Самообразовательная работа «Метод проектов как средство формирования познавательного интереса на уроках английского языка»
Самообразовательная работа «Метод проектов как средство формирования познавательного интереса на уроках английского языка»
Актуальность избранной для дипломного исследования темы заключается в том, что познавательный интерес является важнейшим фактором учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишённая познавательного интереса, тускнеет, личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает её движение, позволяет пережить радость интеллектуального поиска в любой деятельности.
В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования особое место отведено познавательной деятельности младших школьников, его творческим способностям, интересу к учению, формированию желания и умению учиться.
Развитие познавательных способностей – одна из основных целей школьного обучения. В младшем школьном возрасте развитие способностей происходит наиболее интенсивно, поэтому познавательной сфере младших школьников уделяется особое внимание. Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать современные средства и методы обучения.
Новые педагогические технологии: информационные, в частности компьютерные, телекоммуникационные, исследовательские, поисковые, направлены на творческое, интеллектуальное развитие учащихся.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно - ориентированное воспитание и развитие в процессе обучения, является метод проектов, который практически воплощает в себе и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве.
Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самообразовательная работа «Метод проектов как средство формирования познавательного интереса на уроках английского языка»»
Выступление по теме самообразования
«Метод проектов как средство формирования познавательного интереса на уроках английского языка»
Работа учителя иностранного языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путём поиска эффективных приёмов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.
Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
В контексте названных проблем со всей очевидностью встаёт проблема развития у учащихся в процессе обучения познавательного интереса, который обладает мощными побудительными и регулятивными возможностями в саморазвитии школьника.
Актуальность избранной для дипломного исследования темы заключается в том, что познавательный интерес является важнейшим фактором учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишённая познавательного интереса, тускнеет, личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает её движение, позволяет пережить радость интеллектуального поиска в любой деятельности.
В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования особое место отведено познавательной деятельности младших школьников, его творческим способностям, интересу к учению, формированию желания и умению учиться.
Развитие познавательных способностей – одна из основных целей школьного обучения. В младшем школьном возрасте развитие способностей происходит наиболее интенсивно, поэтому познавательной сфере младших школьников уделяется особое внимание. Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать современные средства и методы обучения.
Новые педагогические технологии: информационные, в частности компьютерные, телекоммуникационные, исследовательские, поисковые, направлены на творческое, интеллектуальное развитие учащихся.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно - ориентированное воспитание и развитие в процессе обучения, является метод проектов, который практически воплощает в себе и другие современные технологии, например, такие, как обучение в сотрудничестве.
Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно ещё на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешным.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, ученики учатся самостоятельно приобретать знания, общаться на английском языке, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Опыт работы в школе показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом.
Метод проектов даёт возможность вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность школьников.
Проблеме, связанной с использованием метода проектов в обучении иностранному языку младших школьников, были посвящены работы таких методистов, как О.И. Барменковой, Н.Д. Гальсковой, Е.Н. Землянской, Н.В. Ивановой, Е.П. Кондратьевой, Н.М. Конышевой, Е.С. Полат и др.
Наличие противоречий
С одной стороны, внедрение проектов способствует активизации учебного процесса и рассмотрению новых педагогических технологий.
С другой стороны, влияние проектной методики на развитие познавательного интереса получило недостаточное теоретическое обоснование в условиях начальной школы.
Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы: Какова взаимосвязь использования метода проектов с процессом формирования познавательного интереса младших школьников.
Научная новизна дипломной работы состоит в обосновании метода проектов в повышении познавательного интереса у младших школьниках на уроках английского языка.
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям развития языкового образования.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Апробировав методику работы над проектом и адаптировав её к конкретным условиям, автор видит главной задачей данной работы – рассмотрение особенностей и вариантов организации метода проектов в формировании познавательного интереса у младших школьников.
Практическую значимость мы видим в использовании разработанных нами проектов в практике школы в системе учебных и внеклассных занятий, а также при подготовке учителей иностранного языка в высших учебных заведениях.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы.
Предмет исследованияиспользование метода проектов в качестве средства формирования познавательного интереса на уроках английского языка в начальной общеобразовательной школе.
Цель исследованиядать теоретическое обоснование методу проектов и доказать влияние проектной методики на формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках английского языка.
Гипотеза
В соответствии с государственным образовательным стандартом использование проектной методики для повышения познавательного интереса может быть результативным, если будет:
1) определена сущность познавательного интереса;
2) будут выявлены параметры проекта, обеспечивающие развитие и повышение познавательного интереса у младших школьников в обучении английскому языку;
3) предложено методическое обоснование разработки проектов в начальной школе;
4) доказана в процессе апробации разработанных автором проектов их результативность.
Цель исследования и его гипотеза определили постановку и последовательное решение следующих задач:
1.определить сущностную характеристику познавательно-коммуникативного интереса учащихся к изучению английского языка;
2.выявить параметры метода проектов для формирования познавательного интереса у учащихся начальных классов средней общеобразовательной школы;
3.разработать три проекта для обучения английскому языку в начальной школе, обеспечивающих повышение познавательного интереса у учащихся к овладению иноязычным общением;
4.апробировать авторские проекты в опытном обучении английскому языку в начальной общеобразовательной школе.
Методы исследования выбирались в соответствии с задачами исследования.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) изучение и обобщение как опубликованного, так и неопубликованного педагогического опыта по использованию метода проектов в начальной общеобразовательной школе;
3) статистические методы по валидности использования проектов в средней общеобразовательной школе на начальном этапе;
4) организация опытной работы по апробации авторских проектов в опытном обучении английскому языку в начальной общеобразовательной школе.
Структура работы представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, выводами по главам, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Каждый учитель иностранного языка понимает насколько важно постоянно поддерживать интерес к предмету. На наш взгляд педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создаёт интересные образцы нестандартных форм обучения, которые помогают педагогам вернуть утраченный интерес учащихся к учебному труду.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку начальной школы особое место отведено познавательной деятельности учащихся.
Проблеме формирования познавательного интереса были посвящены работы таких учёных, как И.Ф. Гербарт, Н.Ф. Добрынина, И.А. Зимней, И. Кант, А.Г. Ковалёвой, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др.
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко.
Также разнообразие учебного материала, его новизна, проявление умственной самостоятельности и инициативности, создание проблемной ситуации, применение нетрадиционных форм обучения, активная поисковая деятельность младших школьников способствуют повышению познавательного интереса.
Включение процесса обучения иностранного языка в контекст игровой, познавательной и учебной деятельности позволяет обеспечить доминирование внутренних, игровых и учебно-познавательных мотивов, которые будут “работать” и на формирование положительного отношения младших школьников к предмету, и на достижение целей начального языкового образования.
Необходимо отметить, что учёт психологических особенностей детей 6-10 лет и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения иностранного языка в начальной школе.
В МОУ Писаревская СОШ Тулунского района Иркутской области было проведено исследование для показания эффективности использования метода проектов в повышении познавательного интереса у учащихся вторых, третьих, четвёртых классов к овладению английским языком.
Материалы: альбомные листы, фломастеры, карандаши, краски, семейные фотографии, учебник “Enjoy English – 1”, М.З.Биболетова и др.
Работа над проектом:
На первом этапе работы над проектом учащиеся совместно с учителем обсуждают какие навыки и умения они имеют; их отношение к семье, к друзьям, младшим школьникам был предложен проект под названием “Let me introduce myself. It’s me.”
Для разработки и реализации проекта необходимо было обсудить содержание проекта, планирование конечных результатов, определение времени.
Учащиеся распределяются по парам для вступления в диалог. Предполагалось использование справочного материала (словари, учебные пособия, информационные материалы, а также словари самих учащихся). Были предложены вопросы в качестве подсказки для диалога:
- What is your name?
