kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический и практический материал по вопросам формирования иноязычной речевой компетентности у учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности»









« Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности в ходе

сознательной самостоятельной работы учащихся»







Работу выполнила

Ермакова Елена Викторовна,

учитель немецкого языка

МОУ «СОШ с. Мироновка

Питерского района»









 Вступление.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения немецкому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении немецким языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:

  • речевой компетенции-совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

  • умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

  • языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;

  • овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;

  • развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

  • социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике немецкоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

  • компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

  • учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению немецким языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Практическая часть.

Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, необходимой и достаточной для общения в пределах порогового уровня. Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.

Новые задачи в обучении языку предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения. В своей работе учитель опирается на интегрированный подход к обучению, особенно в области развития культуры речи, т. е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.

Расширяются способности учащихся использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную как в зеркале, в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в  дистанционных олимпиадах по языку, и на других уроках (информатика, география, МХК). Повышается мотивированность выпускника поступать в ВУЗы и выбирают специальности связанные с языком (дипломат, юрист-международник, менеджер, социальный работник, психолог).

Опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применять его на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях.

Для успешного опыта необходимо:  

1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач. 

2. Социальная активность и креативность. 

3. Чувство профессионального долга и личная ответственность 

4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию. 

5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал). 

6. Предметная компетенция в сфере учительской специальности. 

7. Профессиональная самореализация. 

8. Работа с родителями 

9. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы. 

10. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.

Современные принципы коммуникативного обучения языку требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе учитель руководствуется следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению на языке: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).

Уроки немецкого языка- это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по немецкому языку.

Применение новых информационных (компьютерных) технологий используется: в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик) навыков использования лексико-грамматических структур в изучении временных глагольных форм; участие во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку, мультимедийные диски.

В  планах — приобщение учащихся к работе с e-mail проектами. Участие в e-mail проектах усиливает индивидуальную и коллективную ответственность за конкретную работу в рамках проекта. Создание системы комбинированных и обобщающих уроков, направленных на формирование целостной картины окружающего мира в процессе обсуждения различных проблем на уроках.

Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках  применяются на уроках географии, истории, литературы. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение и на уроках немецкого языка при изучении темы «Защита окружающей среды», «Наша планета в опасности» и целый ряд других тем.

В основу развития познавательного интереса к экологическим проблемам были положены следующие виды работ. · Использование материалов, средств и информационных ресурсов Интернета на уроках в подготовке к конференции по теме «Проблемы экологии», класс делится на группы, от каждой выбирается выступающий и два-три корреспондента, представляющие различные газеты и журналы. Они задают, острые, актуальные вопросы докладчикам и берут интервью у участников конференции.

Проведение национальных, насыщенных по содержанию и видам учебной деятельности уроков с использованием различных методов и приемов развития интереса к явлениям природы.

Организация самостоятельной работы учащихся с учебной дополнительной литературой.

Организация различных форм внеклассной работы, позволяющих удовлетворить познавательные интересы, ответить на волнующие вопросы.

Использование на уроках упражнений с использованием таких элементов, как образные сравнения, пословицы, поговорки фразеологические обороты повышает мотивацию обучаемого. (загадках, народных приметах, легендах, поверьях, стихах, песнях).

Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к немецкому языку как к одному из средств международного общения, немецкий язык признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, поэтому учитель работает над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.

Учитывает психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся 5-го, 6-го класса, в учебном процессе отводит большое место игровым формам работы, развивающим логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.

Учитель апробирует собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, принципа сознательного включения чувств в процесс обучения, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.

Так на примере учебного материала по теме «Проблемы молодежи» в 9 классе формируются ассоциативные связи с внутренними, эмоциональными переживаниями в сравнении какой я был в возрасте 6 лет и какой я сейчас -подросток, с другими привычками и увлечениями.

В 6 классе по теме «Времена года» учитель отводит особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально-акустических стимулов вызывать определенные эмоциональные состояния, учащиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут пояснить, почему выбранное время года они называют любимым. Учитель практикует элементы эмоционального влияния с целью мотивирования, снятия напряжения и скованности, стимулирования когнитивных и ассоциативных процессов, а в конечном итоге речевой деятельности учащихся на примере соединения музыки и движений. Учащиеся поют под фонограмму известны им песни, демонстрируют движения, называемые ими предполагаемые по содержанию текста. · Коллаж (соединение речи и картинок в фото) используется учителем по теме «Внешность», учащиеся получают большое количество картинок с героями, какие они были в детстве и сейчас, описывают внешность, характер или получают фото современной знаменитости страны изучаемого языка. Учащиеся составляют фото биографию: периоды детства, юности, зрелости, начало карьеры. Юмор и ирония поощряются. Подобная форма работы вызывает у каждого уч-ся живой эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие.

