КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВЕСЕЛКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА –учитель начальных классов
Формирование компетентностей учеников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из- за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации подлежащей усвоению.
Составляющими элементами понятия «компетентность», являются
- Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.
- Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Общим для навыков является их конкретность.
- Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
- Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.
- Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Таким образом, компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.
В конце обучения начальной школы 4 классники должны владеть, следующими видами образовательных компетенций, которые представлены в таблице ниже, каждая из которых имеет свой результат.
Вид образовательной компетенции
Результаты обучения
Ценностно –
смысловые
Владеть способами самоопределения выбора на основе собственных позиций,
Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.
Учебно – познавательные
Ставит цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель,
Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей УПД,
Задавать вопросы, ставить познавательные задачи,
Описывать результаты, формулировать выводы.
Социокультурные
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфесеиональном обществе;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др
Коммуникативные
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
Информационные
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет,
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств,
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровье сберегающие
иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
владеть способами оказания первой медицинской помощи;
Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно — познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения. Для активного обучения важным является принцип индивидуальности - организация учебно — познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей.
Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.
Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на
необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного
процесса. Поощрение, способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.
Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные.
Успех обучения зависит от средств наглядности: таблицы, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал, индивидуальные средства обучения. Это обеспечивает вовлечение детей в активный процесс обучения, они становятся активными участниками учебного процесса, активизируют внимание, мышление детей.
Существует в педагогическом процессе много активных методов обучения. Сейчас мы подробно познакомимся с активными методами обучения на уроках математики и логики в начальной школе и предшколе.
Для эффективности учебно- познавательной деятельности учеников и формирования у них ключевых компетенций, предлагаем, советы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников.
- Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик — завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.