- How old are you?
- Do you have a family?
- What is your mother’s name?
- What is your father’s name? (a brother’ name, a sister’s name…)
- Where do you live?
- Do you love your family?
- Do you sing songs together?
- What do you like to do?
- What does your mother like to do?
- And what about your father? (your brother, your sister…)
Таким образом, учащиеся действовали по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при составлении собственных устных и письменных высказываний.
Также младшие школьники использовали разные компоненты учебно-методического комплекта М.З. Биболетовой (аудиоприложение и учебник, рабочую тетрадь и учебник).
На втором уроке учащиеся работают в группах, готовят текст своих презентации по данной теме, рисуют, репетируют.
На этом этапе младшие школьники накапливают языковой материал для высказываний, который предусматривает проект, применяют изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах. Учащиеся читают небольшие аутентичные тексты, опираясь на языковую догадку, пишут небольшие сочинения по теме.
Третий урок посвящён презентации проекта. Она сопровождалась демонстрацией рисунков, фотографий. Кроме того, на третьем уроке учащиеся вступали в диалогическое общение и высказывались в соответствии с ситуациями темы. При этом учащиеся опирались на выполненные ими рисунки и коллажи. Оценивали выполненную работу независимые эксперты (учащиеся 11 класса и учитель английского языка).
Продукт проекта:
- постеры с подписями на английском языке;
- рисунки, характеризующие идеальную семью;
- альбом 2 класса.
Так как презентация проекта – самый главный и интересный этап, то от того, как он пройдет, будет зависеть желание учеников приступить к разработке следующего, поэтому желательно, чтобы усилия каждых детей были оценены. Никто не остался без внимания - были выданы различные дипломы: “самая весёлая семья”, “самая дружная семья”, “самая спортивная семья”.
Учащиеся закрепили и обогатили свой словарный запас в соответствии с темами, упражнялись в использовании следующих грамматических структур английского языка: I like / I don’t like, I have / She / He has, I am / He / She is / They / We are, I can / I cannot.
О влиянии коммуникативной компетенции на познавательный интерес у учащихся 2 класса можно судить по качеству знаний.
В классе 8 человек, трое из них имели оценку “3” в 3 четверти, в 4 четверти число “троек” сократилось. Один ученик имеет “3” (Шубкина Татьяна). Данная ученица пропускала занятия по болезни.
Влияние проекта на повышение познавательного интереса также оценивалось с позиции качественного изменения в речевых умениях (говорении, чтении, письме, аудировании).
Известно, что достаточный для первого года обучения объём монологического высказывания – около 5 фраз, соответствующих ситуации теме и правильно оформленных в языковом отношении. После проведения проектов объём высказываний увеличился в среднем в два раза. То же самое произошло в остальных видах речевой деятельности.
Объём диалогического высказывания до проекта составлял 3-4 реплики с каждой стороны, после – примерно 7 фраз.
Как уже отмечалось выше, увеличился словарный запас школьников. Объём лексики примерно стал равняться 118 словам.
Проектная деятельность положительно сказалась и на чтении младших школьников. Некоторые ребята (Попова Вика, Загорнов Даниил, Шуреев Дима) могут прочесть текст объёмом в одну страницу, если учесть, что ученики 2 класса могут прочитать про себя и понять текст объёмом около трети страницы, содержащий не более двух-трёх незнакомых слов.
Темойпроекта учащихся 3 класса являлась “We are writing letters to Hobbit”.
Планируемый результат: учащиеся 3 класса составляют письма Хоббиту (См. Приложение 2).
Цель проекта: способствовать повышению познавательно-коммуникитивного интереса у школьников 3 класса к овладению иностранным языком.
