kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование активных форм обучения как фактор успешного формирования учебных компетентностей младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе практической работы и накопления опыта удалось проследить результативность деятельности обучающихся и увидеть эффективность использования интерактивных методов в обучении немецкому языку на младшем этапе. Для развития необходимых навыков и умений предполагается определённая последовательность работы с лексико-грамматическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Использование активных форм обучения как фактор успешного формирования учебных компетентностей младших школьников.»

Использование активных форм обучения как фактор успешного

формирования учебных компетентностей

младших школьников.





Народная мудрость советует: «Не можешь изменить обстоятельств - измени хотя бы отношение к ним». Мы не в состоянии изменить содержание информации, но мы можем изменить форму подачи и контроля, сделать её более привлекательной. С помощью интерактивных средств мы сразу получаем результат, не теряем времени на оформление работы, можем вносить коррективы и дополнения в уже готовые материалы.

Среди трёх основных аспектов языка (фонетического, лексического и грамматического), обеспечивающих общеязыковую подготовку обучающегося, грамматический аспект является одним из самых сложных. Решение задач, связанных с обучением грамматике, сопряжено с целым рядом трудностей таких как: инерция традиций зачисления грамматики в разряд вспомогательного средства овладения иностранным языком. Сложность грамматического строя немецкого языка.

Коммуникативная цель обучения грамматике в данном опыте позволяет:

  • активизировать познавательные интересы

  • создать условия для взаимодействия учащихся друг с другом и учителем

  • показать преимущества использования мультимедиа и визуально богатые материалы для того, чтобы привлечь внимание учащихся, растущих в мире, насыщенном медиа

В процессе практической работы и накопления опыта мне удалось проследить результативность деятельности обучающихся за последние три года и увидеть эффективность использования интерактивных методов в обучении немецкому языку на младшем этапе.

Для развития необходимых навыков и умений предполагается определённая последовательность работы с лексико-грамматическим материалом. К основным этапам изучения новых грамматических структур относятся: ознакомление, автоматизация навыков и умений, закрепление изучаемого материала.

На первом этапе используются правила-инструкции, представленные с помощью электронных схем, таблиц, комиксов. Эти правила коммуникативно-направленные, носят обучающий характер, сокращают дистанцию между теоретическими знаниями и применением их на практике. Так, правила с мультимедийной поддержкой облегчают их восприятие всеми возрастными группами обучающихся. Получение информации таким образом целесообразно для расширения кругозора учащихся, создания концентрации вокруг определенной темы. Использование ситуативных грамматических правил наиболее эффективно на младшем этапе обучения в целях поддержания интереса к языку и облегчения понимания детьми грамматических явлений в процессе их презентации.

Одним из важнейших условий, способствующих всестороннему развитию школьника, является предоставление ему возможности получения образования в соответствии с его потребностями. Личностно-ориентированный подход в педагогике требует учета индивидуальных возможностей и способностей учащихся. С этой целью идет поиск таких методов, средств обучения, которые бы способствовали решению этой сложной задачи. Учащимся требуется дополнительная справочная литература, позволяющая им преодолевать индивидуально возникающие трудности. Однако печатные пособия переиздаются редко, а в электронных информация обновляется гораздо чаще. С развитием новых информационных технологий появилась возможность использования дополнительных учебных пособий, на электронных носителях, способствующих обеспечению индивидуального подхода.

Грамматика занимает особое место при изучении немецкого языка. Это наиболее сложный для усвоения аспект. Грамматика - это та сфера языка, без владения которой речь не может считаться правильной. Формирование лингвистической компетентности связано, в первую очередь, с овладением грамматическим навыком. Итак, потребность в изучении немецкого языка в различных формах образования (очном, дистанционном, самообразовании) при акцентировании внимания на самом сложном его аспекте - грамматике дает возможность говорить о необходимости использования специального электронного справочника по грамматике немецкого языка, которым мы можем воспользоваться и проверить свои знания того или иного раздела грамматики, ликвидировать пробелы. Как электронное пособие, такой справочник существует в нескольких формах.

  • на съемных носителях (CD-ROM).

  • на сервере, что подразумевает его использование в курсах обучения или в рамках самообразования.

  • Как в сетевом варианте справочника, так и при использовании CD-ROM, перед началом работы с курсом учитель определяет возможность, с какого уровня он должен начать обучение. Для этого предусмотрены специальные тесты для определения исходного уровня. Можно сделать это и самостоятельно, обратившись к международным тестовым программам, расположенным в сетях. (http://www.sip.be; http://come.to/duits; http://www.interdeutsch.de; http://home.pfaffenhofen.de; http://www.geocities.com; http://www.germanfortravellers.com и др.).

В процессе работы над вторым этапом, то есть закрепления грамматического правила, используются различные тренировочные упражнения от простого к сложному, с соблюдением всех методических принципов. Разнотипные упражнения тренируют как грамматику, так и лексику, изучаемую в данной теме. Продвигаясь от одной ступени к другой, учащийся постепенно овладевает набором навыков и умений, обеспечивающих его продвижение в овладении языком. Известно, что не все ученики достигают прогресса с одинаковой скоростью. Продвижение со ступени на ступень занимает у разных учащихся разное время. Поэтому необходим дифференцированный подход к учащимся, который обеспечил бы каждому из них оптимальный режим работы с целью достижения наилучших результатов.

Использование интерактивных методов осуществляет целенаправленную и специальную работу над грамматическим материалом, приводит к непроизвольному запоминанию грамматических явлений. Запоминание является одним из этапов овладения грамматической структурой, последнее же возможно лишь в результате тренировки. Выполнение различных видов упражнений позволяет овладеть грамматическими явлениями немецкого языка до степени автоматизированного пользования ими в условиях школьного обучения.

Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие, используемые в моей работе:

  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами)

  • Обучающие игры

  • Творческие задания

Итоговыми упражнениями являются диктант и развернутые ответы на поставленные вопросы, в которых обучающиеся предположительно показывают навыки и умения, полученные в процессе работы над I и II этапом. Как закрепительное упражнение ученики выполняют проект, пишут эссе на заданную тему с последующим выходом в разговорную диалогическую и монологическую речь. Учащиеся выполняют различные творческие задания, которые требуют от школьников не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно, если его тема близка и понятна обучающемуся, отражает его жизненный опыт) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения

  • является практическим и полезным для учащихся

  • вызывает интерес у учащихся

  • максимально служит целям обучения

Система упражнений, таким образом, предполагает автоматизацию полученных знаний и использование их как в устной, так и в письменной речи по заявленной теме. На основе любого ситуативно-направленного задания из учебников для тренировки лексики и грамматики, для расширения учебно-методической базы, творчески работающий учитель имеет возможность подготовить дополнительные материалы для урока с использованием проектора и экрана, компьютеров и интерактивной доски.

Изучение немецкого языка в ситуациях повышает эффективность урока, так как ситуативно-направленные упражнения и ситуативно-иллюстрированные правила поддерживают у младших школьников интерес к изучению иностранного языка; вызывают непроизвольное внимание, эмоционально-волевую и умственную активность обучающихся; способствует созданию «языковой среды» на уроке, обеспечивая максимально продуктивные условия для общения.

Опыт показывает, что используемые эффективно, технологические инструменты могут поддерживать творческое мышление учащихся, побуждая их к решению подлинных, сложных задач в контексте учебных заданий. Иначе говоря, новые технологии могут стать подходящим инструментом для пропаганды осмысленного заинтересованного обучения. Интернет – чудесный источник как для обучения учеников, так и для повышения квалификации самого учителя. Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.



Литература.

Бим, И.Л. Теории и практика обучения немецкому языку в средней школе/И.Л.Бим. М., Просвещение, 1988.

Гальскова, Н.Д., Начальный этап обучения иностранному языку/ Н.Д.Гальскова. Л. 1989.

Гальскова, Н.Д., Артемова, Н.А. Книга для учителя к учебнику немецкого языка/ Н.Д.Гальскова, Н.А. Артемова. М. «Издательство Март» 2002.

Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводиалектика и методика/ Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез М., Издательский центр «Академия» 2005.

Зимняя, И.А.Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А. Зимняя. М., Просвещение 1991.

Колкер, Я.М. Устинова, Е.С.Еналиева, Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. Издательский центр «Академия» 2000.

Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам/ Е.И.Пассов. Воронеж, 2002.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ковалева Ирина Анатольевна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства