Использование технологий деятельностного типа на уроках иностранного языка
Использование технологий деятельностного типа на уроках иностранного языка
Доклад "Использование технологий деятельностного типа на уроках иностранного языка" предназначен для выступления на заседании МО учителей иностранного языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологий деятельностного типа на уроках иностранного языка»
Использование технологий деятельностного типа
на уроках иностранного языка
Основные задачи современного образования - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самообразованию и самореализации, научить применять эти знания в деятельности (теоретической, практической, профессиональной и т.д.).
В основу методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход. Общеизвестно, что вне деятельности в педагогике невозможно решить ни одной задачи обучения, воспитания и развития.
Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности. Именно этот подход позволяет избежать разрыва между теоретическими знаниями и применением их на практике.
Деятельностный аспект обучения выводит в центр рассмотрения homo agens – человека действующего.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Необходимо, чтобы учащийся сам активно учился. Задача учителя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями. Деятельность учителя при этом меняется: он является не «транслятором» знаний, а организует деятельность совместно с учащимся.
Деятельностный подход отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели:
обеспечивает включение детей в деятельность;
создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;
обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,
учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя.
Деятельностный подход порождает много различных способов организации процесса обучения.
Ставя перед учителем новые задачи, деятельностный подход дает большой стимул для развития творческого потенциала в разных сферах деятельности учителя: будь то форма урока или мероприятия, будь то планирование всего учебного материала или конкретных этапов урока, применение новых методик и технологий в учебном и воспитательном процессе или переосмысливание старых классических методик.
В особой степени реализации этого подхода способствует использование проектной деятельности. Основная идея данной технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей работы.
Проектная деятельность предполагает использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чѐтко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учѐтом различных факторов и условий еѐ решения и реализации результатов.
Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую
популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Все что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания
проектной деятельности, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение).
На мой взгляд, основная идея в обучении иностранному языку заключается в переносе акцента с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владения определѐнными языковыми средствами.
Как уже отмечалось, в основе проектов лежит какая-либо проблема. Чтобы еѐ решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объѐмом разнообразных предметных связей,
необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определѐнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, делать обобщения, анализ, выводы и т.п. Формирование названных умений является задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, затем умение находить несколько
вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения.
К коммуникативным умениям относятся умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения находить компромисс, лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе (не только в
обучение ИЯ), предмет же иностранный язык вносит свою существенную лепту в данный учебный процесс и в общее развитие ребѐнка.
Психологами было доказано, что совместная деятельность самих учащихся, учителя и школьников является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обусловливает овладение такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.
Итак, проект представляет собой самостоятельно планируемую учащимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала и т.п.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку, расширить «узкое пространство» общения в классной комнате,
осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для обучаемых каждой возрастной группы. Во-вторых, работа над проектом – творческий процесс. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося
самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. В-третьих, в ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творческий интерес и не является пассивным исполнителем воли учителя.
Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу «надо знать») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения
языку, В-четвѐртых, проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранным языкам и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игры.
Можно выделить следующие типы проектов:
исследовательские проекты
творческие проекты
ролево-игровые проекты
информационные проекты
практико-ориентированные проекты
Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения
Творческие проекты.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Ролево – игровые проекты.
В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево – игровая.
Информационные проекты.
Этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе и сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешенными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проектов имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе она выходит за ее пределы.
По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные; парные - между парами участников; групповые .
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными - для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы; средней продолжительности - один-два месяца; долгосрочный - до года.
Основные требования к проекту.
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в немецко-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема отношений между поколениями; проблема обучения).
2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т. д.)
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
4.Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защита проекта и т.п.)
Работа с проектом имеет следующие этапы:
I.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ;
2)Выдвижение идеи учителем на уроке;
3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).
II.Организация работы:
1)Формирование микрогрупп;
2)Распределение заданий в микрогруппах;
3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
III.Завершающий этап:
1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);
2) Обсуждение способа оформления проекта;
3)Документирование проекта;
4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;
5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.
IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.
Считаю, что рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:
- помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;
- позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы, способствует укреплению дружбы, уважению потребностей и чувств других детей;
-дает возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимать других;
Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся.
Этапы организации работы по индивидуальному проекту
1 этап. Определение проблемы, цели и задач проекта, выбор,
обсуждение темы, определение сроков и конечного продукта (подготовка тематического постера, перевод рассказа или стихотворения
и т. п.), обсуждение критериев оценки окончательного продукта и
способов его презентации (15 минут на уроке).
2 этап. Сбор информации, материалов по проекту (самостоятельная деятельность учащихся).
3 этап. Консультации с учителем с целью контроля процесса
работы над проектом и оказания помощи. Работа над языковым мате-
4 этап. Оформление результатов проекта (самостоятельная деятельность учащихся).
5 этап. Презентация проектов (выставка постеров, чтение рассказов, стихотворений, переведенных учащимися, докладов по исследовательским работам и т. п. – 1-2 урока или в рамках внеклассных мероприятий).
6 этап. Подведение итогов, обсуждение результатов работы, оценка.
Этапы организации работы по групповому проекту
1 этап. Определение проблемы, цели и задач проекта, выбор,
обсуждение темы, определение сроков и конечного продукта (спектакль, отчет об исследовании и т. п.), распределение ролей в группе
(кто-то проводит интервью, кто-то готовит обзор литературы по теме,
кто-то оформляет работу и т. п.), обсуждение критериев оценки окончательного продукта и способов его презентации (15-20 минут
на уроке).
2 этап. Сбор необходимой информации, подготовка материалов
(самостоятельная индивидуальная и групповая деятельность учащихся).
3 этап. Обсуждение в группах на каждом занятии (не более 10
минут) хода исследования / подготовки, например, спектакля с констатацией сделанного и дальнейшего планирования. Краткий отчет
учащихся в течение 5 минут от каждой группы на 3-4 занятиях. Работа над языковым материалом под руководством учителя.
Консультации с учителем (если нужно, не только английского
языка) с целью контроля процесса работы над проектом и оказания
помощи (составляется график консультаций).
4 этап. Оформление результатов проекта (самостоятельная работа учащихся).
5 этап. Презентация проекта (на уроке или внеклассном мероприятии).
6 этап. Подведение итогов, обсуждение результатов работы,
оценка.
Пример индивидуального проекта
«Моя семья»
Начальная школа (3-4 класс)
Тема: «Семья».
Цель: обобщение и повторение лексики по теме.
Навыки и умения: отбор информации, решение коммуникативной задачи средствами изучаемого языка, сбор и обработка информации элементарного уровня.
Продолжительность: 5-7 уроков.
Этапы организации работы по проекту:
1. Информация о проекте, постановка целей, определение сроков
и конечного продукта (подготовка тематического постера), обсуждение критериев оценки окончательного продукта и способов его презентации – 1 урок.
2. Подготовка проекта – 1 неделя (10 минут на уроке – консультации учителя, работа над языковым материалом).
3. Презентация проектного продукта – 1 урок.
Школьники готовят постеры с фотографиями своих родственников и делают подписи к ним. В зависимости от уровня обученности учащихся портреты родных и близких могут включать информацию об их увлечениях, предпочтениях и т. д. В классе каждый представляет свой постер с комментариями – простыми предложениями на изучаемом языке. Помочь в подготовке проекта детям может не только учитель, но и родители, их приобщение к процессу изучения ребенком иностранного языка имеет большое воспитательное значение.
Постерами можно украсить класс или вестибюли школы, можно установить специальный ящик для голосования за лучший постер и т. п.
4. Обсуждение и оценка деятельности обучающихся.
Пример группового проекта
Основная школа (8 класс)
Тема: «Путешествие».
Цель: развитие страноведческих знаний, увеличение их объема
за счет новой проблематики речевого общения межпредметного ха-рактера, развитие навыков монологической речи.
Навыки и умения: поиск, сбор и обработка информации, работа со справочной литературой, идентификация социокультурных реалий, решение коммуникативной задачи средствами изучаемого языка.
Продолжительность: 4-5 недель.
Учащиеся готовятся к виртуальному путешествию по Германии. Одна группа разрабатывает маршрут и готовит справочную информацию для туристов (географическое положение страны, климат и т. п.), другая группа собирает сведения об известных людях, третья – о традициях и культуре
страны, четвертая готовит экскурсию по Берлину или какому-либо другому городу и т. п. В каждой группе предусматривается роль гида, который в увлекательной форме с элементами драматизации проводит экскурсии для туристов. Конечным продуктом данного проекта будет виртуальная экскурсия. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией наглядного материала.
Мы подготовили совместно с учащимися нескольких проектов:
1.Проект «Праздник алфавита» (2 класс)
2. Проект «Как я провёл лето» (3 класс)
3. Проект «Моя классная комната» (4 класс)
4. Проект «Я и моя семья» (5 класс)
5. Проект «Рождество в Германии» (5 класс)
6.Проект «Осень» ( 6 класс)
7. Проект «Моя школа» (6 класс)
8. Проект «Моя Родина» (7 класс)
9. Проект «Путешествие по Германии (8 класс)
10 .Проект «Проблемы молодежи» (9 класс)
11. Проект «Нация» (10 класс)
12. Проект «Экология» (10 класс)
13. Проект «Музыка» (11 класс)
14. Проект «Моя будущая профессия» (11 класс)
Таким образом, можно утверждать, что проектная методика имеет широкий спектр учебных возможностей и придаѐт процессу обучения деятельностный характер, даѐт возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизирует педагогическую поддержку.
Технологией деятельностного типа являются групповые технологии.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
взаимное обогащение учащихся в группе
-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов
распределение начальных действий и операций (задается системой заданий,обусловливающихся особенностями изучаемого объекта)
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задачи условия деятельности и выбор соответствующих способов действия
обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы
взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Особенности организации
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебныхзадач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих компонентов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
Инструктаж о последовательности работы.
Раздача дидактического материала по группам.
2.Собственно групповая работа.
Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
Распределение заданий в группе.
Индивидуальное выполнение задание.
Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,обобщения) Подведение итогов группового задания в классе. 3.Заключительная часть.
Сообщение о результатах работы в группах.
Анализ познавательной задачи, рефлексия.
Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.
Правила работы в малых группах
С этими правилами должны быть ознакомлены все учащиеся,
задача учителя – соблюдать их самому и следить, чтобы их соблюдали все. Можно повесить их в классе. Правила могут быть дополнены, лучше их разработать совместно с учащимися. Например:
– взаимодействовать с любым партнером или партнерами;
– вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
– помнить об ответственности не только перед собой, но и перед
своими партнерами;
– помнить, что, помогая другим, мы учимся сами.
Принципы формирования малых групп, распределение ролей
Учитель до урока разбивает группу на подгруппы по три-четыре
человека. В каждой подгруппе должны быть мальчики и девочки,
а также слабые, средние и сильные учащиеся. Такое деление является
условным. Состав подгрупп стоит менять, чтобы каждый учащийся мог поработать в различных подгруппах со всеми членами группы.
Обозначив цели и задачи урока, учитель определяет,
какие роли придется взять на себя учащимся для выполнения задания.
Эти роли обсуждаются с учащимися, и они сами распределяют их
между собой. Роли могут быть разными в зависимости от задач урока и численности группы.
Общий алгоритм применения методики работы в малых группах
для усвоения нового материала на уроке иностранного языка
1. Учитель объясняет новый материал.
2. Каждая группа получает комплект заданий на закрепление
нового материала:
– дается задание на проверку понимания нового правила, которое выявляет тех, кто из слабых или даже средних учеников не понял новый материал. Слабые ученики обращаются за разъяснениями к сильным;
– выполняются упражнения на формирование навыка.
Упражнения могут выполняться индивидуально (каждый ученик
выполняет определенное ему лидером группы задание, которое затем
проверяется и обсуждается всей группой) или в парах, затем пары вновь объединяются в группу и обсуждают выполнение задания).
3. Учитель просит любого ученика из любой группы показать
результаты работы и объяснить, почему задание выполнено именно
так. Грамотный аргументированный ответ свидетельствует об успешном результате совместной деятельности учеников по усвоению нового материала.
Таким же образом можно выполнять задания по тексту для чтения, лексические и грамматические задания.
Пример урока по обучению написания личного письма
Обучение письму требует больших затрат времени и индивидуального подхода к обучающимся.
Поэтому применение методики работы в малых группах, где учащиеся выполняют работу сообща, генерируя идеи, помогая друг другу , осуществляя взаимопроверку работ, может быть одним из эффективных способов оптимизации работы по обучению этому виду речевой деятельности.
Цель урока – обучить навыкам написания личного письма- совета. Учащиеся должны разобраться в проблемной ситуации, найти способы ее решения, дать совет, оформить свое высказывание в соответствии со стилем речи.
Алгоритм работы учителя и учащихся может быть следующим:
1. Учитель вместе с учащимися определяет цели и задачи урока.
Если у учащихся недостаточно навыка целеполагания, то учитель в начале урока сам формулирует цели и задачи, записывает их на доске, обсуждает их с учащимися, вносит изменения и дополнения.
2. Учитель определяет объем материала, который учащиеся смогут выполнить за отведенное на одном уроке время, учитывая, что при работе в группах учащимся потребуется больше времени, чтобы убедиться, что все в группе поняли задание, договориться о способах его выполнения, дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы, обсудить работу. Учитель должен подчеркнуть, что задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Группа должна представить общий продукт своей
деятельности, и успех всех здесь зависит от успеха каждого.
3. Учитель раздает карточки с заданием:
Учитель дает информацию о структуре личного письма, основной цели этого вида письменного высказывания и стиле речи, в котором оно должно быть оформлено. Каждая группа также получает раздаточный материал с информацией, предоставленной учителем (в данном случае это будут правила составления письма-совета).
В случае возникновения затруднений учащиеся смогут обратиться к раздаточному материалу в любое время, при этом сильные ученики
помогут тем, кто слабее.
4. Учитель задает алгоритм работы, делит учащихся на группы, определяет задание каждой группы и, если это необходимо, помогает распределить задания внутри группы. В данном случае задание будет одно для всех групп, и его можно также записать на доске. Например, роли можно распределить так: один ученик отвечает за содержание письма (идеи, аргументированность, организация), другой – за написание (можно набирать текст и на компьютере), третий – за проверку
и редактуру. При этом важно, что работают учащиеся вместе, однако
некоторые элементы задания могут выполняться и индивидуально
при условии их последующего обсуждения и одобрения всей группой.
Первым этапом работы группы может быть мозговой штурм –
аккумуляция идей (варианты решения проблемы). Затем следует работа над лексическими и грамматическими средствами реализации
проблемной задачи – создание первого, чернового варианта сочинения. Последним этапом может быть проверка написания и редактура.
5. Подводятся итоги работы. Если темп работы групп позволяет,
в конце урока можно попросить учащихся зачитать свои сочинения и
общим голосованием определить лучшее. Итоги работы группы
должны оцениваться не только исходя из того, удалось учащимся на-
писать грамотное сочинение или нет, должна оцениваться и организация работы в группе, то, как учащиеся слушали друг друга, как помогали друг другу, как вместе решали возникшую проблему. С этой целью учитель во время урока наблюдает за группами, при этом учащиеся заранее осведомлены об этом, и критерии оценки их работы им также хорошо известны. Если учащиеся не справились с задачей, это
свидетельствует о том, что практики было недостаточно и им потребуется больше времени для освоения навыка. В этом случае они дорабатывают сочинения дома, и оценка конечного продукта деятельности группы происходит на следующем уроке.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
К групповым технологиям следует отнести и технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Примеры: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и т.д. Одной из разновидностей является работа над проектом. Это может быть выставка, коллаж, концерт, конкур кроссворд, викторина, устный журнал, фестиваль, экскурсия, путешествие, КВН телемост и т.д.
Например, в результате групповой работы можно организовать выставку рисунков, рекламных плакатов, буклетов, афиш, поздравительных открыток к праздникам и т.д.
Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал
Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».