kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Работа по методу проектов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит описание опыта работы по методу проектов в 5-10 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Работа по методу проектов"»



ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ



Кафедра филологического образования




Выпускная работа


на тему:


«Работа по методу проектов как способ повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка на старшей ступени обучения»



Работу выполнила:

слушатель группы ИНО - 2

учитель немецкого языка

МБОУ СОШ №56

Шламбирова В.В.


Научный руководитель:

Дёмина О.Н.







Ульяновск

2015

Оглавление



  1. Введение
  2. Глава I. Роль проекта в современной методике обучения иностранному языку

1.1 Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной отечественной системе образования

1.2 Виды проектов

Глава II. Технология использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы

2.1 Теоретические основы, содержание и реализация проекта по теме “Unsere deutschen Freunde kommen nach Uljanowsk.”

2.2 Из опыта разработки и реализации проектов на уроках немецкого языка.

Выводы

Заключение

Приложения

Список использованной литературы














Введение


Современный постоянно меняющийся мир, социальные перемены, происходящие в обществе требует совершенствования системы и практики образования. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.

Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых информационных технологий. Использование технологий, привлекающий опыт и творческий потенциал ученика, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически впитывает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения иностранного языка (9 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.

Цель работы: Применить проектную методику в системе учебных и вне учебных занятий, доказать эффективность её использования при обучении иностранного языка.

Цель потребовала решения ряда задач:

1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.

3. Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.

4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и вне учебных занятий с использованием проектной методики на старшей ступени (9 - 11 классы) средней общеобразовательной школы.

5. Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и вне учебных занятий на старшой ступени обучения ИЯ, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.

Объект исследования: процесс обучения немецкому языку на старшей ступени обучения (9 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования: проектная методика в системе учебных и вне учебных занятий.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если в процессе овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10-11 класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:

- формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранным языком ;

- повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;

- языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;

- развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

- более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Практическая значимость: заключается в применении в педагогическом процессе по ИЯ разработанных автором данной курсовой работы методических рекомендаций в системе учебных и вне учебных занятий, позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).

Структура работы:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме.

2. Беседа с преподавателями и учащимися.

3. Наблюдения за деятельностью учащихся в процессе обучения ИЯ на старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.

4. Анкетирование среди учащихся и учителей.

5. Опытно-экспериментальная апробация разработки проекта системы учебных и вне учебных занятий по сквозной теме на старшей ступени обучения ИЯ.

Курсовая работа структурно представлена тремя главами, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы, приложением.


Глава I. Роль проекта в современной методике обучения иностранному языку


1.1 Ретроспективный анализ использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования

иностранный язык урок проект

В рамках ретроспективного анализа использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования в данном параграфе целесообразно рассмотреть :

- сущностную характеристику метода проектов как предпосылки современного проектного обучения иностранного языка;

- проектную методику как основа для реализации личностно-деятельностного подхода к обучению иностранного языка.

В последнее время наблюдается общемировая направленность на гуманизацию образования, что находит свое выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности учащегося.

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы

Обращение ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного обучения имеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски западных педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии и образовании были связаны с методом проектов, который также называли «методом проблем» или «методом целевого акта».

Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы.

Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Джон Дьюи (1859 - 1952), американский педагог, психолог, философ-идеалист, подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за отрыв от жизни, абстрактный, схоластический характер всего обучения, основанный на приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу школьного образования, согласно которой знания должны были извлекаться из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Дж. Дьюи отмечал: «. знание, которое можно назвать знанием, умственное воспитание, ведущее к какой-нибудь цели – дается лишь в процессе близкого и реального участия в активностях социальной жизни». Дж. Дьюи выдвигает лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья ».При этом Дж. Дьюи выделяет ряд требований к успешности обучения:

- проблематизация учебного материала;

- активность ребенка;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Таким образом, Дж. Дьюи утверждает, что ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях и ,следовательно, является активным субъектом своего обучения.

Подробное освещение метод проектов получил также в работах В.Х. Килпатрика и Э. Коллингса (США). В.Х. Килпатрик так определяет программу школы, работающую по методу проектов: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов». В соответствии с этим был сделан вывод о том, что школьная программа должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с учителем в процессе обучения, основы которой необходимо брать из окружающей действительности. В начале ХХ века Коллингс предлагал разделять проекты на следующие типы:

1) экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с другими цветами?»

2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить какао для школьного завтрака и т.п.»

3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного, кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью прославления церковных событий, исторических героев».

4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач. Сторонники метода проектов В.М. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.

В 1929-1930 гг. универсализация метода проектов и развитие комплексной системы обучения привели к составлению и изданию комплексно-проектных программ. При таком построении учебного процесса, как нередко утверждали многие педагоги-практики, учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели. Однако данная цель часто носила лишь узко- практический характер и не в полной мере способствовала должному развитию учащегося. Например, учащиеся должны были выполнить следующие исследовательский проекты-дела: «Как мистер Мозер разводит таких прекрасных кур»; «Что мы узнали о Солнце? »; «Уход за курами организация живого уголка» и др. В.Петрова приводит пример игрового проекта «Устройство горы для катания», проводимой в 5-ой школе города Москвы для младших групп 1-ой ступени. «Вокруг этой темы, - пишет В.Петрова, - была развернута учебная тема: подготовка к зиме и защита от холодов. Дети, с одной стороны, делали варежки, чинили теплую одежду для того, чтобы иметь возможность кататься на своей горе, а с другой – наблюдали явления замерзания воды, формы снежинок и пр.». В результате такого подхода учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменялось работой по выполнению заданий-проектов. Вследствие этого уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился. Н.К. Крупская в 1931 году, рассматривая вопрос о возможности некоторых элементов метода проектов в условиях советской школы, предостерегала об «опасности узкого практицизма», и провозглашала разработку таких проектов, на которых « .возможна была бы большая учеба».

Рассуждение Н.К. Крупской о глубокой связи теории и практики, об «опасности узкого практицизма», о необходимости посредством исследовательской работы развития личности учащегося, являются, по мнению автора данного дипломного исследования, наиболее существенными положениями при современном понимании проектного обучения.

В основе современного понимания проектной методики, как отмечает Е.С. Полат, лежит «использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов» . «Чтобы добиться такого, результата», - продолжает Е.С. Полат, «необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи». Исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующий вывод: проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение. Подходя у данному вопросу с психологической точки зрения, необходимо заключить, что в основе проектного обучения лежит принцип «эго-фактора», который предполагает такой подход к учащимся, который может быть соотнесен с развиваемым в настоящее время личностно-деятельностным подходом в методике обучения

Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение основной схемы взаимодействия. Как отмечает И.А. Зимняя, «вместо широко распространенной схемы субъектно- объектного взаимодействия S→O, где S – учитель, субъект педагогического воздействия и управления, а О – ученик, объект, должна иметь место схема субъектно-субъектного равно партнерского учебного сотрудничества. То есть обучение осуществляется по схеме S1↔Sn , где S1 – это учитель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру,

информативный для школьника, интересный собеседник, содержательная личность, Sn – это школьник как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект партнерского общения» [71].

На завершающем этапе средней общеобразовательной школы личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим причинам:

1. Учащиеся 9 – 11 классов в психологическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью.

2. Промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности.

3. На старшей ступени обучения активно развивается на основе рефлексии свое собственное самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».

4. Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции. - -





1.2 Виды проектов


Проект – это одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». В целом метод проектов – это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. В ее основе лежит личностно-деятельный подход к обучению. Под проектом понимается самостоятельная планируемая и реализуемая на иностранном языке работа, например, выпуска газеты или журнала, сборник статей, подготовка выставки, спектакля, концерта и др. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. Относительно иностранного языка, проект – это “самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, где происходит интеграция четырех видов деятельности.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Работа над проектами способствует:

  • повышению значимости языка как средства общения;

  • развитию умения работать в коллективе;

  • расширению кругозора учащихся;

  • повышению мотивации учащихся4

  • поощрению творчества;

  • воспитание самостоятельности;

  • интеграция всех четырех видов речевой деятельности;

  • развитию обще учебных умений.

Основные требования к использованию данного метода:

  • наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей интегрированных знаний и путей решения;

  • теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов;

  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных материалов);

  • использование исследовательских методов:

    • определение проблемы;

    • определение задач исследования;

    • выдвижение гипотез;

    • обсуждение методов;

    • оформление результатов;

    • анализ данных;

    • выводы.

При использовании проектной технологии перед учителем стоят следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • самостоятельно конструировать свои знания;

  • интегрировать знания из различных областей наук;

  • критически мыслить.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • исследовательские,

  • творческие,

  • ролево-игровые,

  • информационные,

  • практико-ориентированные.

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • моно проекты,

  • межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

  • внутренние или региональные,

  • международные.

4. По количеству участников проекта:

  • личностные,

  • парные,

  • групповые.

5. По продолжительности проекта:

  • краткосрочные,

  • средней продолжительности,

  • долгосрочные.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

1. Проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).

2. Проекты-интервью (Survey projects).

3. Проект-производство (Production projects).

4. Проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisational projects).

Проектная деятельность требует большой подготовки. Необходимо продумать весь ход работы, методы и формы, промежуточный и итоговой контроль, просчитать результат, распределить роли и обязанности, обозначить сроки проекта.

Типология проектов, получившая наибольшее распространение в практике преподавания.



Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:

  • тематика проектов может быть связана со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблеет и т.д.;

  • проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возмофжности аутентичных, источников информации;

  • необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

Выполнение проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам. Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организация деятельности учащихся, оценивания результатов работы. Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся. Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей ИЯ, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов.

Работа над творческими проектами включает в себя три этапа:

I. Начальный этап (определение широкой темы, выбор рабочих тем, объединение в группы, составление плана проектной работы и формулировка цели, сбор материала).

II. Основной этап (анализ способов и целей работы в группах, поиск источников необходимой информации и сбор материала, анализ, возможных трудностей).

III. Заключительный этап (подготовка защиты готовых проектов и их защита, обсуждение полученных результатов).

Для более подробного рассмотрения этапов работы, представляю алгоритм:

1 шаг – Определение темы.

2 шаг – Определение финального продукта.

3 шаг – Определение структуры и времени.

4 шаг – Сбор информации.

5 шаг – Переработка информации и обсуждение.

6 шаг – Систематизация и подготовка презентации.

7 шаг – Презентация.

8 шаг – Вывод и рецензирование.

В зависимости от уровня и возраста подготовки учащихся проект может представлять собой коллаж, объявление, афишу, оформление ранее проведенных исследований, интервью, отчеты о посещении различных мест с иллюстрациями и фотографиями, картами, а также электронные ваприанты: сайты и презентации.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Особенностью системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося.

В целом в работе над проектом учитель:

  • помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

  • сам является источником;

  • координирует весь процесс;

  • поощряет учеников;

  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Если проанализировать деятельность учителя во время проекта, то на начальном этапе учитель превращается в организатора познавательной деятельности. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

В результате работы по проектной методике в течение трех лет, мною отмечены следующие положительные результаты обучения:

Учащиеся самостоятельно освоили изученный материал по учебной теме, расширив тем самым словарный запас и кругозор, закрепили имеющиеся грамматические. навыки.

Повысили уровень коммуникативных навыков, приобрели опыт работы в парах, группах сменного состава.

Повысили уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательский, творческой работы.

Практической частью методического объединения является проект на уроке иностранного языка при изучении страноведческой темы. Метод проектов реализуется в данном случае через групповую работу с опережающей подготовкой. Целью данного проекта является создание учебно-информационного пособия “Австралия. Взгляд изнутри”.

При проведении урока по методу проекта прослеживаются следующие этапы:

  • Подготовительный этап – разбиение на группы, выделение подтем.

  • Основной этап – распределение обязанностей, работа по поиску, отбору и компоновке информации и иллюстраций:

    • первый шаг – поиск информации (география, история, политика и т.д.)

    • второй шаг – анализ и сопоставление найденной информации со школьной программы;

    • третий шаг – отображение информации в форме страноведческой статьи, подготовка иллюстративных таблиц для каждой группы, подготовка вопросов и тестов.

  • Заключительный этап – представление презентации и ее оценивание.

Одним из инициаторов внедрения метода проектов в практику преподавания иностранных языков стала профессор Е.С.Полат.

Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению пректной деятельностью:

1. Интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте) анализировать информацию, делать обобщения, выводы и умение работать с разнообразными справочными материалами);

2. Творческие (умение генерировать идеи, для чего требуется знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последсивия того или иного решения);

3. Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собиседником; умение лаконично изглагать свою мысль).

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении иностранному языку являются:

1) наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующие интегрированногозначения, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother's Day и т.д., организация путешествий в разные страны; проблемы семьи: проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;

2) практическая, теоретичкская значимость предпологаемых результатов (например, совместные выпуск газеты, альмахана с репортажем с места событий; пограмма туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство кваритиры и т.д.).

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочного время;

4) структурирование содержательного части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5) использование исследовательских методов, придусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности);

Выдвижение гипотезы их решения;

Обсуждение методов исследования (статических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

Обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д. );

Сбор систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.


Таблица 1. Этапы проектирования

      1. Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания

а) определение темы;

б) выявление одной или нескольких проблем;

в) уточнение целей коночного результата;

г) выбор рабочих групп;

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.

Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение ролей в команде;

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

Этапы принятия решений

а) обсуждение методов проверки принятых гипотез («мозговой штурм»);

б) выбор оптимального варианта;

в) определение способа представления результата;

г) сбор информации – интервью, опросы, наблюдения, эксперименты ;

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Уточняют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). Косвенно руководит.

2. ОСНОВНОЙ

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

Выполнение проекта

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Этап защиты проекта

а)подготовка и оформление доклада

б)обоснование процесса проектирования

в)объяснение полученных результатов

г)коллективная защита проекта

Защищают проект

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника

      1. Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

б)анализ достижения поставленной цели

в) оценка результатов, выявление новых проблем

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Из таблицы 1 видно, что технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся и учителя. Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микро группами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов. Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить несколько способов оценки проектной деятельности учителя. Наиболее интересными, по мнению автора данного дипломного исследования, являются :

- способ оценки, разработанный доктором педагогических наук, проректором

Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования И. Чечель ;

- способ оценки, разработанной доцентом МПГУ П.С. Лернером. И. Чечель предлагает для старшеклассников наиболее сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4-х уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Оценка складывается из суммы среднеарифметической величины

коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя. И. Чечель выделяет 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, каждый из которых оценивается отдельно. П.С. Лернер оценивает общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс.

П.С. Лернер предлагает комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса) и субъективную часть, формируемую самим учащимся по 12 позициям.

6). Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приходят к формулированию новых проблем.

Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь

«переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности. Далее рассмотрим типологию проектов, их структурирование, сущностную

характеристику. Рассматривая в данном дипломном исследовании технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на старшей ступени средней школы, необходимо прежде всего отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций. Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией.

Современный подход к вопросу классификации проектов, ссылаясь на исследование Е.С. Полат [41], прежде всего определяется рядом обще дидактических принципов.

Рассмотрим таблицу классификации современных проектов (таблица 2):


Таблица 2. Таблица классификации современных проектов

Обще дидактический принцип

      1. Типы проектов
      1. Краткая характеристика

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы


Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация


Предметно-ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них

Предметно-содержательная область

Моно проект

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы,



связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести


Меж предметный

Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций

Характер координации проекта

С открытой координацией (непосредственный)

Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта

Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся –партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Меж предметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур

Характер контактов

Внутренний (региональный)

Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны

Международный

Предполагает участие школьников из разных стран

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

Парный

Проводится между парами участников

Групповой

Проводится между группами.

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

Средней продолжительности

(1-2 мес).

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему


Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему


Как показывает данная таблица, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых. Характер организации проекта в большой степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном оценивании необходимо использовать разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых. Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта, а значит осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся в процессе обучения ИЯ.


Глава II. Технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени средней общеобразовательной школы


2.1 Теоретические основы, содержание и реализация проекта «Unsere deutschen Freunde kommen nach Uljanowsk»


В результате исследования проблемы использования проектной методики на старшей ступени обучения (9 – 11 кл.) автором данной работы был разра ботан и апробирован проект «Unsere deutschen Freunde kommen nach Uljanowsk», проведённого в 9 классе МБОУ СОШ №56.

Тема проекта: «Unsere deutschen Freunde kommen nach Uljanowsk»

Тип проекта: ролево-игровой с элементами исследовательской и

творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, среднесрочный.

Цель проекта:

- расширение знаний о знаменитых земляках;

-развитие самостоятельности, творческих способностей, умения проводить исследовательскую работу;

- воспитание уважения к культуре своего народа, к своей малой Родине, осознание национальной самобытности, гордости и любви к своей родине;

- развитие речевых умений по теме (говорить, переводить, писать);

- сопутствующая задача- скрытый контроль сформированности речевых умений.

Цель потребовала решения следующих задач:

1. Обогатить, расширить языковые и речевые знания учащихся по темам “Die Stadt. Meine Heimatstadt”, систематизировать и закрепить ранее пройденный материал по теме, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции.

2. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении творческой работы.

3. Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.

4. Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем, связанных с реальной жизнью и внутренним миром старшеклассников.

Направленность проекта: познавательная.

Продолжительность проведения: один месяц.

Возраст: 9 класс (15 лет).

Место проведения: МБОУ СОШ №56

Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном материале по теме “Die Stadt ” и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности лингвистической и коммуникативной компетенции в целом. Занятие строится по типу ролевой игры.

Языковый материал:

-Лексический и грамматический материал по программе;

- лексика, допольнительно используемая в индивидуальных проектах.

Оснощение урока: подробная карта г. Ульяновска, портреты знаменитых земляков, практико-ориентированные проекты учащихся, идентификационные карточки, аудиозапись песни «Гимн Ульяновска.». На заключительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы.



Проект “Unsere deutschen Freunde kommen nach Uljanowsk ” состоит из трех этапов (уроков): подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку. Каждому этапу соответствует одно занятие и кропотливая работа между занятиями.

Каждое из занятий планируется по следующей схеме:

1. Введение;

2. Основные задачи занятия;

3. Необходимая информация;

4. Пошаговое описание действий;

5. Факультативные задачи.

1. ( Подготовительный этап).

Введение.

Занятие начинается с краткого введения учителя: учитель приветствует всех участников проекта, знакомит учащихся с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта – “ Unsere deutschen Freunde kommen nach Uljanowsk ”.

Основные задачи:

1. Сформулировать проблему исследования;

2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами;

3. Организовать группы учащихся, определить роли каждого члена группы.

Пошаговое описание.


По такой же схеме проводятся занятия основного и заключительного этапов, что не считаю целесообразным описывать. Вместо этого предлагаю простое описание работы над проектом.

Использование краеведческого материала очень актуально во все времена: это повышает познавательную активность учащихся. Продуктом работы над проектом должна была стать ролевая игра – экскурсия по городу, а точнее, мои ученики показывают гостям из Германии свой город и рассказывают о нём Проект был среднесрочным, не был ограничен строгими рамками в выборе объектов описания – работа нашлась для всех.

Одна группа подготовила экскурсию по городу, другая рассказывала о наиболее значимых достопримечательностях нашего города. Задачей следующей группы было – подготовить сообщения о знаменитых людях, именами которых названы улицы нашего города. Здесь прозвучали имена Гончарова, Карамзина, Пластова, Гая, Нариманова, Толбухина (на этой улице расположена наша школа).

Группа, представлявшая гостей из Германии, подготовила вопросы, которые задавались во время экскурсии. Например: “Eure Schule liegt in der Tolbuchinstrasse. Wer ist Tolbuchin? “, „Warum heist eure Stadt Uljanowsk? Womit ist das verbunden?” В этой группе заранее обговаривались ответы на возможные вопросы хозяев: “Was gefällt euch in unserer Stadt?», “Was findet ihr nicht besonders gut?” Чтобы более достоверно ответить на эти вопросы, группа проводила опрос населения (родителей, соседей, друзей, учащихся школы): «Как вы думаете, что хорошего бросается в глаза человеку, впервые приехавшему в наш город?», «Что ему не очень понравится?»

Ответы были интересные и не все ожидаемые, а выводы, я думаю, для ребят полезные.

