Просмотр содержимого документа
«Аспекты развивающего обучения на уроках немецкого языка.»
Аспекты развивающего обучения на уроках немецкого языка.
Рассматриваемый в педагогической и психологической науках процесс обучения чаще всего является объектом анализа, исследования только с точки зрения организации усвоения учебного материала и только затем - с позиций развития самого обучаемого, его воспитания. Гуманизация образовательной системы, предполагая необходимость трактовки процесса обучения с позиции усвоения знаний, в то же время обращает внимание на само развитие, так как главной, центральной фигурой в этом сложном виде деятельности является ребенок, ученик, субъект обучения.
Вопрос о том, каким образом могут быть достигнуты желаемые результаты в развитии учащихся, приобретает первостепенное значение в разработке педагогических аспектов обучения и развития. Теория развивающей роли обучения находила отражение у ряда таких выдающихся мыслителей и педагогов прошлого, как: Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие.
Целенаправленная работа по развитию ума (образование), считал Я.А. Коменский, необходима всем, и тупым и даровитым, последним - даже более, ибо деятельный, "подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет вообще наполняться ничтожным, пустым и вредным содержанием и станет причиной своей собственной гибели, как действующая мельница, если в нее не подсыпать зерна, т.е. материала для перемалывания, стирает сама себя."
Условие развития любознательности ребенка - внимательность его к явлениям природы, считал Ж.Ж. Руссо. Но "чтобы поддерживать любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее". Следует ставить доступные пониманию ребенка вопросы и предоставлять ему решать их. "Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял". Если же его рассуждение будет заменено мнением авторитета, он не будет уже рассуждать; он станет лишь игрушкою чужого мнения. В этих словах - призыв к обучению на высоком, но доступном, уровне трудности, требование уважения к личности ребенка, его самостоятельности при решении познавательных задач с целью элементарного интеллектуального образования.
Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци ратовал за правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность и привитие ему определенных развитых инструментальных навыков. Технологии развивающего обучения.
Развивающее обучение – новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному.
Основные цели технологии развивающего обучения.
Формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста;
Передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществить различные умственные действия .
Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
Понимание в самом широком смысле слова является особым процессом мыслительной деятельности, заключающимся в раскрытии связей и отношений предметов и явлений действительности. Понять какое-либо явление - значит отнести его к определенному классу явлений, выяснить его причины, возникновение и развитие. Этот сложный интеллектуальный процесс трактуется исследователями с разных позиций.
Большую трудность в процессе понимания представляют особенности, связанные с самой системой конкретного языка. Английский язык, например, располагает большим диапазоном особенностей, представляющих трудность при чтении. К особенностям лексической системы английского языка, затрудняющих понимание речевого сообщения в его письменной форме, относится большое количество многозначных слов, синонимов, антонимов, фразеологических и идиоматических сочетаний. Что касается грамматической системы английского языка, то в отличие от русского языка здесь наблюдается твердый порядок слов; большое количество служебных и знаменательных слов, что обусловлено аналитическим строем английского языка; многозначность служебных слов, в частности предлогов; наличие большого количества составных глаголов типа put on; put off; put out; put up и т.д.; широкое использование причастных и герундиальных оборотов.
Проблема обучения чтению и пониманию иноязычного текста занимает в психолого-лингвистической и методической литературе заметное место. Установлено семь уровней понимания текста на иностранном языке:
1) уровень понимания отдельных слов;
2) уровень понимания отдельных словосочетаний;
3) уровень понимания отдельных предложений;
4) уровень понимания общего содержания текста;
5) уровень понимания общего содержания и деталей текста;
6) уровень понимания эмоционально-оценочной информации текста;
7) уровень понимания побудительно-волевой информации текста.
Основные алгоритмы работы в обучающем направлении на уроках немецкого языка.
Основной организационной формой обучения немецкому языку как иностранному является урок как часть и самостоятельная целостная звено всего учебного процесса в школе. Сущность урока как самостоятельного целого обусловлено его методическим содержанием - совокупностью положений, определяющих его особенности, структуру, виды и приемы работы.
Современный урок немецкого языка в начальной школе должно соответствовать определенным требованиям, которые вытекают из особенностей, целей, содержания и технологии учителя этого предмета в начальной школе.
Проблемам урока, его структуре, основным принципам, целям, приемам и методам посвящено немало работ отечественных и зарубежных исследователей. Среди них работы С.Нико-лаевои, О.Шерстюк, И.Зимня, П.Бех, Л.Биркун, Л.Гуревич, О.Вишневский, Е.Пассова, О.Хо-менко, С.Кочетковои.
Как известно, структура урока определяется его содержанием и местом в цикле уроков. Традиционно урок состоит из этапов. В целостной его структуре можно выделить начало, основную и заключительную части урока.
Начало урока выполняет две важные функции: организацию класса к активной работе на уроке (поздравления, приведение учащихся к готовности сотрудничать, сообщение целей урока) и создание иноязычной атмосферы с целью перевода учащихся на иноязычную речевую деятельность. Особое внимание нужно уделять речевой зарядке.
В ходе основной части урока решаются его главные задачи: подача нового материала, тренировка учащихся в употреблении этого материала в речи, практика речевой деятельности, систематизация (обобщение) изученного и контроль речевых навыков и умений.
При планировании введения нового материала важно правильно определить объем материала для этого урока, последовательность его презентации и соотношение затрат времени на объяснение материала и его тренировки в пользу последнего.
Конец урока должен суммировать то, что было достигнуто на уроке. Его компонентами являются сообщение домашнего задания и подведение итогов урока. При объяснении домашнего задания важно предусмотреть также его запись на доске, краткие инструкции относительно способов его выполнения и оформления. В отдельных случаях целесообразно проверить как ученики поняли задание и сделали записи в дневниках. Завершая урок, учитель подытоживает успехи учеников, касаясь заодно и недостатков их работы, объявляет и мотивирует оценки, записывает их в журнал и дневники учащихся, разъясняет домашнее задание.
Список литературы
1. Кочеткова С. Игра как метод обучения английскому языку /С. Кочеткова //Начальное образование.
2. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях: учебник /Коллектив авторов под руководством С.Ю.Николаевои