Просмотр содержимого документа
«КУРСОВАЯ РАБОТА Метод проектов как средство социализации детей младшего школьного возраста»
39
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Метод проектов и его значение при обучении информатики
в начальной школе
Выполнил
слушатель курсов 4.6.1.
Цикора Ирина Сергеевна
Руководитель курсов:
методист ОИТ ДРИДПО Бабич Кристина Ивановна
ДОНЕЦК – 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….6
1.1 Особенности обучения младших школьников………………...………….…6
1.2 Методы обучения информатике в начальной школе………………………..9
1.3 Метод проектов и его характеристики………………………………………..13
РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ7……………………………………...29
2.1 Планирование и организация исследования………………………………...29
2.2 Обработка и анализ результатов……………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….…37
АННОТАЦИЯ
Цикора Ирина Сергеевна.
Метод проектов и его значение при обучении информатики
в начальной школе
Донецк, Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования, 2016 г.
Объём курсовой работы 35 страниц.
Ключевые слова: младший школьник, метод проектов.
Объектом исследования при написании данной работы являлась методы обучения информатике в начальной школе.
Предметом исследования работы выступали изучение возможностей метода проектов в преподавании информатики начальной школы.
В курсовую входит введение, два раздела, итоговое заключение, список использованных источников.
Во введении раскрывается актуальность исследования по выбранному направлению, определяются проблема, объект, предмет научных поисков, ставятся цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, указывается методологическая база исследования, его теоретическая, практическая значимость.
В первом разделе рассмотрены особенности обучения младших школьников, методы обучения информатике в начальной школе и метод проектов и его характеристики.
Во втором разделе рассмотрены использование метода проектов при обучении информатике в начальной школе.
Заключение посвящено основным выводам, что применение метода проектов на уроках информатики ведёт к более успешному усвоению материала.
При написании курсовой использовалось 13 источников.
ВВЕДЕНИЕ
"Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдём
у наших детей завтра..."»
Джон Дьюи
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного метода (предмета). Метод – это дидактическая категория.
Это совокупность приемов, операций овладения определенной области практического или теоретического знания, в той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется осязаемыми: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Объект исследования – методы обучения информатике в начальной школе.
Предмет исследования – изучение возможностей метода проектов в преподавании информатики начальной школы.
Цель исследования – изучение влияния использования метода проектов на усвоение учебного материала в начальной школе.
Задачи:
1. Проанализировав литературу, познакомиться со спецификой метода проектов.
2. Дать оценку современного использования метода проектов и перспектив его применения в преподавании информатики.
3. Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики.
Гипотеза – использование метода проектов на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Особенности обучения младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребёнка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».
Начало обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Согласно Л.С. Выготскому, специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребёнку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определённые правила.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребёнка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Напомним, что ещё Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:
· Младенцы – непосредственно эмоциональное общение.
· Раннее детство – манипулятивная деятельность.
· Дошкольники – игровая деятельность.
· Младшие школьники – учебная деятельность.
· Подростки – социально познаваемая и социально одобряемая деятельность.
· Старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность.
Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Так если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в её решении, они чаще и легче задумываются над тем, что им интересней, что их увлекает. То младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения. Учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.
Таким образом, о наличии того или иного вида мышления у ребёнка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду задачи. Если ребёнок успешно решает лёгкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.
1.2 Формы и методы обучения информатике в начальной школе
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в начальной школе является урок. Школьный урок образует основу классно-урочной системы обучения, характерными признаками которой являются:
· Постоянный состав учебных групп учащихся.
· Определённое расписание учебных занятий.
· Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся.
· Ведущая роль учителя.
Классно-урочная система организации учебного процесса, восходящая от выдающегося чешского педагога Я.А. Коменского, является основной структурной организации отечественной школы на протяжении почти всей истории её существования. Как показывает весь опыт, который накопила наша школа после введения курса ОИВТ, преподавание основ информатики, без сомнения, наследует все дидактическое богатство отечественной школы – урочную систему, лабораторную форму занятий, контрольные работы. Всё это приемлемо и на уроках по информатике. Применение информационно-коммуникационных технологий может существенно изменять характер школьного урока, что делает еще более актуальным поиск новых организационных форм обучения, которые должны наилучшим образом обеспечивать образовательный и воспитательный процесс.
Важный обучающий приём, который может быть особенно успешно реализован в преподавании – копирование учащимися действий педагога. Принцип «Делай как я!», известный со времен средневековых ремесленников.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.
Слово «метод», в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить ма териал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познава тельная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
Многие ученые выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и диафильмов.
2. Репродуктивный, воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование.
3. Проблемное изложение изучаемого материала.
4. Частично-поисковый, или эвристический метод.
5. Исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
а) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
б) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
в) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
1. Методы приобретения новых знаний.
2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике.
3. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.
б) Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.
в) Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы.
г) Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия.
д) Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
1.3 Метод проектов и его характеристика
В процессе «обучения – учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и ученика. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно не хочет учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.
Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание и свою эмоциональную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции.
Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия эти истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике – устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьника в процессе учения сегодня является метод проектов.
Немного об истории методов проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления о философии и образования, разработанным американским философом и педагогом ДЖ. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти те идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКПБ (б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию ДЖ. Дьюи, его метод проектов, нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это нужно и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Понятие «Метод проектов».
По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. То всегда творческая деятельность.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленных представленным американским педагогом Дж. Дьюи (1859-1952) который утверждал следующее: детство ребенка не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами. Один, с группой, с учителем, с другими людьми. Спланировать, выполнить, проаналировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:
1. Выделение внутреннего учебного материала.
2. Организация целесообразной деятельности.
3. Обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.
Программа методов проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь ребята получают необходимые знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом жизненном материале, учась разбираться путем проб в реальной жизни.
Преимущества этой технологии – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающий, с одной стороны, использование разных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла и гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
· Монопредметным – выполняется на материале конкретного предмета.
· Межпредметным – интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например информатика, экономика.
· Надпредметным (например «Мой новый компьютер») выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения курсов, работы в творческих мастерских.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательской, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного здания, исследовательского поиска для ее решения.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Определение конечных целей совместных/специальных проектов.
5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов:
· Определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования.
· Выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования.
· Оформление конечных результатов.
· Анализ полученных данных.
· Подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и т.д.).
Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологиям проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией проектного метода.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующими привлечения знания учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Основные этапы выполнения проекта
При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера, можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы выполнения проекта
Этап
Задача
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1
2
3
4
Начало выполнения
Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы
Уточняют информацию, обсуждают задание
Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает
Планирование
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде
Формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает
Принятие решения
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности
Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование
Наблюдает, консультирует
Выполнение
Выполнение проекта
Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект
Наблюдает, советует (по просьбе)
Оценка результатов
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке
Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Роль учителя при выполнении проекта
Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающего у значительного количества школьников.
У учащихся при выполнении проекта возникает свои специфические сложности и их преодоление и является из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.
Роль учащихся в выполнении проекта
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной «Урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – не верно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира себя в этом мире.
Оценка выполненного проекта
Как отмечает Чечель З.И., на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождевляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения школьника, В «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдения за учащимися, это позволяет быть более объективными на самой защите.
Вторая составляющая оценки результата – это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели.
Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель советует использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она выполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета балла.
Суммирование выглядит следующим образом:
85-100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
50 -70 баллов – «3»
Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик не понял или педагог не правильно объяснил.
Избежать таких последствий можно. Если в ходе проектирования проводить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации[25].
Проектная деятельность
В современном обществе проектирование применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности, таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы. В конце 20 века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярными становится проектирование экологическое, социальное, интернетно-психологическое, генетическое. Все перечисленное, в том числе проекты сугубо индивидуальные: в журналистике, на ТВ, в шоу-бизнесе, образовании – позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.
В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходиться сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственные решения.
Здесь оде помогает продумывание проблемы, планирование действий, рефлексия и анализ результатов. Все это – проектирование, которое помогает решать различные проблемы, где бы они не возникали, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальными.
Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в различных сферах жизни, профессиональной деятельности. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. Работа по продумыванию проблем и ситуации, с целью выделения и формулирования главной проблемы, установление проблемных связей, формулирование своей цели после уточнения – один из этапов проектирования, называемой проблематизацией.
Умение самостоятельно решать проблемы необходимо и для самостоятельной деятельности. То есть, умение самостоятельно решать проблемы познавательной деятельности подразумевает, в том числе и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения. Другими словами, если мы ставим задачу обучить ребенка самостоятельному проявлению активности в деле его учения, самоформирования как субъекта, творца собственного я, с одновременным освоением как такового, мы обязаны вооружить его способами, приемами такой деятельности. То, что называлось «научить учиться».
Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоторому общеучебному универсальному умению, как некоторой компетентности.
Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения.
В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой, чтобы охватить, возможно, больший круг разделов технологического образования и учесть интересы учащихся.
Результатом проекта могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию любых сфер деятельности человека.
Умение работать с информацией, материалами, инструментами учащиеся приобретают по мере осуществления репродуктивных и проектных этапов обучения. При этом система проектов строится по принципу усложнения и достижения осознания учащимися собственных способностей в проектно-технологической деятельности.
- Учитель должен учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются: подготовленность учащихся к данному виду деятельности.
- Творческая постановка задачи.
- Интерес школьников к проблеме.
- Практическая осуществляемость проекта.
Необходимы следующие условия учебной проектной деятельности:
- Возможность использования полученных знаний, умений, навыков.
- Соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся.
- Обеспечение безопасных условий труда.
- Использование образовательных ресурсов школы и социума.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изданий.
Многие школьники, особенно младшие, могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполненных заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением определенных примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, проводит разъяснительную работу о значимости и возможности того или иного проекта[12].
Проектное обучение в разновозрастных группах может строиться на основе как индивидуальной, так и совместной проектной деятельности учащихся, распределяемой по содержанию, назначению, трудности и обеспечению. Большую роль в технологической подготовке школьников, кроме учебной работы в школе играет творческая проектная деятельность учащихся в условиях дополнительного образования, действующего производства, социума и его семьи, организуемая и направленная в русле учебного процесса.
Занятия по проектированию должны приходить в непринужденной обстановке на основе педагогики сотрудничества учителя и ученика.
Учитель помогает ребенку добывать знания.
За специальной информацией учащиеся могут обращаться к учителям, родителям, друзьям, специалистам.
Проектный метод обучения на современном этапе выступает основным звеном творческой самостоятельной работы учащихся. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, расширить творческий потенциал учителя, повысить мотивацию школьников к обучению.
Типология учебных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести:
1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий и т.д.
2. Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно – научные исследования, экологические, языковые, культурологические, географические, исторические, музыкальные.
3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые).
5. По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).
Реализация метода проектов и исследовательского на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
На основе проведенной общедидактической типологии телекомунникационных проектов появляется возможность разработки проектов по конкретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных проектов, поскольку, как уже говорилось, чисто «математические» или «биологические» проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной степени интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.
В данной главе были рассмотрены такие вопросы как метод проектов, их использование в учебном процессе.
Таким образом, из выше написанного можно сделать следующие выводы. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности ученика. Но, не смотря на все плюсы данного метода, в современной школе он не достаточно распространен. Метод проектов только еще начинают вводить в учебный процесс. В основном применяют на факультативных занятиях или в экспериментальных классах.
Использование метода проектов в преподавании информатики.
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов в его сегодняшней реализации учителем информатики, нельзя считать технологией, так как он применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приемами.
Проект начинается с планирования. Традиционно все проекты делятся на межпредметные. Телекоммуникационные проекты чаще всего относятся к надпредметным. Общая тема проекта выбирается исходя из учебных и других задач педагога. Конкретная тема, данная учащемуся или группе, должна быть. По меньшей мере, с ним согласованной, а не просто дана как приказ. Проект может быть рассчитан на один урок или на длительный срок. В первом случае в проекте могут участвовать только несколько учащихся, в случае длительного проекта каждый учащийся или небольшая группа учащихся получают отдельную группу в рамках общего проекта. Группы более трех человек делать нецелесообразно – организация работы больших групп сталкивается с проблемами.
При работе над проектом педагог выступает в роли консультанта, в чем ему помогают более подготовленные ученики. Лучше всего, если утончение постановки задачи учащиеся выполняют, для этого педагогу бывает достаточно ознакомить учащихся с ранее выполненными проектами. Результаты работы над проектом обязательно должны быть объявлены в классе. Публичная защита является очень важной частью метода проектов, именно она позволяет учащимся обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе работы.
Общая оценка за длительный проект, как правило, складывается из следующих локальных оценок: качество самой проектной работы, качество письменного отчета, оценка публичной защиты. Большинству учащихся такая форма работы нравится, повышает их учебную мотивацию, и, как следствие, качество знаний.
На предмете информатика проектный метод позволяет использовать все воспитательные дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и углубляющий познания, во-вторых, как метод позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на информатике.
В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие учителя с учеником на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика. Метод проектов вовлекает ученика в деятельность, где целью является получение интересного для обучаемого результата – результата работы над проектом - что является сильным мотиватором.
С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к воспитанию и обучению. На предмете информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной деятельности в процессе учебной деятельности. Под предметной деятельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной деятельности. Для школьного предмета информатика область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расширениями и углублениями при профилированном преподавании. Целью предмета учитель может ставить практический результат, получаемый с помощью компьютера, программных средств, программных пакетов, оболочек, которые каждый ученик может освоить сам в процессе обучения на предмете. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для участника форме, целенаправленной на значимый для них результат – продукт коллективный, познавательной, творческой работы.
Практические знания превращаются в увлекательные, целенаправленные действия.
Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, прагматически и познавательно мотивированной.
В то же время метод проектов на предмете информатика – это метод организации группового обучения.
В процессе творческой проектной деятельности учащихся групповое взаимодействие, предусмотренное по ходу выполнения проекта, позволяет воспитать и развить важные социальные качества личности. Это способность работать в коллективе, взаимодействовать, помогать друг другу, работать на одну цель. Совместно планировать работу и оценивать вклад и результаты работы каждого.
РАЗДЕЛ 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Планирование и организация исследования
Таким образом, раскрыв содержание понятий: «метод», «метод проектов», « проект», «учебная тема», «мышление», «младший школьный возраст» и выявив особенности метода проектов, мы пришли к выводу о том, что использование данного метода на уроках информатики способствует более эффективному усвоению учащимися учебного материала.
Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого является – применение метода проектов на усвоение учебного материала учащимися начальной школы.
Эксперимент проводился на базе 2 класса МОУ «Школа № 97 г. Донецка».
В рамках образовательной системы для начальных классов учащимся по информатике предлагается выполнить следующие проекты:
Проект «Мой компьютер»
Данный проект проводится после изучения темы «Устройство компьютера». Для второклассника достаточно иметь представление о ПК в общих понятиях: монитор, системный блок, память, клавиатура, мышь.
Цель проекта: закрепить знания об устройстве ПК, связать новые слова с реальными объектами.
Задачу проекта определяет учитель - изобразить все устройства ПК, необходимые вам для работы, подписать каждое устройство.
Представление проекта происходит следующим образом. Каждый учащийся показывает свой рисунок и на его рабочем месте учителем комплектуется набор из изображенных предметов. Если на рисунке отсутствует какой-либо предмет, то его просто отключаем от питания. Затем все учащиеся садятся за компьютеры и если у учащегося были ошибки, то он не может работать, так как какое-то устройство отключено. Его задача найти ошибку на рисунке и исправить её.
Результат:
- самостоятельное углубление знаний о назначении составляющих ПК.
- организация связи между терминами и их реальными образами.
Проект «Поздравительная открытка
Этапы проектирования:
Формулировка проблемы - по мнению учащихся, она состоит в следующем: «Можно купить для подарка очень красивую открытку, но точно такую может подарить и кто-то ещё»
Постановка задачи и цели проекта - создать индивидуальный подарок для того, чтобы доставить радость человеку, которого хочешь поздравить.
Обсуждение результата проекта и процесса - ученики отвечают, что результатом их работы будет открытка-поздравление. Начнут они с создания индивидуальных макетов, а затем используя свои навыки и умения при работе с текстовым редактором выполнят макет на ПК.
Разрабатывается макет открытки. Данный этап проекта учащиеся проделывают на листе бумаги. Для эффективности работы можно представить им несколько готовых открыток. Анализируя расположение различных объектов на открытках, ученики создают свою модель.
Определяются навыки и умения необходимые для реализации проекта:
включить ПК;
загрузить Тux Рaint;
создать необходимые объекты - надпись, текст, рисунок, подпись;
разместить объекты согласно макету открытки.
Алгоритмы действии, которые вызывают затруднение, прописываются в тетради, их практическое выполнение дети осваивают самостоятельно.
Выполнение проекта на ПК.
Представление проекта.
Каждый учащийся показывает свою открытку и комментирует её содержание и оформление.
