Доклад Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы
Доклад Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы
Актуальность выбранной темы данной работы бесспорна. Одной из насущных задач обучения иностранным языкам на современном этапе реализации ФГОС является вооружение учащихся приемами самостоятельной работы по всем видам речевой деятельности и аспектам языка. Изучение иностранного языка требует от учащихся постоянной, систематической работы не только на уроке, но и во внеурочное время, а также во время выполнения самостоятельной работы дома.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы»
10
Министерство образования Саратовской области РАУ ДПО «СОИРО»
Образовательный проект
«Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы»
Работу выполнила:
Кудрявцева Галина Николаевна
учитель МОУ СОШ №61 г.Саратова
Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Формы и методы формирования у учащихся иноязычной
речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы на уроке …………………………………………………………………………….4
1.1 Работа с письменными самостоятельными работами …………………..5
1.2 Парная и групповая формы самостоятельной работы…………………6
1.3 Работа с учебником ……………………………………………………….7
1.4 Работа со словарем…………………………………………………………7
1.5 Работа с «Рабочей тетрадью» ……………………………………………..8
1.6 Нетрадиционные формы самостоятельной работы и нетрадиционные формы уроков…………………………………………………………………….8
Глава 2. Формы и методы формирования у учащихся иноязычной речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы
во внеурочное время и дома …………………………………………………10
2.1 Ознакомительный и основной этапы самостоятельной работы во внеурочное время………………………………………………………………..10
2.2 Роль дидактических материалов в проведении самостоятельной работы 11
2.3 Творческие формы самостоятельной работы во внеурочное время……12
2.4 Домашняя работа как форма организации самостоятельной
учебной деятельности ………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы .....……………………………………….17
Введение
Актуальность выбранной темы данной работы бесспорна. Одной из насущных задач обучения иностранным языкам на современном этапе реализации ФГОС является вооружение учащихся приемами самостоятельной работы по всем видам речевой деятельности и аспектам языка. Изучение иностранного языка требует от учащихся постоянной, систематической работы не только на уроке, но и во внеурочное время, а также во время выполнения самостоятельной работы дома.
Учащиеся должны осознавать, что главное в изучении иностранного языка - это уметь понимать усваиваемый материал при аудировании, чтении текста, уметь пользоваться им в собственных высказываниях, а это достигается только практикой, ежедневным повторением. Необходимо с самого начала обучения иностранному языку (со 2-го класса) создавать предпосылки для вовлечения учащихся в систематическую, ежедневную работу по этому предмету. На каждом уроке ученик должен сказать не менее 60-80 предложений в младших и средних классах и 40-60 - в старших.
Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Целью данной работы является демонстрация форм и методов при формировании иноязычной речевой компетентности у учащихся в процессе сознательной самостоятельной работы как вида учебной деятельности.
Для рассмотрения данной цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть ситуации практического применения самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка, во внеурочное время, дома;
-проанализировать используемые формы и методы в ходе сознательной самостоятельной работы обучающихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Формы и методы формирования у учащихся иноязычной
речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы на уроке
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка. Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка, таких как: речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо); языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами); социокультурная компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения); компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации); учебно –познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий).
Следует отметить, что важнейшей составляющей иноязычной коммуникативной компетентности является речевая компетентность. Это означает, что основным требованием к владению иностранным языком на той или иной стадии обучения является способность обучающегося осуществлять коммуникативный акт, решать коммуникативную задачу.
Формирование у учащихся иноязычной речевой компетентности осуществляется как под прямым руководством учителя на уроке, так и под его косвенным руководством в процессесамостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа учащихся - это такая форма учебной деятельности, которая требует от ученика способности самомусамостоятельно организовать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами и с полным осознанием и пониманием необходимости её выполнения.
Работа с письменными самостоятельными работами
Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал. Для выполнения письменной самостоятельной работы учащимися на уроках рекомендуется использование тренировочных, закрепляющих, повторительных, творческих, контрольных заданий.
Цели этих самостоятельных работ:
актуализация знаний учащихся;
изучение новых знаний;
закрепление и повторение знаний и умений учащихся;
проверка знаний и умений учащихся.
Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Также можно разрешить пользоваться учебником и записями в тетрадях. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. В тренировочные самостоятельные работы можно включить выполнение заданий по разноуровневым карточкам. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Закрепляющие самостоятельные работы показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет количество времени, которое нужно посвятить повторению и закреплению данной темы.
Обзорные или тематические самостоятельные работымогут содержать задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно - исследовательским конференциям, проведение в школе декад иностранных языков и др.
Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Выполнение творческих упражнений самостоятельной деятельности помогает ученикам:
составлять планы и корректировать свою работу;
развивать память, внимание, мышление;
формировать рациональные приемы учебного труда. А это в свою очередь помогает им совершенствовать свои практические умения и навыки по овладению иностранным языком.
Контрольные самостоятельные работы. Во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков; в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать все их навыки и умения.
1.2 Парная и групповая формы самостоятельной работы
Большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. “Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе”. Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы ответственен за успех всей группы. Учащиеся самостоятельно могут подготовить сообщение или беседу по теме или ситуации, передать содержание прочитанного или прослушанного текста, описать картину, событие, прокомментировать диафильм, предречевые упражнения из учебника и т.д. При этом они работают все одновременно. Учитель и сильные ученики (консультанты) помогают более слабым учащимся. Самостоятельной работе предшествует подробный инструктаж, разъяснение последовательности действий.
1.3 Работа с учебником
Наиболее распространенными и часто применяемыми средствами для организации самостоятельной работы учащихся являются: работа с учебником, работа со словарем, «Рабочая тетрадь».
Работа с учебником помогает формировать навыки самостоятельной работы учащихся и способствует развитию их мыслительной деятельности. При работе с учебной книгой ученикам предлагаются такие задания:
найди (те) ответ на заранее поставленные вопросы;
сравни (те) правила, на основании которых идет речь в тексте;
аргументируй (те) правила, на основании которых выполняется предлагаемое упражнение;
составь (те) план рассказа;
заполни (те) таблицу по материалу учебника и тому подобное.
Чем старше возраст и лучше учебная подготовка школьников, тем чаще используется самостоятельная работа с книгой. Следует побуждать учеников к исследовательскому поиску, чтобы они могли извлекать из текста нужную информацию.
1.4 Работа со словарем
Полезный вид работы - работа со словарем. Он развивает мышление, познавательную деятельность и самостоятельность. Учащиеся должны знать методику этой работы, знакомится с условными обозначениями, содержащимися в словаре, уметь правильно выписывать слова в свои индивидуальные словарики. Ведение индивидуальных словарей позволяет развивать зрительную и моторную память учащихся.
1.5 Работа с «Рабочей тетрадью»
Немалое значение для организации самостоятельной работы имеет использование «Рабочей тетради», целями использования которой являются: -формирование умения письма; -создание системы в понимании грамматических явлений; -разработка системы упражнений, помогающей закреплению знаний по лексике и грамматике, а также углублению разговорных навыков.
1.6 Нетрадиционные формы самостоятельной работы и нетрадиционные формы уроков
В настоящее время все более интенсивно происходит переход от традиционных форм обучения к нетрадиционным. Таким образом, школьная рутина превращается в увлекательный процесс. В урочной деятельности широко используются такие технологии, как проблемный методобучения, метод проектов, проблемное обучение, дифференцированное обучение, информационно - коммуникационные технологии и др. Проблемный метод обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей
Метод проектов - личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции, развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Работа над проектом обычно занимает несколько уроков, а для защиты рационально выделить сдвоенный урок.
Например, можно предложить следующие темы проектов:
Иностранный язык в моей жизни
Защита прав ребёнка в нашей стране и стране изучаемого языка
Проблемы молодёжи
Знаменитые люди нашей страны и страны изучаемого языка
Проблемы образования в нашей стране и в стране изучаемого языка
Для самостоятельной работы учеников можно использовать следующие нетрадиционные формы уроков:
. урок — лекция по теме: «Праздники в Германии»;
· урок — путешествие по теме: «Путешествие по городам Германии»;
· урок — игра по теме: «Путешествие по Рейну»;
· урок - соревнование по теме: Что вы знаете о Германии, Австрии, Швейцарии?»;
· урок-викторина по теме: «Знаменитые люди Германии»;
· видео-урок по теме: «Путешествие по Берлину, Вене, Берну»;
·урок – конференция по теме: «Система образования в России и Германии»;
· урок-защита проекта по теме: «Средства массовой информации»;
· урок-зачет: «Что я думаю о будущем?»;
· урок - экскурсия по темам: «Мой город», «Покупки».
Использование активных методов обучения способствует развитию у учащихся умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Глава 2. Формы и методы формирования у учащихся иноязычной речевой компетентности в ходе сознательной самостоятельной работы
во внеурочное время и дома
Новый стандарт предполагает также и внеурочную деятельность учащихся, которая организуется по разным направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Существуют разнообразные формы и виды внеклассной работы. В методической литературе принято различать следующие три формы, исходя из количества участников в ней: массовую, групповую и индивидуальную.
В основе внеклассной работы лежит самоуправлениешкольников. Именно они являются субъектами внеклассной работы: она проводится ими ради них самих. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеклассной работы.
Внеклассная работа по иностранному языку должна воспитывать искреннего гражданина, который с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает. Этот гражданин должен быть честным, порядочным, понимать людей, с которыми общается, уважать и понимать
иностранный язык.
При организации самостоятельной работы во внеурочное время важно учитывать, что она будет успешной лишь в том случае, если у школьников будут доминировать внутренние, адекватно осознаваемые, реально действующие учебно-познавательные мотивы, которые будут способствовать успешному овладению ими иноязычной речевой деятельностью.
2.1 Ознакомительный и основной этапы самостоятельной работы
во внеурочное время
Условно самостоятельную работу во внеурочное время можно разделить на два этапа: ознакомительный и основной. Содержание самостоятельной работы, как и весь учебный процесс по иностранному языку, включает в себя обучение системе языка через речь в процессе общения на основе определенного программой и УМК языкового и речевого материала. Основное же назначение самостоятельной работы — формирование «умений учиться», необходимых для дальнейшего овладения иностранным языком. В ознакомительный период у школьников закладываются основы репродуктивно-подражательной самостоятельности, формируются устойчивые языковые навыки. Они являются необходимым условием развития речевых умений (аудирования, говорения, а позже чтения). У ребят начинают развиваться вербальная память и внимание. С переходом к основному этапу самостоятельной работы расширяется ее содержание. Учащиеся овладевают навыками принять учебную задачу, отыскать пути ее решения, произвести операции выбора, подстановки, расширения трансформации и комбинирования, т. е. у них происходит формирование «поисково-исполнительской самостоятельности; продолжают совершенствоваться произносительно-интонационные, начинают формироваться навыки чтения вслух. Одновременно формируются умения аудирования, говорения и чтения, доступные детям данного возраста и ступени обучения. Развиваются также вербальная память, устойчивость и концентрированность внимания; способность к вероятностному прогнозированию при аудировании и чтении. Содержание самостоятельной работы включает усвоение сведений о национальной культуре, особенностях быта страны изучаемого языка, формирование языкового сознания. 2.2 Роль дидактических материалов в проведении
самостоятельной работы
Для организации сознательной самостоятельной работы нужны специально разработанные дидактические материалы (имеются в виду различные упражнения, карточки, задания для парной и групповой работы, кинофрагменты, видеозаписи). С опорой на них учащиеся получают возможность выполнить достаточное количество действий и операций, необходимых для формирования и совершенствования языковых навыков и речевых умений, а также развития внимания, мышления и памяти.
2.3 Творческие формы самостоятельной работы во внеурочное время
В процессе внеурочной работы педагог развивает у учеников навыки самостоятельной творческой деятельности. «Творчеству нельзя научить, но можно научить, творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного педагога. Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться, не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе. Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор».
Распространенными формами внеурочной самостоятельной работы соревновательного характера являются конкурс, игра, олимпиада, викторина и др. В конкурсах на лучшего переводчика, широко распространенной форме внеклассной работы, актуализируются приобретенные знания языкового материала и умение читать, что стимулирует дальнейшее накопление знаний и развитие этого умения. Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей. Предметный кружок (кружок иностранного языка) – это эффективная форма внеклассной учебной работы. Учитель на кружковом занятии может применять проблемное изложение материала, создавать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить индивидуальные или групповые задания, которые предлагают поисковую деятельность учащихся. Такие задания развивают сообразительность, умения анализировать, обобщать, моделировать языковой материал. Научно – исследовательские конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с содержательным обеспечением сообщения, но и с развитием речи учащихся, её правильности, выразительности, четкости. Театральные внеклассные мероприятия формируют коммуникативно-компетентную личность, свободно пользующуюся языковыми навыками в любой ситуации. Среди мероприятий культурно-массового характера особый интерес представляют вечера, посвященныепраздникам, например, Дню влюбленных, Католическое Рождество. Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях немецкоговорящих стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.
Образовательным Стандартом предусматривается обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. С этой целью возможна организация и проведение таких внеурочных мероприятий, как: создание учащимися презентаций о любимой профессии; конкурс «Угадай профессию?», КВН на тему: «Калейдоскоп профессий» и др. Данные мероприятия помогут учащимся практическими действиями для решения их личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.
Творческая составляющая не только повышает эффективность самостоятельной работы, но и помогает учащимся проявить собственную индивидуальность, а также формирует навыки креативности, и нетрадиционного подхода к учебному процессу.
2.4 Домашняя работа как форма организации самостоятельной
учебной деятельности
Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая способствует закреплению изученного в классе материала, развитию у детей ответственности и позитивных учебных привычек, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, дает ему возможность научиться решать возникающие проблемы. Учащийся, принимающий на себя ответственность за выполнение домашнего задания, сам управляет своим временем, действует независимо, но с учетом рекомендаций учителя, выполняет работу в меру своих сил и способностей. Эти навыки обеспечивают ребенку успешность при обучении в школе и пригодятся ему в жизни. Правильно сказала Н.К. Крупская: «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками». Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации.
Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок "про себя", вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу - одна из задач домашней учебной работы.
Наряду с общими заданиями для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Эти задания рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
В качестве выполнения самостоятельной работы дома возможны следующие задания по формированию речевых компетенций учащихся:
-составить синквейн (в переводе с французского языка «пять строк»). Один из путей повышения познавательного интереса и возможности задействовать творческий потенциал учащихся — стихи конкретной поэзии. Стихи обогащают словарный запас учащихся. Синквейн развивает познавательную деятельность, так как учащиеся учатся отбирать и обрабатывать информацию. Для каждого ученика создается ситуация успеха, он ощущает, что может сотворить что-то новое, необычное для себя, что до него никто не создавал. У учащихся возникают идеи, даже если их языковые возможности ограничены.
- составить ребус, кроссворд по заданной теме. Работа с данными заданиями активизирует изученную лексику, побуждает учащихся к её непроизвольному запоминанию;
- написать сообщение, открытку. Внимательно прочитать тему сообщения, составить план; выписать необходимую лексику, опираясь на словарь; составить предложения в соответствии с планом, употребляя необходимые вводные фразы; оформить в соответствии со структурой написания письма, открытки;
-если в «Книге для чтения» есть стихи, то целесообразно предлагать их учащимся для самостоятельного литературного перевода. Этот вид работы даёт возможность попробовать свои силы и в качестве переводчика, и в качестве поэта, а также задания для самостоятельной работы развивают мыслительную деятельность и творческий потенциал учащихся;
- написать сочинение.Это одна из эффективных разновидностей домашней самостоятельной работы. Сочинения позволяют широко применять приобретённые знания в разнообразной по своему содержанию письменной речи на иностранном языке, содействовать её развитию. В сочинении проявляется самостоятельность ученика, его оригинальность и творческий потенциал.
Данные методы управления домашней самостоятельной работой по иностранному языку оказывают существенное влияние на формирование личности учащегося, умеющего преодолевать трудности, самостоятельно и творчески работать и приобретать необходимые знания.
Заключение
В результате рассмотрения данной проблемы можно констатировать, что:
под самостоятельной работой понимают разнообразные виды и коллективной, индивидуальной, парной, групповой деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных, внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение школьником целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.
На мой взгляд, цель, поставленная в работе, достигнута: продемонстрированы формы и методы, которые возможно использовать для формирования иноязычной речевой компетентности в процессе сознательной самостоятельной работы как вида учебной деятельности на уроке, во внеурочное время и дома.
Считается, что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20% учебного времени (в средних классах ─ не менее 50%, а в старших классах ─ не менее 70%). В действительности же на самостоятельную работу отводится значительно меньше учебного времени. Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объёме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создать учитель. Благодаря умелому руководству учителя самостоятельными занятиями учащихся на уроке и во внеурочное время, а также при выполнении домашнего задания формирует ключевые компетенции на уроках иностранного языка, в частности такой как: речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо).
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
3. Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО (письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08-1228)
4. Ариян М. И. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. – М., 1999.
5. Арстанов М. Ж., Пидкасистый п. и., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. – Алма-Ата, 1980. – 267 с.
6.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: «ACADEM», 2000.
7.Бережнова Е.В., Краевский Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности. – М.: «Академия»,2008.
8.Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности. Открыт. школа – 1998. - №2
9. Григорьев. Д.В., Степанов П.В. — М.: Просвещение, 2010. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя
10. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности. Советская педагогика. - 1961. - №8. - с. 90-95
11. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2003, №5
12. Дьяченко В. С. Сотрудничество в обучении. – М., 1999 – 198 с.
13. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 1991.
14. Есипович К. Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка. – М., 1988 – 243 с.
15. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся - Л., - 1982.
16.Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. - М, 1980.
17. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. - Казань, 2000. - 123 с.
18. Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. - С-Пб.: КАРО. Мн.: Издательство: Четыре четверти, 2005.
20. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. - М.,1960.
21. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
22. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. - Тал, 1976.
23.Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. -1998.
24.Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. - М, 1991.
25.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М. 1980.
26. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2006.
27.Смирнова С. А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. – М.: «ACADEMA», 2000.
28.Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов, 2000.
29.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: «Политиздат», 1973.
30.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990 - 192с.