Просмотр содержимого документа
«Межкультурная компетенция как аспект коммуникативно-когнитивной компетенции»
Межкультурная компетенция как аспект коммуникативно-когнитивной компетенции
Кобец Светлана Александровна
зав. кафедрой английского языка
МБОУ «Лицей №87 имени Л.И.Новиковой»
В условиях глобализации современного мира и информатизации общества расширяется возможность общения между людьми и различными культурами.
Одной из основных проблем, которые затрудняют коммуникацию между представителями разных культурных традиций, становится проблема межкультурной компетенции личности.
Одной из задач современного образования становится создание условий для приобретения учащимися опыта межкультурного общения, обучение детей навыкам и умениям общения с представителями иных культур, в процессе которого происходит формирование межкультурной компетенции ребёнка.
Формирование межкультурной компетенции способствует развитию способности учащихся принимать участие в диалоге культур на основе принципов взаимного уважения, терпимости к культурным различиям и преодолению культурных барьеров.
Межкультурная компетенция - это способность успешно общаться с представителями других культур.
Структура межкультурной компетенции личности
культурные ценности
паралингвистические средства общения
знания
нормы общения
факты о культуре
иностранный язык
усвоение новых знаний
критическая оценка
умения
практическое применение знаний
соотнесение событий
интерпретация культурных фактов
язык-мышление-культура
познание на границе культур
мышление
равнозначность культур
критический взгляд
открытость
любопытство
отношение
отказ от предубеждений
приятие культуры
В работе с детьми большое внимание в нашем лицее уделяется формированию межкультурной компетенции как аспекту коммуникативно-когнитивной компетенции. В рамках волонтерской программы МБОФ “Интеркультура” (AFS России) мы принимаем в лицее каждый год на учебу и проживание учеников из других стран: Мексики, Германии, Италии, Венгрии. В неформальных отношениях наши ученики сталкиваются с новыми культурными и языковыми явлениями, ментальными особенностями представителей других народов, что заставляет их глубже и критически взглянуть на окружающий мир, сравнить, сопоставить и проанализировать имеющиеся знания и опыт.
На протяжении десяти лет в лицее действует программа "Образование за рубежом« как элемент открытого образования в процессе обучения. В рамках этой программы ученики изучают английский язык и получают высшее образование в Англии, Америке, Чехии, Франции. Изучая иностранный язык и участвуя в межкультурной коммуникации, ученик глубже постигает свой родной язык и родную культуру, а также изучает культурное наследие других стран и модель поведения других национальностей. Межкультурная компетенция является аспектом коммуникативно-когнитивной компетенции, формирование которой является основной целью в обучении и изучении иностранного языка.
Создание условий для формирования межкультурной компетенции
Внеурочная познавательная деятельность
Познавательная деятельность на уроках
Содержание обучения английскому языку
Проектная деятельность
Образовательные путешествия
Курс страноведения
Общение с иностранцами
Изучение своей страны на английском языке
Межкультурная компетенция учащихся
Образовательные программы за рубежом
Взгляд на свою страну глазами иностранцев
волонтерская программа МБОФ «ИНТЕРКУЛЬТУРА» (AFS РОССИИ)
Предметная неделя
Инновационные технологии обучения английскому языку с использованием информационно-коммуникационного компонента
Образовательные программы за рубежом
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ МАЛЬТА ИСПАНИЯ
волонтерская программа МБОФ «ИНТЕРКУЛЬТУРА» (AFS РОССИИ)