Учитель ставит такие задачи в организации самостоятельной деятельности учащихся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дает возможность осуществлять самообучение языку в нескольких направлениях:

  • · поддержание и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции;

  • · изучение второго ИЯ.

Поэтапно осуществляет формирование элементов самоконтроля учащихся:

  • · научиться понимать и принимать контроль учителя;

  • · научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников;

  • · научиться осуществлять самонаблюдения своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.

При формировании самоконтроля учитель руководствуется принципами посильности и доступности:

  • · дает установку на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;

  • · затем усложняет задачу включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль учащихся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.

Неотделима оценка и самооценка, так при изучении темы «Увлечения» в 11 классе учащиеся пользуются схемой: оценка учителя- взаимооценка- самооценка.

Важный аспект в работе — больше времени отводить на организацию и осуществление группового самоконтроля. Контроль в группе мотивирует и стимулирует учащихся к самоконтролю. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целеполагания, самоконтроля и самооценки. · Метод проектов на уроке: творческие проекты — сочинение на тему «Село, в котором я живу», учащиеся делятся на группы, выбирают совместные задания и планируют результат и форму их представления самостоятельно; по теме «Средства массовой информации», «Места отдыха» готовят презентацию проекта в слайдах в Power Point, в группах выбирается технический консультант, который отвечает за киносъемку и фотосъемку, учащиеся представляют уже имеющийся в домашних архивах фотоматериал, самостоятельно работают над сопроводительным текстом устно или письменно. · Учащиеся самостоятельно вступают в живой диалог (письменный или устный) в Интернет «e-mail» переписках, пополняют свой словарный запас как активный, так и пассивный, лексикой современного языка, знакомятся с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, по теме «Мой лучший друг» имеют возможность представить друга по переписке.

Системы обучения языку в урочное и внеурочное время будут включать разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму. Педагог использует, кроме традиционного, такие формы построения учебно - воспитательного процесса: урок — лекция; урок — путешествие; урок — игра; урок- соревнование; урок-викторина; урок- брейн- ринг; урок-защита проекта.

С родителями проводятся беседы на морально-этические, экологические темы, обсуждаются проблемы подростков в современном обществе. От того, какой пример подают взрослые в своих семьях, зависит уровень культуры ребенка. На родительских собраниях читаются доклады, где даются рекомендации по формированию здорового образа жизни в семье, проводятся лекции психолога, ролевые игры на решение возникающих жизненных проблем подростков, беседы нарколога о вредных привычках (находят отражения на уроках  по теме «Здоровый образ жизни», «Активный, пассивный образ жизни»).Условия: благоприятный морально — психологический климат, тесная дружба детей и родителей, повышенной внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Совместное мероприятие уч-ся (7 класс) с родителями «За здоровый образ жизни». «Моя будущая профессия» совместный творческий проект (стенд) 8 класс. Родители стали вместе с детьми готовить праздники, помогать в приготовлении и приобретении наглядности, оформлении мероприятий, кабинета, изготовлении сувениров, подборке необходимой литературы.

В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между обучением в «жизнеподобных» ситуациях и необходимыми другими упражнениями. Поэтому учитель направляет внеклассную работу на усвоение, как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого учащегося. Для этого проводятся конкурсы, игры, викторины.

















Список литературы:

  1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования. - Иностранные языки в школе, 2009, №1.



  1. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. - М: Лабиринт. 2004



  1. Алещанова, И. В. Нарративная компетенция в речевом поведении личности // Известия ВолгГТУ. - Волгоград, 2006.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Немецкий язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности

Автор: Ермакова Елена Викторовна

Дата: 01.03.2022

Номер свидетельства: 601544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Доклад Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_formirovaniie_u_uchashchikhsia_inoiazychnoi_riechievoi_kompietientnosti_v"
    ["file_id"] => string(6) "472658"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528449805"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Компетентностный подход в обучении учащихся английскому языку на разных этапах обучения "
    ["seo_title"] => string(105) "kompietientnostnyi-podkhod-v-obuchienii-uchashchikhsia-anghliiskomu-iazyku-na-raznykh-etapakh-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224474"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438855068"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(106) "ighrakaksriedstvoformirovaniiakommunikativnoikompietientsiinaurokakhanghliiskoghoiazykavnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "278612"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453115102"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Применение и использование ИКТ на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(66) "primienieniie-i-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "143637"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418565525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства