kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология в современном понимании-это сложный научный практический комплекс,затрагивающий науку,образование и общественно-практическую деятельность людей.Многочисленные направления науки и практики  всё более и более в центре своих исследований видят человека,его биосоциальную природу,его истинные интересы,благополучие. Важнейшим условием которого является прежде всего социальное и психо-физиологическое здоровье.Жизнедеятельность человека,создание условий для нормального труда,отдыха,духовного,физического воспитания зависят от всех членов общества.В частности и от экологической культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка »







Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка












Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка



Экология в современном понимании - это сложный научный практический комплекс, затрагивающий науку, образование и общественно-практическую деятельность людей. Многочисленные направления науки и практики все более и более в центре своих исследований видят человека, его биосоциальную природу, его истинные интересы, благополучие. Важнейшим условием которого является прежде всего социальное и психо-физиологическое здоровье. Жизнедеятельность человека, создание условий для нормального труда, отдыха, духовного, физического воспитания зависят от всех членов общества. В частности и от экологической культуры.

Экологическая культура общества - относительная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений между обществом, человеком и природой в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, меру и способ включенности человека в деятельность по устойчивому поддержанию окружающей природной среды с целью прогрессивного развития общества, степени ответственности человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы и рачительное использование природных ресурсов. Развитие экологической культуры общества реализуется через систему экологического образования, воспитания и информирования.

Летучая фраза экологов "Ни один живой вид не может существовать в среде, созданной из собственных отбросов" приобретает реальное и грозное содержание.

Количество отходов разного происхождения стремительно нарастает, особенно в городах.

Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Жизнь на протяжении миллионов лет создавала ту красоту, которая окружает нас, которую мы привыкли считать естественной.

Человек не может существовать вне окружающей природы. т.к. он сам ее часть. И чтобы жить в согласии с природой, а только такая жизнь и может быть счастливой, т.к. она проходит без внутреннего разлада человека с самим собой, человек должен подчиняться с единым для всей природы законам. Для нас естественно дышать чистым воздухом, мы задыхаемся в загрязненной среде.

Среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха и водных источников питьевой воды. Отмирание ручьев и речек кроется в многообразной деятельности человека.

Сохранение биосферы Земли как экологической ниши человечества, целостной системы жизни - вот то общее дело, способное объединить все страны и народы мира.

Главное, чтобы каждый человек был причастен к судьбе отечества и судьбам мира. Экологическое образование развивается в мировой практике как одна из важнейших мер преодоления экологической опасности, нависшей явной угрозой над нашей планетой. Современный человек должен хорошо ориентироваться в вопросах экологии и охраны окружающей природной среды.

Главная задача экологического образования в школе - формирование у учащихся правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе

"природа-человек-общество". Важно вооружить молодое поколение необходимыми экологическими и природоохранными знаниями. Необходимо воспитать в школьниках бережное отношение к природе, ко всему живому, сделать это в доступной, понятной и интересной форме.

На уроках иностранного языка есть все условия и возможности для формирования экологической культуры учащихся. Как учитель немецкого языка я применяю разнообразные формы и методы работы: беседы и уроки по экологии, выставки детских рисунков, конкурсы рассказов о любимых животных и растениях, метод проектов, презентации, игровые приемы, тестирование, экскурсии.

Тема природы и защиты окружающей среды начинает звучать на уроках немецкого языка уже с 5 класса, вплетаясь в учебный материал.

Так при изучении темы "In der Stadt...Wer wohnt hier?" учащиеся c хорошими способностями получают домашнее задание - составить рассказ о своем любимом домашнем животном, используя вопросы упражнения 10, стр. 129:

Wo wohnt das Tier?

Wie sieht es aus ? / wie ist es?

Was kann es machen?

Warum liebe ich es?

Wie sorge ich uber es?(Как я забочусь о нем?)

Учащиеся со слабыми способностями получают карточки с опорными словами:

Ich habe zu Hause ...