Задачи для учащихся:
- развивать познавательный интерес, воображение, творчество в процессе иноязычной речевой деятельности;
- учиться извлекать информацию из прочитанных текстов;
- учиться обмениваться мнениями с партнёрами;
- учиться обосновывать своё мнение;
- развивать лексико-грамматическую компетенцию;
- прививать уважение к культуре страны изучаемого языка.
Материалы: альбомные листы, фломастеры, карандаши, краски, ножницы, клей, учебник “Enjoy English – 2”, М.З.Биболетова и др.
Работа над проектом:
На первом уроке учащиеся обсуждали тему проекта, интересна ребятам или нет. Какие вопросы они хотели бы задать Хоббиту, что хотели бы рассказать о себе. Для этого ребята вспоминали весь накопленный багаж лексики.
Для разработки и реализации проекта необходимо было обсудить содержание проекта, планирование конечных результатов, определение времени.
Далее учащиеся разделились на группы по 3-4 человека. Каждой группе было дано следующее задание: составить краткую характеристику о Хоббите, пользуясь учебником и планом, который был представлен на доске.
I think he is ….
He likes to eat…
He likes to drink…
He can…
He cannot…
He has got…
He doesn’t have…
Также для составлений высказываний об английском герои младшие школьники списывали небольшие тексты на английском языке, пользуясь ими как планом.
На втором уроке учащиеся продолжают работать в группах. По аналогии рассказа о Хоббите, который ребята составляли на первом уроке, школьники придумывают рассказы о себе и представляют в диалогических высказываниях. Таким образом, учащиеся активизируют необходимую лексику, которая пригодиться им для написания писем английскому герою.
Далее ребятам предлагались два разных письма для сравнения (одно из России, другое из Великобритании). Ребята сравнивали структуру письма, правило написания. Также для сравнения были предложены разные конверты.
На третьем уроке школьники представляли свои проекты. Презентация проведена следующим образом: ребята зачитывали свои письма Хоббиту, рассказывая о своих увлечениях, интересах. Также ребята расспрашивали известного английского героя об его увлечениях.
На внеклассном занятии некоторые ребята смастерили из картона Хоббита для разыгрывания небольшой сценки во время презентации проекта, зрителями которой были учащиеся из параллельного класса.
Продукт проекта:
- письма Хоббиту.
В классе 12 человек. Проект проводился в начале 3 четверти. Результаты оценок сравнивались со 2 четвертью. До проекта шесть школьников имели оценку “3” , в 3 четверти число “троек” сократилось до трёх.
Таким образом, о влиянии коммуникативной компетенции на познавательный интерес у учащихся 3 класса можно судить по качеству знаний и по существенному повышению объёма монологических и диалогических высказываний в сравнении с государственным образовательным стандартом начальной школы.
Тема проекта, проводимая в 4 классе, называлась:“Pets and other animals”.
Планируемый результат: учащиеся 4 класса составляют азбуку животных (“Nature ABC”) (См. Приложение 3).
Цель проекта: способствовать повышению познавательно-коммуникитивного интереса у школьников 4 класса к овладению иностранным языком.
Задачи для учащихся:
- развивать познавательный интерес, воображение, творчество в процессе иноязычной речевой деятельности;
- учиться извлекать информацию из прочитанных текстов;
Материалы: альбомные листы, фломастеры, карандаши, краски, ножницы, клей, учебник “Enjoy English – 2”, М.З.Биболетова и др.
Работа над проектом:
Данная тема очень близка младшим школьникам, у многих есть домашние животные. Поэтому учащиеся с большим энтузиазмом восприняли предложение рассказать о них. Так ненавязчиво идёт обсуждение и формулирование темы проекта. На первом уроке школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его задачи.
На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему проекта, необходимо подготовить его проведение, обсудить содержание, планирование конечных результатов; определить время.
На втором и третьем уроках наступает самый трудоёмкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – сбор информации, пополнение языкового материала, работа с различными источниками информации, формирование коммуникативной компетенции.