Вместе с учащимися выбираются наиболее оригинальные открытки, так как задачей проекта было создание индивидуального подарка. Отмечаются сложности выполнения проекта, обычно они связаны с освоением новых навыков использования ТР. Обсуждается где полученные навыки могут пригодиться, например, при создании другой открытки, буклета, компьютерной газеты.
Данный проект всегда вызывает у учащихся большой интерес. Он относится к практико-ориентированным проектам, так как результат деятельности участников обозначен с самого начала проекта и ориентирован на социальные интересы самих участников.
Мини-проект «Я б в шифровщики пошёл, пусть меня научат».
Выполняется в ходе изучения темы «Кодирование информации». На одном из уроков дети учатся расшифровывать ребусы. Правила оформления ребусов мы записываем в тетрадь, разбираем примеры из учебника.
Данный проект можно отнести к практико - ориентированному типу. Макеты ребусов, созданные на бумаге, учащиеся затем выполняют их в графическом редакторе. Таким образом, решается практическая задача - отработка навыков работы в Paint:
использование готовых конструкций;
работа с палитрой;
вставка текста;
создание мелких деталей.
Для защиты проектов учащиеся делятся на группы по 3 человека. Их задача - расшифровать представленные каждым участником группы ребусы. Для озвучивания результатов выбирается «старший», который сообщает о том, все ли ребусы удалось расшифровать и какие ошибки были допущены в оформлении. Такая методика помогает формировать у учащихся навыки коммуникативной работы.
Итак, возраст младшего школьника накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности в начальной школе. Тем не менее, вовлекать младших школьников в проектную деятельность можно уже с 1-го класса. Проектная деятельность в начальных классах позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию.
2.2 Обработка и анализ результатов
Анализ результатов профессиональной деятельности.
Для проверки моей идеи был выбран контрольный класс 2А.
Результативность педагогической диагностики (%) показала, что классный коллектив стал более дисциплинированным, ответственным по отношению к учёбе. Правда сдвиг еще небольшой, но и работа ведется всего полгода.
Ярко проявляется
Проявляется
Слабо проявляется
Начало года
Март
Начало года
Март
Начало года
Март
2А
2В
2А
2В
2А
2В
2А
2В
2А
2В
2А
2В
Дисциплини-
рованность
17
22
22
22
44
50
50
10
39
28
28
22
Отношение к учёбе
22
17
33
17
39
44
11
44
28
39
6
39
Отношение к
коллективу и товариществу
17
17
17
17
28
28
39
28
56
56
33
56
Дисциплинированность
Отношение к учёбе
Отношение к
коллективу и товариществу
Можно сделать вывод, что использование проектной деятельности на уроках информатики способствует процессу социализации младшеклассников и ведёт к более успешному усвоению материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы связана с введением преподавания пропедевтического этапа школьного курса «Информатика и информационно- коммуникационные технологии» в начальной школе. В связи с этим применение метода проектов на уроках информатики, безусловно, стоит на повестке дня.
В работе раскрыта сущность понятий: проект, презентация, публикация, метод, метод проектов, учебная тема.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что применение метода проектов на уроках информатики ведёт к более успешному усвоению материала, дети с увлечением и интересом работали над заданиями учителя.
Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент, целью которого является изучение влияния применения метода проектов на усвоение учебного материала учащимися начальной школы.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
1. Показать возможность использования метода проектов в профессиональной деятельности учащихся.
2. Разработать метод проектов по информатике на темы: «Мой компьютер», «Поздравительная открытка», «Я б в шифровщики пошёл, пусть меня научат».
Для того чтобы достигнуть поставленных задач был рассмотрен метод проектов и его роль в деятельности учителя, а также была проанализирована литература, в которой раскрывается возможность создания метода проектов в деятельности учителя.
На основе всего вышеизложенного можно сказать, что поставленные цели и задачи решены в полном объеме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ - Петербург, 2005
3. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.
5. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 624 с.
6. Морозов В.В. “Информатика” в начальных классах с углубленным изучением математики// Информатика: Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”.- 1995.- №10
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат - М., 2000г.
8. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль. М.: Наука, 1989
9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2004.- кн. 1. Общие основы Процесс обучения.
10. Педагогический словарь в 2 томах. Издательство академии педагогических наук.
11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
13. Тур С.Н., Бокучаева Т.П. Методическое пособие по информатике для учителей 2 – 4 классов. – СПб. БВХ – Петербург, 2005