Наибольшую информационную нагрузку несли группы, которые готовили сообщения о знаменитых земляках, интересных достопримечательностях. Результаты работы были представлены в виде газет, коллажей, презентаций, гармошек с яркими картинками, фотографиями, красиво оформленные. Сообщения были подготовлены в рамках изученного лексического и грамматического материала. На заключительном этапе была проведена реальная экскурсия по городу на немецком языке.

Смею надеяться, что одна из моих основных задач – повышение эрудированности, информированности наших учащихся – была достигнута. Ребята, подготовившие сообщение о какой-либо личности и о каком-либо объекте города, запомнили это навсегда, а те, кто слушал, тоже смогли расширить свой кругозор.

Презентация творческих работ происходит у карты в форме рассказов о жизни и творчестве писателей и поэтов. По ходу путешествия гости задают вопросы, уточняя информацию. Игра проходит в соответствующем эмоциональном настроении, участники адекватно реагируют на ситуацию, употребляют различные речевые клише, междометия, выражают свое отношение к услышанному и увиденному.


2.2 Из опыта разработки и реализации проектов на уроках немецкого языка


Проект : «Научная- практическая конференция »

Проект «Научная- практическая конференция » состоит из трех этапов: подготовительный, основной, заключительный, организуемых в определенной последовательности в соответствии с технологией использования проектной методики при обучении иностранному языку.

Каждый из этапов планируется по следующей схеме:

1. Введение

2. Основные задачи занятия

3. Необходимая информация

4. Пошаговое описание действий

5. Факультативные задачи

1. (Подготовительный этап).

Введение

Предложение темы конференции: «Die Porträtsgalerie der hervorragenden Personen» (Галерея портретов выдающих людей). На данном этапе я попыталась заинтересовать учеников и предложила выбрать каждому самый любимый школьный предмет, в котором ученик чувствует уверенность, знает его лучше других и желает своими знаниями поделиться с друзьями.

Основные задачи:

1. Сформулировать проблему исследования;

2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами;

3. Организовать группы учащихся, определить роли каждого члена группы.

Пошаговое описание действий:

Далее требовалось выбрать выдающихся людей в данной области. Единственным условием было то, что все выдающихся людей должны быть немцами. Затем вырисовывается «скелет» нашей конференции. Детьми были предложены следующие предметы и ученые:

* физика- Г.Герц,Конрад Рентген; Ампер

* биология- Р.Гук,Э.Геккель

* география – А.Гумбольдт, Шлиманн

* история – К.Маркс, ЕкатеринаII, Бисмарк

* литература – И.В.Гёте, Г.Гейне, Э.М. Ремарк, С. Цвейг

* живопись – А. Дюрер, Л. Кранах Старший, К. Кольвиц.

* музыка – С. Бах, Л. Бетховен, И. Шраус, группа «Бони М», М. Дитрих

2. Основной этап.

Занятие начинается с краткого введения учителя:

Учитель приветствует всех участников, формирует цели урока. На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.

Oсновные задачи этапа:

1. Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, анализа и синтеза идей.

2. Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.

3. Определить формы и способы представления результатов проектов.

Пошаговое описание действий:

Составление подробного плана по подготовке конференции. Вместе с детьми я приступила к подбору материалов для рефератов. В работу были включены все учащиеся: искали материалы, портреты, переводили тексты, стихи немецких поэтов разучивали песни «Бони М», Марлен Дитрих, делали компьютерную презентацию, осуждали результатов поисков. Само выполнение данной работы заставило школьников думать, анализировать, активизировать внимание и память. При поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, обсуждении собранной информации учащимися использовали разные виды иноязычной речевой деятельности: чтение найденного материала, письмо, говорение. Также совершенствовался навык работы на компьютере при оформлении собранного материала монтирование компьютерной презентации.

3. Заключительный этап.

Вводное слово учителя: Учитель приветствует всех учащихся, формирует цели урока.

Oсновные задачи:

1. Завершить отбор информации и ее обсуждение в группах, составить сценарий защиты проекта.

2. Презинтация проекта (реферата, доклада и т.д.).

3. Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.

Пошаговое описание действий:

Окончательное оформление реферата и демонстрирование собранного материала классу. Следуют отметить что необходимую информацию учащиеся искали самостоятельно, а обсуждение итоговой презентации проводилось под контролем учителя.

Во время защиты реферата учащиеся выбрали следующие формы: доклад, компьютерную презентацию с комментированием материала, предлагали собственные переводы стихов немецких поэтов. Одним из основных умений, которые демонстрировали школьники, была устная речь.

Самый интересный этап - презентации своей работы. Презентация проекта, реферата важна для самосознания каждого ученика.

Известно, что устные доклады могут вызвать затруднения. Поэтому учителю заранее необходимо обсудить с каждым учеником конференции тему выступления, план, общие фразы, для начала и завершения речи. Когда доклад закончен ученики задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии на немецком языке.

Последним этапом явилось обобщение работы, обсуждение успехов и недочетов конференции, тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться при подготовке к данному мероприятию.

По-настоящему увлекла ребят работа над проектом «Die Zukunft beginnt schon heute». Разработка проекта была интегрирована в учебный процесс, выполнялась учащимися 9-ых классов по одноименной теме «Die Zukunft beginnt schon jetzt» на основе УМК «Deutsch. Schritte».

Ученикам предлагалось рассказать о своей будущей профессии и о том, как можно уже сегодня готовить себя к успешной профессиональной деятельности. Ученики разделились на группы по 2-3 человека. В группу вошли ребята, мечтающие о родственных профессиях, что было выявлено при помощи анкетирования:

Was ist dein Lieblingsfach in der Schule?

Was ist dein Traumberuf?

Welche Fächer brauchst du in der Schule besser zu lernen, um später den gewünschten Beruf zu erlernen?

Участники каждой группы сами решали:

  • В какой форме будет предоставлен конечный продукт;

  • Какими способами сделать свой рассказ наиболее интересным среди других;

  • Каким содержанием наполнить проект;

  • Какими способами будет добываться информация и т.д.

Единственным обязательным условием являлась необходимость включить в свой проект рассказ о великом представителе той науки, с которой должна быть связана будущая профессия или о выдающемся представителе выбранной профессии.

Данное условие определялось той задачей, которую я составлю перед собой: постоянно расширять кругозор учащихся и компенсировать хоть каким-то образом недостаточное чтение книг нашими детьми.

В качестве конечного продукта были выбраны коллаж, стенгазета, диаграммы, компьютерные презентации.

Каким содержанием учащиеся решили наполнить свой проект, кроме вышеназванного, обязательного?

Этим содержанием были:

  • Описание профессии: чем занимается человек этой профессии, какие стоят перед ним задачи; чем интересна эта профессия, чем она привлекает этих ребят?

  • Где, в каких учебных заведениях города можно научиться этой профессии; какие экзамены нужно сдать, чтобы поступить туда? А в других городах?

  • Многие ли учащиеся нашей школы мечтают об этой профессии?

  • Много ли специалистов этого профиля требуется в нашем городе? На каких предприятиях, фирмах, организациях?

  • Рассказ о семейных традициях, если есть династии.

Что нужно было сделать, чтобы собрать необходимую информацию? Для этого потребовались:

  • Работа со справочной литературой;

  • Работа с научно-популярной литературой;

  • Опрос учащихся школы;

  • Работа с периодической печатью, изучение объявлений;

  • Опрос родителей.

В данное время работа над проектом продолжается.

Проанализировав опыт применения метода проектов, можно с уверенностью сказать, что проектная методика:

  1. Значительно повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка;

  2. Повышает уровень самостоятельности школьников;

  3. Способствует формированию индивидуальных творческих и познавательных способностей;

  4. Обогащает учащихся знаниями языковыми, страноведческими, общими.

Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения, как на родном, так и на иностранном языке.










Выводы


1. Интегративной целью обучения ИЯ на современном этапе образования является способность и готовность учащихся осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в заданных государственным стандартом образования пределах. Проектная методика, в основе которой лежит концепция личностно-деятельностного подхода, отвечает современным образовательным требованиям .

Целью обучения ИЯ является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, мобилизация творческих способностей и личностного потенциала учащегося при осознании школьниками себя как субъекта учебной деятельности по овладению ИЯ, критической рефлексии собственного опыта учебной деятельности и способности к саморазвитию в процессе гибкой конструктивной мыслительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью содержанием обучения ИЯ с использованием проектной методики являются лингвистические и социокультурные знания, которые формируется у учеников в процессе овладения новым языковым материалом по теме проекта в процессе поиска значимой информации из иноязычных источников.

