языкам в средней школе состоит в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности.
Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами учебного предмета «иностранный язык» осуществляется за счет правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка. Уроки страноведения вызывают у учеников потребность в дальнейшем самостоятельном ознакомлении со страноведческими материалами. И именно лингвострановедение должно служить опорой для поддержания мотивации, так как включает в себя два аспекта:
1. идет обучение языку.
2. дает сведения о стране изучаемого языка.
Изучение иностранного языка в школе было бы неверно сводить к чисто технической задаче усвоения лексики и грамматических правил. Точнее было бы рассматривать уроки иностранного языка как дисциплины, обеспечивающей приобщение к иноязычной культуре, получение знаний об истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка. Не случайно государственный образовательный стандарт начального общего образования среди целей обучения иностранному языку выдвигает:
- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Образование средствами иностранного языка предполагает, таким образом, знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка.
Причины подобного внимания к культуре страны изучаемого языка связано с двумя обстоятельствами:
- во-первых, школьное образование не может ограничиваться обеспечением усвоения учащимися чисто языковых компетенций, предполагая одновременно расширение их кругозора, улучшение коммуникативных навыков, социализацию и формирование личности – что, вне всякого сомнения, требует знания особенностей культур других стран.
- во-вторых, даже собственно языковая подготовка в силу специфичности используемой в любом языке лексики, не существующей вне порождающих язык социально-культурных условий, требует уделить значительное внимание в процессе обучения особенностям культуры и общества страны.
В связи с этим в последние годы принято говорить о выделении лингвострановедения (ЛС) как элемента курсов иностранного языка. Если раньше страноведческие сведения сопровождали общую часть в преподавании иностранного языка лишь как комментарий при изучении того или иного материала, то в настоящее время лингвострановедческий аспект (ЛСА) стал неотъемлемой частью всего курса обучения. Использование ЛСА способствует формированию мотивации обучения, что является очень важным, так как само иноязычное общение не подкреплено языковой средой.
ЛС в современной школе предполагает внедрение современных информационных технологий. Последние не только позволяют учителю использовать ряд новых педагогических приемов, но и стимулируют креативность учащихся, а также содействуют росту интереса к изучаемой теме.
При этом важно избежать крайности, связанной с информационными технологиями. Усвоение коммуникативных компетенций, а также содействие ознакомлению с культурой и обществом стран изучаемого языка – должны оставаться центральным элементом работы учащихся на уроке.