На данном этапе дети пишут небольшие сочинения о своих домашних животных, пользуясь учебником и словарями. Затем читают их классу. Ребята слушают и задают вопросы.
После этого школьники работают над рассказами о диких животных, о которых написано в учебнике. Идёт дальнейшее расширение и закрепление учебного материала.
Потом учащиеся выбирают и описывают какое-то животное, о котором не упоминается в учебнике. Дети задают вопросы.
Так, в рамках работы над проектом появляются сочинения не только о своих домашних животных, но и о животных, которые обитают в дикой среде.
На четвёртом уроке в рамках проектной деятельности младшие школьники работали над техническим выполнением. Школьники сами набирали тексты своих сочинений на компьютере. Затем представляли свои работы другим классам начального звена.
Продукт проекта:
- рассказы о животных.
В классе 12 человек. Проект проводился в середине 4 четверти. Результаты оценок сравнивались с 3 четвертью. До проекта у семи школьников были удовлетворительные оценки, в 4 четверти оценку “3” имело 5 учащихся.
Таким образом, о влиянии коммуникативной компетенции на познавательный интерес у учащихся 4 класса можно также судить по качеству знаний и по существенному повышению объёма монологических и диалогических высказываний в сравнении с государственным образовательным стандартом начальной школы.
Первая глава данной работы посвящена сущностной характеристике понятиям “интерес” и “познавательный интерес”, а также исследованию формирования познавательного интереса в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста.
Как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы, проблема интереса в обучении существует на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Также анализ научных источников позволил выделить основные понятия по исследуемой проблеме и рассмотрению психологических особенностей младших школьников, которые необходимо учитывать в процессе формирования познавательного интереса.
В результате чего мы выявили некоторые факторы, влияющие на формирование познавательного интереса в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста.
В настоящее время эту проблему решают ведущие педагоги Г.И. Щукина и Ю.К. Бабанский.
Толкование интереса до сих пор не определено однозначно, существует множество трактовок данного феномена. Мы же склоняемся к определению, которое даёт Г.И. Щукина.
По её мнению познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями (согласно современной трактовке, процессу овладения коммуникативной компетенциями во всех видах речевой деятельности).
Во второй главе мы исследовали влияние проектной методики на формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Данной проблеме были посвящены работы таких известных педагогов, как Н.Д. Гальсковой, О.А. Жбановой, З.Н. Никитенко, Е.С. Полат и др.
Как показывает анализ научной литературы и практика работы в начальной школе действительно необходимо включать учащихся в проектную деятельность.
Метод проектов влияет на степень сформированности познавательного интереса, так как во время его выполнения у младших школьников происходят качественные изменения в речевой деятельности учащихся.
В результате работы можно сделать общие выводы о возможности применения метода проектов на уроках:
- учитываются возрастные особенности детей;
- активизируется внимание, повышается творческий потенциал личности. Метод проектов даёт возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся;
- развивается самостоятельность учащихся;
- повышается интерес, что влияет на качество обучения.
Гипотеза дипломного исследования была доказана. Использование проектной методики для повышения познавательного интереса действительно является результативным, так как:
- была определена сущность познавательного интереса;
- выявлены параметры проекта, обеспечивающие развитие и повышение познавательного интереса у младших школьников в обучении английскому языку;
- предложено методическое обоснование разработки проектов в начальной школе, доказана в процессе апробации разработанных автором проектов их результативность.
Цель и задачи были достигнуты при анализе психолого-педагогической и методической литературы, а также обобщение как опубликованного, так и неопубликованного педагогического опыта по использованию проектной методики как средство формирования познавательного интереса.
В настоящее время ежегодно проводятся международные конференции по проблемам использования проектной методики в начальной школе, итоги которых позволяют судить об успешном развитии метода проектов в формировании познавательного интереса у детей младшего школьного возраст.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменившимся условиям жизни человека постиндустриального общества.