Группа навыков и умений по оперированию знаниями, приобретаемыми в процессе проектной деятельности, включает

  • а) интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

  • творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

  • коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);

  • а также навыки и умения связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности и методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Названные навыки и умения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга. Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения ИЯ с помощью проектной методики:

- принцип коммуникативности;

- принцип ситуативной обусловленности;

- принцип проблемности;

- принцип соизучения языка и культуры;

- принцип автономности.

2. Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели. Организация совместной проектной деятельности: планирование и исполнение, контроль и оценка предполагает совокупность технологических шагов, в процессе которых происходит творческое взаимодействие участников проекта, их взаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижению практически значимого результата проектной деятельности.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

Подготовительный

1) представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2) выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

Основной:

1) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;

2) текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

Заключительный:

1) защита проектов (презентация результатов);

2) оценка результатов, выявление новых проблем;

Этап практического использования результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д.).

3. При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определенными типологическими признаками:

- доминирующий в проекте метод или вид деятельности (исследовательский, творческий, ролево-игровой и т.д.);

- предметно-содержательная область (монопроект или межпредметный

проект);

- характер координации проекта (открытая или скрытая, телекоммуникационные проекты);

- характер контактов (внутренний, региональный или международный);

- количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

- продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);

4. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.


Я сам Я хочу

Я могу Я умею


Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. ИЯ при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур. Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.












Заключение


В результате проведенной работы по проблеме использования проектной методики в системе учебных и вне учебных занятий по сквозной теме на старшей ступени обучения автором были сделаны следующие выводы:

1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования.

2. Проектная методика нашла широкое применение при обучении учащихся иностранному языку, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности.

3. Применение проектной методики наиболее результативно на завершающем этапе (10-11 классы) средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики при этом отвечает основным психологическим особенностям старшеклассников, их мотивам и потребностям и позволяет наиболее полно раскрывать их личность. Прежде всего, это обусловлено:

- проблемным характером проектной деятельности, ее интегративностью: в основе проектной методики лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью, решение которой требует от участников знаний не только в рамках данного предмета, но и в других областях;

- автономным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем самоорганизации и возможности проявления собственной инициативы в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.




















Список использованной литературы

1. Актуальные проблемы изучения и преподавания немецкого языка в современном поликультурном мире. Материалы Международной научно-практической конференции. Ульяновск-2009, стр. 214-219.

2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода// Иностранные языки в школе.-2005.-№8.

3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия

обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С.11-15.

4. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 5. – С. 7-11.

5. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации

/В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.

6. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого

языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 11-14.

7. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23-29

8.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.-М., 2003.

9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.

11. Петрова В. Метод проектов / В. Петрова. – Москва – Ленинград: Молодая

Гвардия, 1929. – 77 с.

12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //

Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.

13. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат //

Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Работа по методу проектов"

Автор: Шламбирова Валентина Викентьевна

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Самообразовательная работа «Метод проектов как средство формирования познавательного интереса на уроках английского языка»"
    ["seo_title"] => string(134) "samoobrazovatiel-naia-rabota-mietod-proiektov-kak-sriedstvo-formirovaniia-poznavatiel-nogho-intieriesa-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "132081"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416284311"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "КУРСОВАЯ РАБОТА Метод проектов как средство социализации детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "kursovaia_rabota_mietod_proiektov_kak_sriedstvo_sotsializatsii_dietiei_mladshieg"
    ["file_id"] => string(6) "383027"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485199067"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Метод проектов как эффективное средство реализации требований ФГОС учащихся 7-11 классов на уроках геометрии"
    ["seo_title"] => string(112) "mietodproiektovkakeffiektivnoiesriedstvoriealizatsiitriebovaniifgosuchashchikhsia711klassovnaurokakhghieomietrii"
    ["file_id"] => string(6) "268663"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450678316"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Метод проектов как средство развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-proiektov-kak-sriedstvo-razvitiia-linghvistichieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "115161"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411880046"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Психолого-педагогическое обоснование использования метода проектов на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(110) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-obosnovaniie-ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "203777"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429542489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства