Просмотр содержимого документа
«"Коммуникативные и межкультурные компетенции"»
Коммуникативные и межкультурные компетенции
В коммуникативной сфере планируемые результаты призваны отразить процесс совершенствования и систематизации ранее приобретённых коммуникативных умений для достижения более высокого уровня владения коммуникативной и межкультурной компетенциями. В частности:
1. Речевая компетенция в четырёх видах речевой деятельности:
говорении:
– в условиях диалогического общения в стандартных речевых ситуациях начинать, поддерживать, вести, заканчивать различные виды диалогов, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять, расспрашивать партнёра по общению и отвечать на его вопросы, выражать согласие/отказ, высказывать своё мнение, просьбу, личную, используя эмоционально-оценочные суждения;
– строить монологические высказывания, рассказывая о себе, своей семье, школе, своих интересах и планах на будущее, сообщая краткие сведения о себе, своём городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка, описывая события/явления, передавая основную мысль прочитанного или прослушанного, выражая своё отношение к прочитанному/услышанному, давая краткую характеристику персонажей;
аудировании:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников;
– воспринимать на слух несложные аутентичные аудио- и видеотексты и, опираясь на языковую догадку и контекст, понимать основное содержание (сообщение, рассказ, интервью) и выделять необходимую/нужную/значимую информацию (прагматические аудио- и видеотексты);
чтении:
– читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, используя различные стратегии извлечения информации (с пониманием основного содержания, с полным и точным пониманием, с выборочным пониманием значимой/нужной/необходимой информации);
– использовать различные приёмы смысловой переработки текста (языковая догадка, контекстуальная догадка, выборочный перевод), а также справочные материалы;
– творчески перерабатывать содержание прочитанного, оценивать и выражать своё мнение к прочитанному;
письме:
– заполнять анкеты и формуляры;
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
– составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
– применение правил написания слов, усвоенных в основной школе;
– адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
– соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
– распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц;
– знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
– понимание и использование явлений многозначности слов немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
– распознавание и использование в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка, знание признаков изученных грамматических явлений;
– знание основных различий систем немецкого и русского/родного языка.
3. Социокультурная компетенция:
– знания о национально-культурных особенностях различных регионов России и немецкоязычных стран, полученных на уроках немецкого языка, в процессе изучения других предметов, а также в процессе поиска дополнительной информации, в том числе и в Интернете;
– знание наиболее употребительной фоновой лексики, реалий немецкоязычных стран, некоторых образцов фольклора;
– распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета, принятых в немецкоязычных странах;
– знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
– представление об особенностях образа жизни, быта, культуры немецкоязычных стран, о сходстве и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка;
– понимание роли владения немецкого языка в современном мире.
4. Компенсаторная компетенция: умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования языковой и контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере планируемые результаты связаны с развитием у учащихся следующих умений:
– сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на разных уровнях: грамматические явления, слова, словосочетания, предложения;
– использовать разные стратегии чтения/аудирования в зависимости от ситуации и коммуникативной задачи;
– действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и в процессе порождения собственных высказываний в пределах предметного содержания обучения немецкому языку в основной школе;
– осуществлять индивидуальную, групповую, исследовательскую и проектную работу на уроке немецкого языка и вне его;
– пользоваться справочным материалом и словарями, разными источниками информации, в том числе интернет-ресурсами;
– пользоваться способами и приёмами самостоятельного изучения немецкого языка.
В ценностно-ориентационной сфере:
– представление о немецком языке как средстве выражения чувств, эмоций;
– достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения в ситуациях межкультурного общения, установление и поддержание контактов в доступных пределах;
– осознание роли и места родного и немецкого языков как средств общения, познания и самореализации в поликультурном и многоязычном мире;
– приобщение к ценностям мировой культуры в различных формах реального и виртуального общения.
В эстетической сфере:
– знание элементарных выражений чувств и эмоций на немецком языке и умение их использовать;
– знание некоторых образцов художественного творчества на немецком языке;
– осознание (понимание) прекрасного в процессе обсуждения/восприятия современных тенденций в литературе и искусстве.
В трудовой сфере:
– умение рационально планировать свой учебный труд;
– умение работать в соответствии с намеченным планом.