Коллективное обучение как условие расширения коммуникативной компетенции учащихся
Коллективное обучение как условие расширения коммуникативной компетенции учащихся
Необходимость придать образовательному процессу практическую направленность, осуществлять системно-деятельностный подход заставляет отдавать предпочтение коллективным способам обучения. Автор рассказывает об использовании технологии сотрудничества, ролевых играх, методе проектов. Учитель приводит примеры и дает рекомендации по применению указанных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коллективное обучение как условие расширения коммуникативной компетенции учащихся»
Коллективное обучение как условие расширения коммуникативной компетенции учащихся
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве», «метод проектов», «обучение на основе схемных и знаковых моделей», «коммуникативное обучение иноязычной культуре», «групповое обучение». Все эти технологии в той или иной степени представляют собой коллективный способ обучения.
Коллективное обучение способствует совершенствованию навыков самообразования, развитию познавательной активности, формированию положительной Я-концепции, является важным фактором мотивации учащихся на обучение иностранного языка.
Мною были апробированы ряд технологий коллективного обучения.
Результатом внедрения технологии «Педагогика сотрудничества» явилась научно-исследовательская работа учащихся, начинаемая уже на среднем этапе обучения. В соответствии со своими склонностями и интересами учащиеся работали над следующими темами рефератов: «В. Левик – переводчик поэзии Г. Гейне» (Филонова Ю, 2014 г.); «Олимпийские Игры в Германии» (Плотников Т., 2014 г.); «Немецкие породы собак» (Александрова М., 2012 г.); «Русский след в Германии» (Журавлева Г., 2013г.); «Немецкие объекты культурного наследия ЮНЕСКО» (Крайнева А., 2012 г.). Ученики проявили высокий уровень самостоятельности, заинтересованности, знание предмета и умение вступить в диалог.
Ролевые игры активно использовались мной как на уроках, так и на факультативных занятиях, не только для расширения речевой компетенции, но и для повышения мотивации учения. Условно-речевые, речевые упражнения и ролевые игры, проблемность ситуаций, возможность активного взаимодействия друг с другом делают изучаемые темы личностнозначимыми для учащихся. Особый интерес вызывают игры «Мы снимаем фильм» (11 класс), «Экскурсия по школе» (6 класс), «Бал литературных героев» (5 класс), «Сцены из семейной жизни» (10 класс).
Мною активно используется на уроках метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов называется учащимися в числе наиболее любимых.
Какие проекты использую на уроках я? Все проекты, используемые мной, являются внутренними, они проводятся между учащимися одного класса или одной параллели).
Класс
Тема
Типология
Презентация
5
«Знакомство немецких и российских школьников»
Ролево-игровой монопроект, явная координация, групповой, средней продолжительности
Телемост
«Город моей мечты»
Творческий, межпредметный, со скрытой координацией, личностный, долгосрочный
Защита рисованного проекта или макета города
6
«Мой класс и я»
Информационный, монопроект, с явной координацией, личностный, краткосрочный
Сопоставление данных интервью и материалов учебника с последующим написанием заметки в газету
«Книга о себе»
Творческий, межпредметный, со скрытой координацией, личностный, долгосрочный
Защита фотоальбома
7
«Наша Родина»
Творческий, межпредметный, со скрытой координацией, групповой, долгосрочный
Защита газет и альбомов об истории, городах, достопримечательностях, богатствах нашей страны
8
«Немецко-русский
разговорник»
Практико-ориентированный, с явной координацией, межпредметный, личностный, долгосрочный
Презентация конечного продукта и использование его в заданной ситуации
«Летние каникулы»
Творческий, монопроект, со скрытой координацией, групповой, краткосрочный
Защита газет
9
«Возможности
туристического
бизнеса
немецкоязычных
стран»
Ролево-игровой, межпредметный, со скрытой координацией, групповой, долгосрочный
Конференция делегаций стран
«Мир профессий»
Исследовательский, монопроект, со скрытой координацией, групповой, средней продолжительности
Защита презентаций
10
«Сцены из семейной жизни»
Ролево-игровой, монопроект, со скрытой координацией, групповой, краткосрочный.
Разыгрывание конфликтных ситуаций
«Экологические проблемы Германии»
Ролево-игровой, межпредметный, с явной координацией, групповой, средней продолжительности
Конференция экспертов
11
«Защита музыкальных интересов»
Творческий, монопроект, со скрытой координацией, личностный, краткосрочный
Защита презентаций
«Мой последний учебный год»
Творческий, монопроект, со скрытой координацией, личностный, средней продолжительности
Защита газет, плакатов, постеров
В результате внедрения технологий сотрудничества, интенсификации, группового обучения и других происходит процесс взаимообучения учителя и ученика, что способствует взаиморазвитию и самосовершенствованию.