kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование видов наглядности на уроках иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья на тему "Использование видов наглядности на уроках иночтранного языка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование видов наглядности на уроках иностранного языка.»

Использование видов наглядностей на уроках иностранного языка.



В школе используются различные виды наглядности.

Согласно концепции Т.А. Ильиной их можно подразделить на:

  • Естественную наглядность, которая предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами в классе и за пределами школы (например, растения, животные). Ее разновидностью является экспериментальная наглядность, предполагающая ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности.

  • Картинную и картинно-динамическую наглядность, цель которых – дать отображение реального мира (фото, картины, диафильмы, немые кинофильмы).

  • Объемную наглядность (макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические фигуры).

  • Звуковую наглядность, которая предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов (грампластинки, фонограммы, магнитофонные записи).

  • Звукоизобразительную наглядность (кинофильмы, телепередачи).

  • Символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы).

  • Словесную наглядность (образные словесные описания событий, фактов действительности).

Согласно современным исследованиям можно выделить ряд функций наглядности в процессе обучения иностранному языку. Они подразделяются на функции общего характера и функции страноведческого характера, так как не всякая наглядность содержит страноведческую информацию.

Функции общего характера служат для того, чтобы:

  • повышать мотивацию обучаемых, вызвать интерес к изучаемой теме;

  • обеспечивать оптимальное усвоение учебного материала и его запоминание;

  • способствовать развитию творческого воображения и мышления;

  • стимулировать обсуждение проблемного вопроса.

Функции страноведческого характера заключаются в том, чтобы:

  • передавать информацию о стране изучаемого языка, которая позволяет более четко представить себе ситуацию, описанную в тексте;

  • способствовать осознанию незнакомого, непривычного, чужого в культуре страны изучаемого языка;

  • способствовать осознанию стереотипов, возникающих при восприятии другой культуры, побуждать к сравнению особенностей культуры страны изучаемого языка и родной культуры.

Методист А.А. Леонтьев утверждает, что наглядность выполняет 4 основные функции:

  • страноведческую функцию (описание данной страны, ее пейзажей, городов, исторических памятников, произведений бытовых сцен, реалий);

  • функция наглядной презентации предметов, действий, явлений;

  • функция изображения предметной ситуации (основа для описания по картинке, наглядный комментарий к содержанию текста, наглядная мотивация общения, прямая иллюстрация, ситуация общения, содержательная опора для высказывания);

  • функции визуальной стимуляции высказывания (стимуляция высказывания в целом, части высказывания, проверка и коррекция понимания высказывания).

До последнего времени в учебниках и учебных пособиях отечественных авторов преобладали знания, которые предусматривали использование наглядности только в качестве иллюстрации к тексту. Однако в современных российских учебниках стали появляться задания, ориентированные на применение наглядности с учетом многообразия ее функций, что позволяет сделать обучение иноязычному общению более эффективным.

В соответствии с функциями наглядности немецкими методистами разработаны общие критерии отбора: высокое качество печати, информативность, наличие деталей, учет уровня языковой и речевой компетенции учеников, учет интересов и склонностей учащихся, возможность интерпретации (пространственная, временная, социальная, коммуникативная), эстетическое удовольствие.

Специальные критерии призваны обеспечить отбор наглядности, выполняющей функции страноведческого характера: актуальность, учет уровня социокультурных знаний учащихся, аутентичность, репрезентативность, близость или удаленность по отношению к родной культуре. Необходимо отметить, что наглядность, используемая в современных российских учебниках, в основном соответствует общим критериям отбора. Однако, несмотря на значительное улучшение полиграфического качества учебников, все еще в них встречается наглядный материал, качество которого оставляет желать лучшего. Из-за небольшого размера, нечеткости контуров, сливающихся цветов трудно рассмотреть детали. Единственным выходом из этой ситуации представляется подбор учителем дополнительных аутентичных материалов.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Рассмотрим некоторые из них:

  • Необходимо использовать в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (например, на картинах), происходит быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной или письменной формах.

  • Золотое правило обучающих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания.

  • Использовать различные виды наглядности, но не использовать чрезмерное количество наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.

  • Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете.

  • Наглядность использовать не как цель, а как средство обучения.

  • По мере взросления детей необходимо больше использовать символической наглядности взамен предметной.

  • Наглядность должна эстетически воспитывать.

  • Учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообразных средств наглядности.

Наглядный материал призван облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком, снять различного рода сложности, обеспечить преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся, сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале, сформировать прочные навыки и умения.

Наглядный материал можно применять для различных целей:

  • введение и закрепление лексического и грамматического материала;

  • обучение монологической речи;

  • получение страноведческой информации;

  • совершенствование навыков аудирования, говорения;

  • развитие эстетического вкуса у учащихся.

По мнению психолога Б.В. Беляева наглядный материал можно использовать для следующих целей:

    • как прием семантизации иноязычных слов;

    • как прием, способствующий лучшему запоминанию языкового материала;

    • как прием более доступного объяснения отвлеченных теоретических положений, то есть языковых правил;

    • как прием ситуативной иллюстрации иноязычно – речевого материала.

Использование наглядности как ситуативной иллюстрации к иноязычно – речевому материалу ускоряет процесс образования прочных и непосредственных связей между новыми словами иностранного языка и соответствующими понятиями, образами предметов и явлений. Иноязычные слова, словосочетания и предложения усваиваются и прочнее удерживаются в памяти, если они обрабатываются слуховым, артикуляционным, зрительным и двигательным анализаторами (когда зрительно – изобразительная и языковая наглядности используются в комплексе).

Кроме того, наличие наглядности облегчает как понимание, так и говорение на иностранном языке: учащимся приходиться думать только над языковым оформлением.

Использование зрительной наглядности в виде всевозможных картин, схем, фотографий, карикатур, диаграмм, коллажей, аудио- и видеозаписей позволяет быстрее подвести учащихся к умению вести разговор на неподготовленные темы в условиях конкретной ситуации.

Таким образом, наглядные материалы делают возможным творческое развитие учащихся, исключают навязывание содержания обучения, усиливают их мотивацию к изучению иностранного языка, а, следовательно, повышают эффективность обучения иностранному языку.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование видов наглядности на уроках иностранного языка.

Автор: Запьянцева Ирина Вячеславовна

Дата: 25.02.2023

Номер свидетельства: 626551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Сообщение на тему "Использование аудио и видеоматериалов на уроках иностранного языка""
    ["seo_title"] => string(96) "soobshchieniie-na-tiemu-ispol-zovaniie-audio-i-vidieomatierialov-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257355"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448302709"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методические рекомендации по теме "Рациональная организация самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка" "
    ["seo_title"] => string(144) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-ratsional-naia-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "238771"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444651403"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "130767"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415986235"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Использование  ИКТ  в  обучении  иностранному  языку "
    ["seo_title"] => string(51) "ispol-zovaniie-ikt-v-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "178902"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424891195"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Виды презентаций на уроке иностранного языка "
    ["seo_title"] => string(50) "vidy-priezientatsii-na-urokie-inostrannogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "141079"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418054218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства