Статья «Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»
Статья «Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»
Статья «Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»
подготовила: педагог-психолог Т.Л.Лежнева
Ключевые слова: информационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, психомоторика, сенсорные процессы, обучающие компьютерные программы, развитие восприятия.
Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе на сегодняшний день создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Данная направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья, компенсаторные возможности их организма. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции.
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе. Что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов – это один из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся, это специальная пропедевтическая работа, нацеленная на преодоление и предупреждение тех трудностей, которые испытывают младшие школьники коррекционной школы в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Сенсорное развитие предполагает развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами чувств, но полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов, их положении в пространстве, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, а с другой имеет самостоятельное значение, так как сенсорное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психо-физиологическом развитии ребенка, имеющую значительные различия в структуре и степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. С психолого-педагогической точки зрения эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом.
Основной дефект - нарушение познавательной деятельности – вызван органическим повреждением коры головного мозга (Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева ). Психо-физиологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью являются основой атипического его развития, прогнозирующие нарушение темпа и своеобразие этого развития в целом. Кроме того, нельзя не учитывать, что эта категория детей чаще всего воспитывается в неблагоприятных социальных условиях, которые определенным образом также опосредуют их психическое развитие. И как следствие – дети, поступающие в первый класс и приступающие к обучению в коррекционной школе, оказываются не готовыми к нему мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, т.е. наблюдается общая психическая незрелость личности.
Чтобы понять специфичность организации коррекционной работы с данной категорией детей, необходимо упомянуть об особенностях развития процесса восприятия при интеллектуальном нарушении. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей, проявляющееся в его недифференцированности, узости объема, нарушении функции поиска и земедлении процесса переработки сенсорной информации, характеризуется рядом дополнительных свойств. Зрительное восприятие у детей с нарушениями интеллектуальной сферы носит предметный характер. Причем ребенок выделяет наиболее яркие свойства предмета. В обозреваемом объекте «выхватываются» его отдельные части. Нарушена избирательность восприятия. Ученый-психолог И.М.Соловьев отмечал такую важную для нашей работы деталь: многопредметный участок действительности становится для таких детей малопредметным. Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с ограниченными возможностями - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей теряют. Дети не стремятся рассмотреть предмет во всех деталях из-за недостаточной активности, слабой целенаправленности.
Из всего вышесказанного становится ясно, что учащиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний учащимися на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов является специально-организованная предметно-развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, а также большое количество и разнообразие дидактического материала. И основными требованиями к предметно-развивающей среде будут: оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования. Потому что однообразие материала, использование его в одних и тех же вариантах вызывают угасание интереса и интеллектуальную пассивность.
Таким образом, возникает противоречие между недостаточной разработанностью методических средств и приемов для развития познавательной и сенсорной сфер детей с ограниченными возможностями здоровья и требованиями к обновлению процесса обучения, поиску новых форм и методов работы.
Метод обучения с помощью информационных технологий или программированное обучение – это (см. классификацию методов по характеру деятельности обучаемых) усовершенствование объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов. В основе данного метода лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.
Основные принципы и достоинства метода: 1) дозированность учебного материала; 2) активная самостоятельная работа ученика; 3) постоянный контроль усвоения; 4) индивидуализация темпа обучения; 5) возможность использования ПК.
Поскольку коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы, использование информационных технологий целесообразно во втором разделе.
Использование на занятиях информационных технологий преследует цель – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» каждым учеником, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей, а так же повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. А игровая форма подачи материала снимает психологический барьер перед процессом обучения.
В работе с детьми начальных классов возможно использовать разнообразные обучающие компьютерные программы: мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами" Кистеневой Р.А.(разработка Института дистанционного образования: http://ido.tsu.ru/), развивающие компьютерные методики психологического центра «Адалин»(http://www.adalin.mospsy.ru/), развивающие программы по М. Монтессори «Занимательная логика», «Форма и цвета», «Мир вокруг нас» ( http://puzkarapuz.ru/32434-rannee-razvitie-detej-po-sisteme-montessori-vse-3.html) и другие.
Цель пропедевтических курсов – повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к освоению курса математики начальной школы, развития восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания, мышления.
Время работы на компьютере в начальной школе ограничено 10-15 минутами по санитарным нормам (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"). Форма организации подгрупповая (4-5 чел.), общая длительность занятия не более 25-30 минут.
Особую ценность для работы с данной категорией детей представляют следующие
методические приемы:
на протяжении всего занятия педагог должен контролировать ребенка и помогать ему, в случае необходимости, разбираться в инструкции,
при выполнении каждого задания ребенок должен объяснить условия задания (как он их понял),
свой ответ он обязательно должен обосновать, объяснить, почему он сделал такой выбор,
после этого ребенку разрешается проверить правильность своего решения, выполнив действия на компьютере,
не разрешается бездумно перебирать варианты ответа, каждый ответ должен быть аргументирован ребенком.
Развивающие программы по М.Монтессори («Мир вокруг нас», «Занимательная логика», «Форма и цвета» издательство: ЗАО «Бука») так же могут быть использованы в работе с детьми, имеющими тяжелую степень умственного дефекта.
Благодаря новому методу работы: создаются оптимальные условия для развития сенсорной сферы учащихся; происходит обогащение их сенсорного опыта; повышается заинтересованность в занятиях; активность учащихся; повышается уровень самостоятельности и самоконтроля; коррекция психических процессов переходит на более высокий уровень.
Вывод: использование обучающих компьютерных программ, как одного из методов обучения, благоприятно влияет на усвоение детьми знаний и умений и позволяет уменьшить затраты на средства, силы и время для достижения положительных результатов в работе. Поэтому они наиболее оптимальны для реализации системы полного усвоения знаний, т.к. применение компьютера в обучении позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, оперативно оценить полученные знания и умения. С учетом этого в основе реализации системы полного усвоения знаний по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в начальных классах коррекционной школы лежит использование обучающих компьютерных программ, как одного из эффективных методов обучения.
Литература
1. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР// Дефектология. 2005. №2. С.57-65.
2. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии "полного усвоения". М.: Дрофа. 2004. 254с.
3. Кистенева Р.А. Мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами". ИДО ТГУ. 2003 (www.ido.tsu.ru, http://edu.nstu.ru/ebooks/ebook_main.php?action=cd_tsu ).
5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.: ил. - (Библиотека учителя).
6. Сековец Л.С., Венералова С.А., Гайнитдинова В.И. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ» »
2
«Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»
подготовила: педагог-психолог
Т.Л.Лежнева
Ключевые слова: информационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, психомоторика, сенсорные процессы, обучающие компьютерные программы, развитие восприятия.
Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе на сегодняшний день создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Данная направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья, компенсаторные возможности их организма. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции.
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе. Что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов – это один из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся, это специальная пропедевтическая работа, нацеленная на преодоление и предупреждение тех трудностей, которые испытывают младшие школьники коррекционной школы в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Сенсорное развитие предполагает развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами чувств, но полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов, их положении в пространстве, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, а с другой имеет самостоятельное значение, так как сенсорное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психо-физиологическом развитии ребенка, имеющую значительные различия в структуре и степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. С психолого-педагогической точки зрения эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом.
Основной дефект - нарушение познавательной деятельности – вызван органическим повреждением коры головного мозга (Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева ). Психо-физиологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью являются основой атипического его развития, прогнозирующие нарушение темпа и своеобразие этого развития в целом. Кроме того, нельзя не учитывать, что эта категория детей чаще всего воспитывается в неблагоприятных социальных условиях, которые определенным образом также опосредуют их психическое развитие. И как следствие – дети, поступающие в первый класс и приступающие к обучению в коррекционной школе, оказываются не готовыми к нему мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, т.е. наблюдается общая психическая незрелость личности.
Чтобы понять специфичность организации коррекционной работы с данной категорией детей, необходимо упомянуть об особенностях развития процесса восприятия при интеллектуальном нарушении. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей, проявляющееся в его недифференцированности, узости объема, нарушении функции поиска и земедлении процесса переработки сенсорной информации, характеризуется рядом дополнительных свойств. Зрительное восприятие у детей с нарушениями интеллектуальной сферы носит предметный характер. Причем ребенок выделяет наиболее яркие свойства предмета. В обозреваемом объекте «выхватываются» его отдельные части. Нарушена избирательность восприятия. Ученый-психолог И.М.Соловьев отмечал такую важную для нашей работы деталь: многопредметный участок действительности становится для таких детей малопредметным. Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с ограниченными возможностями - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей теряют. Дети не стремятся рассмотреть предмет во всех деталях из-за недостаточной активности, слабой целенаправленности.
Из всего вышесказанного становится ясно, что учащиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний учащимися на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов является специально-организованная предметно-развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, а также большое количество и разнообразие дидактического материала. И основными требованиями к предметно-развивающей среде будут: оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования. Потому что однообразие материала, использование его в одних и тех же вариантах вызывают угасание интереса и интеллектуальную пассивность.
Таким образом, возникает противоречие между недостаточной разработанностью методических средств и приемов для развития познавательной и сенсорной сфер детей с ограниченными возможностями здоровья и требованиями к обновлению процесса обучения, поиску новых форм и методов работы.
Метод обучения с помощью информационных технологий или программированное обучение – это (см. классификацию методов по характеру деятельности обучаемых) усовершенствование объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов. В основе данного метода лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.
Основные принципы и достоинства метода: 1) дозированность учебного материала; 2) активная самостоятельная работа ученика; 3) постоянный контроль усвоения; 4) индивидуализация темпа обучения; 5) возможность использования ПК.
Поскольку коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы, использование информационных технологий целесообразно во втором разделе.
Использование на занятиях информационных технологий преследует цель – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» каждым учеником, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей, а так же повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. А игровая форма подачи материала снимает психологический барьер перед процессом обучения.
В работе с детьми начальных классов возможно использовать разнообразные обучающие компьютерные программы: мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами" Кистеневой Р.А.(разработка Института дистанционного образования: http://ido.tsu.ru/), развивающие компьютерные методики психологического центра «Адалин»(http://www.adalin.mospsy.ru/), развивающие программы по М. Монтессори «Занимательная логика», «Форма и цвета», «Мир вокруг нас» ( http://puzkarapuz.ru/32434-rannee-razvitie-detej-po-sisteme-montessori-vse-3.html) и другие.
Цель пропедевтических курсов – повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к освоению курса математики начальной школы, развития восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания, мышления.
Время работы на компьютере в начальной школе ограничено 10-15 минутами по санитарным нормам (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"). Форма организации подгрупповая (4-5 чел.), общая длительность занятия не более 25-30 минут.
Особую ценность для работы с данной категорией детей представляют следующие
методические приемы:
на протяжении всего занятия педагог должен контролировать ребенка и помогать ему, в случае необходимости, разбираться в инструкции,
при выполнении каждого задания ребенок должен объяснить условия задания (как он их понял),
свой ответ он обязательно должен обосновать, объяснить, почему он сделал такой выбор,
после этого ребенку разрешается проверить правильность своего решения, выполнив действия на компьютере,
не разрешается бездумно перебирать варианты ответа, каждый ответ должен быть аргументирован ребенком.
Развивающие программы по М.Монтессори («Мир вокруг нас», «Занимательная логика», «Форма и цвета» издательство: ЗАО «Бука») так же могут быть использованы в работе с детьми, имеющими тяжелую степень умственного дефекта.
Благодаря новому методу работы: создаются оптимальные условия для развития сенсорной сферы учащихся; происходит обогащение их сенсорного опыта; повышается заинтересованность в занятиях; активность учащихся; повышается уровень самостоятельности и самоконтроля; коррекция психических процессов переходит на более высокий уровень.
Вывод: использование обучающих компьютерных программ, как одного из методов обучения, благоприятно влияет на усвоение детьми знаний и умений и позволяет уменьшить затраты на средства, силы и время для достижения положительных результатов в работе. Поэтому они наиболее оптимальны для реализации системы полного усвоения знаний, т.к. применение компьютера в обучении позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, оперативно оценить полученные знания и умения. С учетом этого в основе реализации системы полного усвоения знаний по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в начальных классах коррекционной школы лежит использование обучающих компьютерных программ, как одного из эффективных методов обучения.
Литература
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР// Дефектология. 2005. №2. С.57-65.
Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии "полного усвоения". М.: Дрофа. 2004. 254с.
Кистенева Р.А. Мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами". ИДО ТГУ. 2003 (www.ido.tsu.ru, http://edu.nstu.ru/ebooks/ebook_main.php?action=cd_tsu ).
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.: ил. - (Библиотека учителя).
Сековец Л.С., Венералова С.А., Гайнитдинова В.И. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005.