Meine Katze/mein Hund ist...

I Ich mache sie/ihm...

Ich futtere...

Изучая тему «Животные» в 6 классе, я привлекаю материалы периодической печати, рассказы, стихи, кроссворды, загадки из «Мозаики» - приложения к журналу «Иностранные языки в школе» .

Для аудирования использую, например, текст «Uberall leben Tiere» Uberall leben Tiere. Haustiere leben auf dem Bauernhof und in unseren Wohnungen. Wir pflegen, ffuttern sie, spielen mit ihnen.

Wilde Tiere leben in den Bergen, Waldern und im Wasser, auf dem

Erde und unter der Erde. Diese Tiere kannst du im Zirkus oder im Zoo

sehen, oder sogar auf dem Schulweg beobachten. Unser heutiges

Thema ist gerade uber die Tiere.

Вопросы для проверки понимания прослушанного:

Wo leben die Haustiere?

Pflegen und futtern wir sie?

Wo leben die wilde Tiere?

II. Передайте содержание текста по-русски.

Стихотворения об охране окружающей среды «Liebt die Tiere!» и «Im Waldе und auf der Wiese» я использую для речевой зарядки и для заучивания наизусть дома. В классе мы отрабатываем фонетическое произношение, выразительное чтение, перевод.

Liebt die Tiere!

Alle Tiere sind unsere Freunde,

Immer sollen wir sie lieben

Und das steht in ihren Augen,

Gross und klar und schon geschrieben.

Alle Tiere sind wie Menschen,

Haben Vater, Mutter, Kinder,

Lieben Sonne, Wind und Wasser,

Fruhling, Sommer, Herbst und Winter.


Im Walde und auf der Wiese

Im Walde und auf der Wiese

Hast du gegessen und geruht,

So steckt die Reste, sei so gut,

Schnell wieder in die Tasche!

Papier und Glas, das merke dir nur,

Verschonern niemals die Natur!

На уроках повторения я беру веселые рассказы о животных из книги «Lustige Geschichten, Lieder und Gedichten» : «Die Giraffe»,

«Der Delphin», « Auf der Farm», «Кleine Schwalben», «Die Mowe und die Schildkrote», «Der Hase». Перед чтением этих рассказов мы читаем вступительную статью «Uber Tiere und Vogel», переводим ее.

Изучение песенки «Der Kuckuck und der Esel» всегда вызывает у учащихся интерес.

DER KUCKUCK UND DER ESEL

Der Kuckuck und der Esel,

Die hatten einen Streit,

Wer will am besten singen?

Wer will am besten singen?

Zur schonen Maienzeit? - 2 mal

Der Kuckuck sprach: “Das kann ich!”

Und Rub gleich an zu schreien:

“Ich, aber kann es besser,

Ich, aber kann es besser,

Viel gleich der Esel ein!” - 2 mal

Das klang so schon und liblich ,

So schon vor fern und nah.

Sie sangen alle beide?

Sie sangen alle beide:

“Kuckuck, Kuckuck, ia!” - 2 mal

Как материал для фонзаразрядки и речевой зарядки на уроке я использую скороговорки в 5-6 классах:

Esel essen Nesseln nicht.

Nesseln essen esel nicht.

Fruh im Fruhling bluhen Blumen,

Bluhen Blumen, bluhen Busche

Uber Hugel, Berg und Tal.

Schwarzen Katzen,

Katzen kratzen.

Kratzen schwarzen Katzen?

Kritze, kratz macht die Katz emit der Tatze.

Загадки на уроке выполняют роль разрядки, повышают интерес к изучению темы «Die Tiere»:

1. Kleiner als die Maus

tragt sie ihr eigenes Haus. (Die Schnecke)

2. Was fliegt so bunt im Sonnenschein

Und kehrt als Gast bei Blumen ein? (der Schmetterling)

3. Mich soll”s wundern, ob ihr kennt,

den Vogel, der sich selber nennt. (der Kuckuck)

4. Wer hat ein rotes Kleidchen an

Und viele schwarze Punktchen dran? (der Marienkafer)

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, эффективности и привлекательности изучаемого материала по экологии применяю на уроках на всех этапах обучения лексические игры. Представленные игры и всевозможные задания провожу на среднем этапе обучения немецкому языку для повторения пройденного материала по теме «Животные».

Игра «Кто быстрее назовет животное и расскажет о нем?»

Учащиеся выбирают из серии представленных картинок животных одну, называют и рассказывают о данном животном(по очереди).

Игра «Охарактеризуй животное» - «Wie ist das Tier?»

Учащиеся получают картинки с изображением известных животных. Они должны назвать к ним как можно больше определений, характеризующих это животное. Например: Der Hund ist gross, braun, bose… Die Katze ist klein, grau,

lustig.

Игра «Wer ist das?»

Ученики задают учителю вопросы, чтобы как можно больше узнать о загаданном животном.( Учитель записывает у себя на листке загаданное животное.)

Ist es klein(gross, bose, braun, schwarz…)?

Игра «Угадай-ка!» - «Rate mal!»

Ученики слушают загадку о животных и на листочках пишут отгадку на немецком языке.

Игра «Welches Tier ist das?»

Учащиеся(две команды) получают карточки с названием домашних и диких животных. Дети должны разложить их на 2 колонки под заголовки «Haustiere», «Wilde Tiere». Побеждает та команда, которая быстрее и правильно разложила карточки.

Во время недели иностранного языка с 6-ми классами мы проводим «Праздник цветов»- «Fest der Blumen». Каждый из учащихся выбирает себе понравившийся цветок, рисует его, готовит о нем рассказ/стихотворение/ и загадку. Выпускается газета «Weisst du das?» с рубриками «Blumenbarometer» и «Blumenuhr». Двое учеников готовят рассказ «Blumennamen», двое других – «Scherzfragen». В конце праздника звучит песня

«Der Fruhling» в исполнении учащихся. Затем я подвожу итог:

Die Natur – das sind nicht nur Tiere. Das sind auch Pflanzen. Ihr

hat heute sehr gut uber die Lieblingsblumen erzahlt. Sie interessieren

sich fur Blumen, und das ist sehr schon! Die Blumen verschonern unser Leben. Wir mussen die Blumen auch beschutzen. Viele Blumen sind im Roten Buch vermerkt. In unserem Gebiet gibt es auch solche Blumen:

DIE SCHNEEGLOCKE DAS MAIGLOCKCHEN DIE GLOCKENBLUME. –

Дети поднимают эти цветы: подснежник, ландыш, клокольчик, нарисованные на плакатных листах, занесенные в Красную книгу.

При подготовке к празднику мы используем сборники стихов,песен, рассказов, книги для чтения и журналы на немецком языке.

Воспитание у школьников любви к природе и чувства ответственности за ее состояние, умение беречь и защищать ее я продолжаю с учащимися в 7 классе при изучении тем: «Auf dem

Lande gibt es auch viel Interessante» и «Sorgen wir gemeinsam fur

unseren Planeten Erde». При изучении первой темы я даю к рассказам о домашних животных, птицах вопросы, касающиеся заботы о них и кормлении. Это использую и при обучении диалогической речи. Применяю также региональный материал об

охране окружающей среды. Страноведческий материал беру из

статей журналов «Juma» и «Tipp»: «Wir uber uns», «Eine Aktion,

die Hoffnung macht», «Schuler helfen die Natur» и другие.

Немецкая песня часто звучит у нас на уроках, трудно переоценить ее эмоциональное воздействие на детей.

Песни на экологические темы мы поем с детьми как на уроках, так и во внеурочное время. Учащиеся 7-х классов к неделе иностранного языка готовят плакат-рисунок и рассказ по защите окружающей среды, а также песню . Например, 7-а – песню «Lass

uns eine Welt eintraumen», 7-б – песню «Die Erdе ist ein blauer Ball».

Мы совершаем с учениками экскурсии в лес, на Гремучий ручей, на речку после изучения лексики по теме, чтобы в процессе экскурсии можно было беседовать на немецком языке, рассказывать об увиденном. Перед экскурсией мы изучаем памятку

«OKOTIPS FUR UMWEITFREUNDLICHES VERHALTEN»

1. Alle mussen die Umwelt schutzen!

2. Man darf nicht im freien laut rufen, die selten Pflanzen,

Insekten und Tiere vernichten!

3. Man darf nicht im Wald Abfalle/Papier, Zigarettenkippen,

Zerschlagene Flaschen, Konservenbucksen u.a./ hinterlassen!

4. Man darf nicht Tiere messhandeln und Baume brechen!

5. Man soll Altstoff sammeln!

6. Man darf nicht das Wasser, die Luft und die Erde verschmutzen!

7. Man muss mehr Baume und Strauchen/Busche/ pflanzen!


Еще с одной памяткой о правилах поведения в лесу знакомлю

учащихся во время уроков, использую ее как речевую зарядку:

LIEBE WALDBTSUCHER! DER WALD IST EIN ORT DER RUHE UND

ERHOLUNG.

1. RAUCHEN SIE NICHT!

2. SPRECHEN UND SINGEN SIE LEISE!

3. STOREN SIE DIE TIERE NICHT!

4. BLEIBEN SIE AUF DEN WEGEN !

5. WERFEN SIE KEIN PAPIER WEG!


Затем эту памятку ученики заучивают дома, а перед экскурсией они ее рассказывают.

В журнале «Juma» ученики познакомились со статьей «Greenpeace –grunen Frieden» об истории и деятельности международной экологической организации «Гринпис». И при обсуждении прочитанной статьи учащиеся рассказывают, как наши дети проводят акции по защите окружающей среды, сообщают об источниках загрязнения, пишут письма-обращения.

После весенних экскурсий, знакомством с состоянием леса, ручьев, полян мы организуем с учениками акции: «Sauberes Wasser/Bach», « Waldschutz», «Sauberer Hof», «Pflanze ein Baum!».

Важно не только дать учащимся знания об охране окружающей среды,

но и вовлечь их в практическую деятельность. И это нам удается благодаря совместной работе учителей и воспитателей по

природоохранительной деятельности: создание зеленых патрулей,

проведение месячника экологии и различных акций. В последующих классах продолжается работа по экологическому образованию. Здесь цели работы такие: сформировать умения и навыки взаимодействия с природой; привить предохранительные навыки; вызвать желание охранять и защищать природу; сформировать навыки осуществления биотехнических мероприятий (подкормка птиц); сформировать представление о чистоте окружающей среды как важной составляющей здоровья человека и всего живого; заложить навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в школе, в лесу, на улице, на пруду, на речке; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений, научить защищать от экологических катастроф себя и

окружающих, вовлечь учащихся в активную деятельность по защите и сохранению окружающей среды. Активное участие наших школьников в природоохранительных акциях : «Чистая улица», «Живи, родник», «Вишневый сад», «Защита леса» показывает результативность работы педагогов по экологическому воспитанию.


Использованная литература:

1. Грехова Л.И. В союзе с природой. Москва-Ставрополь, 2002г.

2. Алексей Рембес. Времена года. М. «Просвещение», 1986г.

3. Методическая мозаика. №2, 2007г.

4. Вайсберд А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время. ИЯШ № 2, 1997г.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование экологической культуры школьников средствами иностранного языка

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа по английскому языку 5 класс по УМК В.П.Кузовлева (4 год обучения) "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-5-klass-po-umk-v-p-kuzovlieva-4-ghod-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "229311"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441692205"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
    ["seo_title"] => string(49) "kliuchievyie-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "294146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455611949"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства