kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Случаи определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Многолетний труд школьного учителя научил меня многому. И сегодня я не ставлю себе целью пересмотр системы оценивания знаний учащихся. Однако  меня  всегда мучил один единственный вопрос: что делать, если ученик встаёт и заявляет, что сегодня он  не готов к уроку.

Я  применяла разные методы. Узнавала причину. Прощала, давала срок для исполнения. Напоминала. Была строга и добра. Привлекала родителей и классного руководителя. Ставила оценку карандашом. Ставила только в дневник. Ставила в журнале, как многие, просто точку.  (И пресловутая точка в журнале  просто напрашивается в подобных ситуациях).

Эту проблему я попыталась показать на примерах и привела свой результат  в качестве пробного опыта.Приглашаю к обсуждению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Случаи определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков.»

Случаи определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков. - Есть проблема!



Многолетний труд школьного учителя научил меня многому. И сегодня я не ставлю себе целью пересмотр системы оценивания знаний учащихся. Однако меня всегда мучил один единственный вопрос: что делать, если ученик встаёт и заявляет, что сегодня он к уроку не готов.

Я применяла разные методы. Узнавала причину. Прощала, давала срок для исполнения. Напоминала. Была строга и добра. Привлекала родителей и классного руководителя. Ставила оценку карандашом. Ставила, как многие, просто точку. Ставила только в дневник. (А пресловутая точка в журнале просто напрашивается в подобных ситуациях.)

Такое положение дел меня измотало до предела. Всё не то и не так!! Я это понимала. Тогда напрямую спросила у детей, как бы поступили они в этой ситуации. Ребята повторили все эти методы ещё раз. Ничего нового.… Кстати сказать, именно здесь прорастают, пусть не первые, но уже прижившиеся в школьной среде, ростки Детского Вранья, Детский Страх и Уходы с Уроков. Нам они врут про всё, что помешало им сделать работу, дома врут про нас, учителей. О том, что учитель спросил тот материал, который не задавал. Или вообще делают нас маразматиками без памяти, либо про больную бабушку и ещё, и ещё. Что делать? Прежде чем развивать далее тему, хочу обратить внимание на то, что это враньё отражается на состоянии нервной системы ребёнка, его желудочно-кишечного тракта, сердечной деятельности. (Бедные родители не понимают причин заболеваний и продолжают борьбу за полноценное здоровое питание.) А сколько времени отнимает это враньё или отговорки во время урока! Как неприятно слушать остальным школьникам выяснение отношений учителя и нерадивого ученика вместо плановой работы на уроке.

Однако, это ещё только начало проблемы.

Другой сопутствующий вопрос у меня был таким:

Если представить себе систему (а, может, привычку) выставления оценок, то это выглядит примерно так:

1. Ученик не выучил урок- "2"

2. Не выполнил домашнее задание - „2“

3. Плохо выучил и сделал много ошибок-"2"

4. Пришёл на урок без школьных принадлежностей-"2"

5. Забыл тетрадь – «2»

6. Не следил за ходом урока, был вызван –«2»

И так далее. Причин для получения двойки в школе много.

Всё это бывает ОЦЕНЕНО на 2 балла. Роскошно! Давайте задумаемся, за что такая награда? Это ж почти половина пятёрки. Даром! Ни за что! Кстати, если ученик просит пересдать материал на «5», если выходит за четверть «4», - то это почти невозможно. Мы доказываем всем, что пока его знания недостаточны…. А ставить ни за что два балла - это достаточно?

Проходит время. А теперь, если вспомним кто, когда и за что получил двойки, то попытаемся потребовать "сдать задолженность". Мы даже ведём целые блокноты для этой категории учащихся. Но учеников у педагога много, и всё про всех не запомнишь. Ученики часто отвечают: „Зачем я буду учить, если Вы всё равно двойку уже поставили?" Кстати, если слабый ученик сдаст материал на «3», то он понимает, что тройка от двойки почти ничем не отличается. И будут, может, правы. Из урока в урок они обещают нам принести или сдать то, за что получили двойки…

А у нас порой руки не доходят, или нет времени для контроля.

Подходит конец четверти. Мы выставляем четвертные оценки. Достаём блокнот. Ну не ставить же две или три двойки подряд в журнал!? И тут мы начинаем манипулировать. Мы, прежде всего, люди. Мы - с каким-то настроением. Мы ещё - классные руководители, а это - показатель успеваемости класса. Мы - предметники, а нам нужны показатели для категории. К тому же, ученик - тоже имеет вес в лице родителей. И вот тут начинается волшебство. Математическое действие!

Пока ничего нового я не сказала.

Предлагаю посчитать.

Дети хорошо знают, как мы выставляем оценки. Считаем среднее арифметическое, а в случае спорной оценки - в пользу ученика.

Предлагаю варианты:

Иванов 5,3,5,2=15:4=3,8 За четверть "4"

Петров 5,5,5,5,5,2=27:6=4,5 За четверть "5 "

Сидоров 5,5,2=12:3=4,0 За четверть" 4 "

Кузнецов 3,3,3,3,2=14:5=2,8 За четверть "3"

! Да только двойки, которые мы ставим, не всегда «тянут» на два балла. Чаще, это – отсутствие работы, а посему - отсутствие баллов!

А теперь -то же количество тех же оценок, но (!) "пустые" двойки перестают добавлять 2 балла. Вместо них - нули.

Иванов 5,3,5,0=13:4=3,2. За четверть "3"

Петров 5,5,5,5,5,0=25:6=4,2. За четверть" 4"

Сидоров 5,5,0=10:3=3,1 За четверть "3 "

Кузнецов 3,3,3,3,0=12:5=2,4. За четверть „2“.

Успеваемость на первый взгляд жутко упадёт, и мы ничего, кроме, проблем, не наживём. Однако эксперимент показал, что ученики умеют хорошо считать. Они уважают справедливость.

И вот тут и начинается проявление интереса к оценке, понимание её роли.

Что делаю я? Как теперь ведут себя мои ученики?



Вот мой ответ.

Третий учебный год я использую вышесказанное как правовую человеческую основу.

В начале года я показываю ребятам тетрадь, которая обозначена «0-2» . На первой странице - у нас Договор, который принимается простым голосованием. Вот он:


Договор

учащихся и учителя «Об оценке

усвоения материала по немецкому языку и

своевременности выполнения домашнего задания»


Я изучаю немецкий язык и обязан в соответствии с учебной программой выполнять требования учителя.

Если я не имел возможности накануне подготовиться к уроку, я имею право записать об этом в тетрадь и определить себе самостоятельно срок сдачи в соответствии с договорённостью с учителем.

Если я не понял учебный материал, и моя подготовка оценивается на «2», то я имею право получить консультацию учителя и пересдать, записавшись в данную тетрадь.

Если я не сдаю задолженности в срок, учитель не назначает мне пересдачу повторно, а учитывает это при выставлении четвертной оценки, как «0» баллов, а именно:

Например: 5,5,0=10:3=3

5,4,3,5,0=17:5=3,4=3

Обсуждено и единогласно принято

1 сентября 2013 года. (и так уже

третий год)




На развороте тетради далее по принятой форме ребята перед уроком добровольно и без всякого страха или ущемления прав пишут без указания причин, что сегодня они к уроку не готовы и обязуются в указанный срок работу выполнить.




Например:

Дата

Класс

Фамилия, имя

Что не выучено, не подготовлено

Оценка

Срок

сдачи

Подпись


14.02



11-в


Иванов Алексей


Нет письм. упр. стр. 86.


«0»


17.02


Иванов

17.02

6-а

Петров Костя

Не выучил диалог. стр. 75

«0»

20.02

Петров


Так же ребята могут записаться на исправление настоящей двойки, когда материал не усвоен, что показывает ход урока. Кстати, после сдачи оценка выставляется в соответствии с нормами, без снижения.


После введения такой тетради обстановка в классах стала ровной. Каждый гарантированно может прийти на урок и не получить унизительной двойки. Такие случаи единичны, хотя я боялась, что все начнут писать и ничего не делать.

Я перестала напоминать. При пересдаче ответы получаются творческие, интересные. Почти всегда вместо нулей у ребят высокие оценки.

Не надо врать, не надо убегать с урока и скрываться от того, что страшно и не хочется получать двойки.

Сроки ребята пишут реальные.

Зная, за что в тетради у них стоит ноль, они начинают искать выход скорейшей ликвидации его, потому что ноль справедлив и может сильно испортить ожидаемую четвертную оценку. Я не ставлю условие на снижение балла за повторную сдачу. Условие одно: сдал - исправил. Я зачёркиваю в тетради ноль и ставлю оценку уже в журнал.

В результате:

1. Дети поверили в справедливость оценки.

2. Они исправляют сами без напоминания то, за что не получили оценку.

3. Ноль мы не считаем баллом, он фиксируется в тетради.

4. Я, как учитель, больше не напоминаю ребятам о невыполненных работах. Они сами выполняют всё добровольно. Этим я добилась ответственного отношения учащихся к выполнению домашних заданий, ведению тетрадей и словарей. Повысился интерес к работе на уроке и, что главное, - работе дома! А дома нет авралов и полуночных выполнений заданий. Нет страха, ученик свободен во времени. Он обязательно выполнит работу успешно, но САМ выберет для этого время.

Это оценили, прежде всего, выпускники, у которых время расписано чётко. Оправдано это и на младшем уровне обучения, когда ребята не всегда могут правильно распределить время на подготовку домашнего задания.


Вывод: Такой подход даёт ученику возможность совершенно осознанно скорректировать всю учебную деятельность, правильно распределить своё время, улучшить не просто показатель успеваемости, а его качество. Для учителя - снимет необходимость постоянного (а иногда безрезультативного) напоминания о выполнении задания.

Нормальный климат, добрые взаимоотношения с учителем приведут непременно к хорошим результатам. Отпадёт желание соврать, списать, сбежать с урока и снимет нерезультативное нагромождение домашних заданий. (Я не анализирую объём или целесообразность домашних заданий. Это вообще не мой вопрос. Иногда бывает много или сложно, или просто нет времени. Через 2-3 дня время появится.)

У меня есть мнения самих учащихся, которые пишут их на последних страницах этой тетрадки. И только плюсы, и только удовлетворение. Пожелания: иметь такие тетради по каждому предмету.

Может, есть в этом смысл …? Может, пора обсудить?



ПЕЛЫМСКАЯ

ЛЮДМИЛА ВАЛЕРИАНОВНА,

учитель немецкого языка

МОУ «Тираспольская

гуманитарно-математическая гимназия»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Случаи определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков.

Автор: Пелымская Людмила Валериановна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-poznavatiel-nogo-intieriesa-na-urokakh-gieografii-motivatsiia-uchashchikhsia-k-izuchieniiu-gieografii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252762"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447434892"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Игровые технологии как средство активизации умственной и речевой деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(113) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-umstviennoi-i-riechievoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "188434"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426678920"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "«Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(141) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "134960"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416838309"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-razvitiiu-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-u-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "135055"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416847479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства