kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЕСЕЛКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА  –учитель начальных классов

Формирование компетентностей  учеников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из- за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации подлежащей усвоению.

Составляющими  элементами понятия «компетентность», являются

  • Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.
  • Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Общим для навыков является их конкретность.      
  • Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.      
  • Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.
  •  Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Таким образом, компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

В конце обучения начальной школы 4 классники должны владеть, следующими видами образовательных компетенций, которые представлены в таблице ниже,  каждая из которых имеет свой результат.

Вид образовательной компетенции

Результаты обучения

Ценностно –

смысловые

Владеть способами самоопределения выбора на основе собственных позиций,

Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

Учебно – познавательные

Ставит цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель,

Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей УПД,

Задавать вопросы, ставить познавательные задачи,

Описывать результаты, формулировать выводы.

Социокультурные

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

владеть эффективными способами организации свободного вре­мени;

иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, много­культурном, многоконфесеиональном обществе;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др

Коммуникативные

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

Информационные

владеть   навыками   работы   с   различными   источниками информации:   книгами,   учебниками,   справочниками,   атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет,

самостоятельно     искать,     извлекать,     систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию,   организовывать,   преобразовывать,   сохранять   и передавать ее;

уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

 владеть навыками использования информационных устройств,

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные    технологии;    аудио    и    видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровье сберегающие

иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

 владеть способами оказания первой медицинской помощи;

Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно — познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения. Для активного обучения важным является принцип индивидуальности - организация учебно — познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей. 

Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов    активизации    особое    место    приобретает  мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.

Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на
необходимость использования поощрений  для достижения активизации  учебного
процесса. Поощрение, способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.

Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные.

Успех обучения зависит от средств наглядности: таблицы, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал, индивидуальные средства обучения. Это обеспечивает вовлечение детей в активный процесс обучения, они становятся активными участниками учебного процесса, активизируют внимание, мышление детей.

Существует в педагогическом процессе много активных методов обучения. Сейчас мы подробно познакомимся с активными  методами  обучения на уроках математики и логики   в начальной школе и предшколе.

Для эффективности учебно- познавательной деятельности учеников и формирования у них ключевых компетенций, предлагаем, советы по формированию ключевых образовательных компетенций  младших школьников.

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, кото­рую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сего­дняшний активный ученик — завтрашний активный член общества.
  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  • Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей явля­ется обязательным условием развивающего обучения.
  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще прак­тикуйте творческие задачи.
  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы зна­ний.
  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  • Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизнен­ных планов.

Просмотр содержимого документа
«КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»



КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



ВЕСЕЛКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА –учитель начальных классов



Формирование компетентностей учеников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из- за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации подлежащей усвоению.

Составляющими элементами понятия «компетентность», являются

  • Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.

  • Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Общим для навыков является их конкретность.

  • Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

  • Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.

  • Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Таким образом, компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Ключевые компетенции младших школьников включают в себя сформированные организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

В конце обучения начальной школы 4 классники должны владеть, следующими видами образовательных компетенций, которые представлены в таблице ниже, каждая из которых имеет свой результат.

Вид образовательной компетенции

Результаты обучения

Ценностно –

смысловые

Владеть способами самоопределения выбора на основе собственных позиций,

Уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

Учебно – познавательные

Ставит цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель,

Организовывать планирование, анализ , рефлексию, самооценку своей УПД,

Задавать вопросы, ставить познавательные задачи,

Описывать результаты, формулировать выводы.

Социокультурные

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

владеть эффективными способами организации свободного вре­мени;

иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, много­культурном, многоконфесеиональном обществе;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др

Коммуникативные

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

Информационные

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет,

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

владеть навыками использования информационных устройств,

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровье сберегающие

иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

владеть способами оказания первой медицинской помощи;

Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно — познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения. Для активного обучения важным является принцип индивидуальности - организация учебно — познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей.

Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение.

Возрастные и психологические особенности младших школьников указывают на
необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного
процесса. Поощрение, способствует развитию памяти, мышления, формирует познавательный интерес.

Все поощрения можно классифицировать по средствам выражения: мимические и пантомимические, словесные, материализованные, деятельностные.

Успех обучения зависит от средств наглядности: таблицы, опорные схемы, дидактический и раздаточный материал, индивидуальные средства обучения. Это обеспечивает вовлечение детей в активный процесс обучения, они становятся активными участниками учебного процесса, активизируют внимание, мышление детей.

Существует в педагогическом процессе много активных методов обучения. Сейчас мы подробно познакомимся с активными методами обучения на уроках математики и логики в начальной школе и предшколе.

Для эффективности учебно- познавательной деятельности учеников и формирования у них ключевых компетенций, предлагаем, советы по формированию ключевых образовательных компетенций младших школьников.

  • Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, кото­рую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

  • На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сего­дняшний активный ученик — завтрашний активный член общества.

  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

  • Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей явля­ется обязательным условием развивающего обучения.

  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще прак­тикуйте творческие задачи.

  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.

  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы зна­ний.

  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

  • Поощряйте исследовательскую работу учеников.

  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизнен­ных планов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Веселкова Наталья Ивановна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Использование современных технологий для формирования ключевых компетенций младших школьников на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_sovremennykh_tekhnologii_dlia_formirovaniia_kliuchevykh_kompetentsi"
    ["file_id"] => string(6) "575778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615982551"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Ключевые компетенции младшего школьника средствами современного урока  в свете ФГОС"
    ["seo_title"] => string(99) "kliuchievyie-kompietientsii-mladshiegho-shkol-nika-sriedstvami-sovriemiennogho-uroka-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "257406"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448307681"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(103) "mietod-proiektov-kak-tiekhnologhiia-formirovaniia-kliuchievykh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "249461"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446903644"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Формирование информационно-коммуникативной компетенции младших школьников"
    ["seo_title"] => string(81) "formirovaniie-informatsionno-kommunikativnoi-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "296364"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983956"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»"
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "260185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448902331"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства