kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Использование информационных технологий  на занятиях   по развитию    психомоторики  и  сенсорных   процессов у обучающихся с ОВЗ»

подготовила: педагог-психолог Т.Л.Лежнева

Ключевые слова: информационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья,  психомоторика, сенсорные процессы, обучающие компьютерные программы, развитие восприятия.

Коренные социально-экономические  преобразования в российском обществе на сегодняшний день создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Данная направленность современного образования  выдвигает  требования  более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья, компенсаторные возможности их организма. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей  в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции.

           Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе. Что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. Все это еще в большей мере касается детей  с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов – это один из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся, это специальная пропедевтическая работа, нацеленная на преодоление и предупреждение тех трудностей, которые испытывают младшие школьники коррекционной школы в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.    

      Сенсорное развитие предполагает развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами чувств, но полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов, их положении в пространстве, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

       Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, а с другой имеет самостоятельное значение, так как сенсорное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

       Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психо-физиологическом развитии ребенка, имеющую значительные различия в структуре и степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. С психолого-педагогической точки зрения эти дети обладают значительной общностью  психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом.

       Основной дефект -  нарушение познавательной деятельности – вызван органическим повреждением коры головного мозга (Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева ). Психо-физиологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью являются основой атипического его развития, прогнозирующие нарушение темпа и своеобразие этого развития в целом. Кроме того, нельзя не учитывать, что эта категория детей чаще всего воспитывается в неблагоприятных социальных условиях, которые определенным образом также опосредуют их психическое развитие. И как следствие – дети, поступающие в первый класс и приступающие к обучению в коррекционной школе, оказываются не готовыми к нему мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, т.е. наблюдается  общая психическая незрелость личности.

        Чтобы понять специфичность организации коррекционной работы с данной категорией детей, необходимо упомянуть об особенностях развития процесса восприятия при интеллектуальном нарушении. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей, проявляющееся в его недифференцированности, узости объема, нарушении функции поиска и земедлении процесса переработки  сенсорной  информации, характеризуется рядом дополнительных свойств. Зрительное восприятие у детей с нарушениями интеллектуальной сферы носит предметный характер. Причем ребенок выделяет наиболее яркие свойства предмета. В обозреваемом объекте «выхватываются» его отдельные части. Нарушена избирательность восприятия. Ученый-психолог И.М.Соловьев отмечал такую важную для нашей работы деталь:  многопредметный участок действительности становится для таких детей малопредметным. Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с ограниченными возможностями  - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей теряют. Дети не стремятся рассмотреть предмет во всех деталях из-за недостаточной активности, слабой целенаправленности.

       Из всего вышесказанного становится ясно, что учащиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний учащимися на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов является специально-организованная предметно-развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, а также большое количество и разнообразие  дидактического материала. И основными требованиями к предметно-развивающей среде будут: оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования. Потому что однообразие материала, использование его в одних и тех же вариантах вызывают угасание интереса и интеллектуальную пассивность.   

           Таким образом, возникает противоречие между недостаточной разработанностью  методических средств и приемов для развития  познавательной и сенсорной  сфер детей с ограниченными возможностями здоровья и требованиями к обновлению процесса обучения, поиску новых форм и методов  работы.

           Метод обучения с помощью информационных технологий  или программированное обучение – это (см. классификацию методов по характеру деятельности обучаемых) усовершенствование объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов. В основе данного метода лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.

           Основные принципы и достоинства метода: 1) дозированность учебного материала; 2) активная самостоятельная работа ученика; 3) постоянный контроль усвоения; 4) индивидуализация темпа обучения;  5) возможность использования ПК.

           Поскольку коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы, использование информационных технологий целесообразно во втором разделе.

         Использование  на занятиях   информационных технологий    преследует  цель – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и  умений  по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» каждым учеником, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей, а так же повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. А игровая форма подачи материала снимает психологический барьер перед процессом обучения.

          В работе с детьми начальных классов возможно использовать разнообразные обучающие компьютерные программы: мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами" Кистеневой Р.А.(разработка Института дистанционного образования: http://ido.tsu.ru/), развивающие компьютерные методики психологического центра «Адалин»(http://www.adalin.mospsy.ru/), развивающие программы по М. Монтессори «Занимательная логика», «Форма и цвета», «Мир вокруг нас» ( http://puzkarapuz.ru/32434-rannee-razvitie-detej-po-sisteme-montessori-vse-3.html) и другие. 

           Цель пропедевтических  курсов – повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к освоению курса математики начальной школы, развития восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания, мышления.

Время работы на компьютере в начальной школе ограничено 10-15 минутами по санитарным нормам (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"). Форма организации подгрупповая (4-5 чел.),  общая длительность занятия не более 25-30 минут.

Особую ценность для работы с данной категорией детей представляют следующие

методические приемы:

  • на протяжении всего занятия педагог должен контролировать ребенка и помогать ему, в случае необходимости, разбираться в инструкции,
  • при выполнении каждого задания ребенок должен объяснить условия задания (как он их понял),
  • свой ответ он обязательно должен обосновать, объяснить, почему он сделал такой выбор,
  •  после этого ребенку разрешается проверить правильность своего решения, выполнив действия на компьютере,
  • не разрешается  бездумно перебирать варианты ответа, каждый ответ должен быть аргументирован ребенком.

         Развивающие программы по М.Монтессори («Мир вокруг нас», «Занимательная логика», «Форма и цвета» издательство: ЗАО «Бука») так же могут быть использованы в работе с детьми, имеющими тяжелую степень умственного дефекта.  

         Благодаря новому методу работы:  создаются оптимальные условия для развития сенсорной сферы учащихся; происходит обогащение  их сенсорного опыта; повышается заинтересованность в занятиях; активность учащихся; повышается уровень самостоятельности и самоконтроля; коррекция психических процессов переходит на более высокий уровень.

    

         Вывод: использование обучающих компьютерных программ, как одного из методов обучения, благоприятно влияет на усвоение детьми знаний  и умений и позволяет уменьшить затраты на средства, силы  и время для достижения положительных результатов в работе. Поэтому  они  наиболее оптимальны для реализации системы полного усвоения знаний, т.к. применение компьютера в обучении позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, оперативно оценить полученные знания и умения.   С учетом этого в основе реализации системы полного усвоения знаний  по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  в начальных  классах коррекционной школы  лежит использование обучающих  компьютерных программ, как одного из эффективных методов обучения.

Литература

1. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР// Дефектология.  2005. №2. С.57-65.

2. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии "полного усвоения". М.: Дрофа. 2004. 254с. 

3. Кистенева Р.А. Мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами". ИДО ТГУ. 2003  (www.ido.tsu.ru, http://edu.nstu.ru/ebooks/ebook_main.php?action=cd_tsu ).

4. Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика//Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2002. №5. С.1-8.

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.: ил. - (Библиотека учителя).

6. Сековец Л.С., Венералова С.А., Гайнитдинова В.И.  Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ» »

2


«Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с ОВЗ»



подготовила: педагог-психолог

Т.Л.Лежнева


Ключевые слова: информационные технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, психомоторика, сенсорные процессы, обучающие компьютерные программы, развитие восприятия.

Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе на сегодняшний день создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Данная направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья, компенсаторные возможности их организма. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции.

Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе. Что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. Все это еще в большей мере касается детей с пониженными способностями к обучению вследствие интеллектуальных отклонений в развитии. Коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов – это один из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся, это специальная пропедевтическая работа, нацеленная на преодоление и предупреждение тех трудностей, которые испытывают младшие школьники коррекционной школы в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.

Сенсорное развитие предполагает развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами чувств, но полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов, их положении в пространстве, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, а с другой имеет самостоятельное значение, так как сенсорное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психо-физиологическом развитии ребенка, имеющую значительные различия в структуре и степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта. С психолого-педагогической точки зрения эти дети обладают значительной общностью психического дефекта, проявляющегося в недостаточности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, активности личности в целом.

Основной дефект - нарушение познавательной деятельности – вызван органическим повреждением коры головного мозга (Е.М. Мастюкова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева ). Психо-физиологические особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью являются основой атипического его развития, прогнозирующие нарушение темпа и своеобразие этого развития в целом. Кроме того, нельзя не учитывать, что эта категория детей чаще всего воспитывается в неблагоприятных социальных условиях, которые определенным образом также опосредуют их психическое развитие. И как следствие – дети, поступающие в первый класс и приступающие к обучению в коррекционной школе, оказываются не готовыми к нему мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню развития воли, т.е. наблюдается общая психическая незрелость личности.

Чтобы понять специфичность организации коррекционной работы с данной категорией детей, необходимо упомянуть об особенностях развития процесса восприятия при интеллектуальном нарушении. Отечественные исследования показывают, что несовершенство восприятия детей, проявляющееся в его недифференцированности, узости объема, нарушении функции поиска и земедлении процесса переработки сенсорной информации, характеризуется рядом дополнительных свойств. Зрительное восприятие у детей с нарушениями интеллектуальной сферы носит предметный характер. Причем ребенок выделяет наиболее яркие свойства предмета. В обозреваемом объекте «выхватываются» его отдельные части. Нарушена избирательность восприятия. Ученый-психолог И.М.Соловьев отмечал такую важную для нашей работы деталь: многопредметный участок действительности становится для таких детей малопредметным. Слабость обозрения объясняется особенностями взора: то, что ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с ограниченными возможностями - последовательно, а значит, воспринимают меньше и больше деталей теряют. Дети не стремятся рассмотреть предмет во всех деталях из-за недостаточной активности, слабой целенаправленности.

Из всего вышесказанного становится ясно, что учащиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний учащимися на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов является специально-организованная предметно-развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, а также большое количество и разнообразие дидактического материала. И основными требованиями к предметно-развивающей среде будут: оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования. Потому что однообразие материала, использование его в одних и тех же вариантах вызывают угасание интереса и интеллектуальную пассивность.

Таким образом, возникает противоречие между недостаточной разработанностью методических средств и приемов для развития познавательной и сенсорной сфер детей с ограниченными возможностями здоровья и требованиями к обновлению процесса обучения, поиску новых форм и методов работы.

Метод обучения с помощью информационных технологий или программированное обучение – это (см. классификацию методов по характеру деятельности обучаемых) усовершенствование объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов. В основе данного метода лежит обучающая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал; 2) действия учащегося по его усвоению; 3) формы контроля усвоения.

Основные принципы и достоинства метода: 1) дозированность учебного материала; 2) активная самостоятельная работа ученика; 3) постоянный контроль усвоения; 4) индивидуализация темпа обучения; 5) возможность использования ПК.

Поскольку коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы, использование информационных технологий целесообразно во втором разделе.

Использование на занятиях информационных технологий преследует цель – выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» каждым учеником, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей, а так же повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. А игровая форма подачи материала снимает психологический барьер перед процессом обучения.

В работе с детьми начальных классов возможно использовать разнообразные обучающие компьютерные программы: мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами" Кистеневой Р.А.(разработка Института дистанционного образования: http://ido.tsu.ru/), развивающие компьютерные методики психологического центра «Адалин»(http://www.adalin.mospsy.ru/), развивающие программы по М. Монтессори «Занимательная логика», «Форма и цвета», «Мир вокруг нас» ( http://puzkarapuz.ru/32434-rannee-razvitie-detej-po-sisteme-montessori-vse-3.html) и другие. 

Цель пропедевтических курсов – повышение уровня, как психологической, так и функциональной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к освоению курса математики начальной школы, развития восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания, мышления.

Время работы на компьютере в начальной школе ограничено 10-15 минутами по санитарным нормам (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"). Форма организации подгрупповая (4-5 чел.), общая длительность занятия не более 25-30 минут.

Особую ценность для работы с данной категорией детей представляют следующие

методические приемы:

  • на протяжении всего занятия педагог должен контролировать ребенка и помогать ему, в случае необходимости, разбираться в инструкции,

  • при выполнении каждого задания ребенок должен объяснить условия задания (как он их понял),

  • свой ответ он обязательно должен обосновать, объяснить, почему он сделал такой выбор,

  • после этого ребенку разрешается проверить правильность своего решения, выполнив действия на компьютере,

  • не разрешается бездумно перебирать варианты ответа, каждый ответ должен быть аргументирован ребенком.

Развивающие программы по М.Монтессори («Мир вокруг нас», «Занимательная логика», «Форма и цвета» издательство: ЗАО «Бука») так же могут быть использованы в работе с детьми, имеющими тяжелую степень умственного дефекта.

Благодаря новому методу работы: создаются оптимальные условия для развития сенсорной сферы учащихся; происходит обогащение их сенсорного опыта; повышается заинтересованность в занятиях; активность учащихся; повышается уровень самостоятельности и самоконтроля; коррекция психических процессов переходит на более высокий уровень.

Вывод: использование обучающих компьютерных программ, как одного из методов обучения, благоприятно влияет на усвоение детьми знаний и умений и позволяет уменьшить затраты на средства, силы и время для достижения положительных результатов в работе. Поэтому они наиболее оптимальны для реализации системы полного усвоения знаний, т.к. применение компьютера в обучении позволяет максимально индивидуализировать учебный процесс, оперативно оценить полученные знания и умения. С учетом этого в основе реализации системы полного усвоения знаний по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в начальных классах коррекционной школы лежит использование обучающих компьютерных программ, как одного из эффективных методов обучения.

Литература

  1. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР// Дефектология.  2005. №2. С.57-65.

  2. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии "полного усвоения". М.: Дрофа. 2004. 254с. 

  3. Кистенева Р.А. Мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами". ИДО ТГУ. 2003  (www.ido.tsu.ru, http://edu.nstu.ru/ebooks/ebook_main.php?action=cd_tsu ).

  4. Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика//Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2002. №5. С.1-8.

  5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.: ил. - (Библиотека учителя).

  6. Сековец Л.С., Венералова С.А., Гайнитдинова В.И. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005.



Лежнева Татьяна Леонидовна



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лежнева Татьяна Леонидовна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 135055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства