Протокол № ____ «____» ___________ 20___ г. _________/____________/
«____» ____ 20___ г. «____» _______20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку
для 8 класса
Программу составила:
Пермиловская Светлана Сергеевна,
1 квалификационная категория
с. Емецк
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Немецкий язык» для 8 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе:
«Положения о рабочей программе по учебному предмету «Немецкий язык» МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова»»;
Рабочих программ: Немецкий язык. (Предметная линия учебников И.Л.Бим. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 г.
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников И.Л.Бим, Л.В. Садомова. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 8 класса, который состоит:
Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч./И.Л. Бим, Л.В. Садомова,– М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций../И.Л. Бим,Л. Ж.Я. Крылова, Л.В. Садомова – М.: Просвещение, 2018
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л.Бим.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/И.Л.Бим, Л.И.Рыжова .- М.:Просвещение, 2014
Немецкий язык. Контрольные задания для подготовки к ОГЭ. 8 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций../Е.А. Семенцова, – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык.8 класс. Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2014
Немецкий язык.8 класс: книга для учителя к учебнику для 7 класса./И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова – М.: Просвещение, 2014
Основная цель обучения немецкому языку в 8 классе направлена на достижение следующих целей:
Курс обучения в 8-м классе ставит своей целью закрепить, совершенствовать и развить дальше приобретенные школьниками в 7-м классе языковые и страноведческие знания, как речевые навыки и умения, так и общие и специальные учебные умения, ценностные ориентации, а также сформировать новые с тем, чтобы учащиеся продвинулись дальше в своем практическом овладении немецким языком, продолжали приобщаться к культуре страны изучаемого языка и чтобы все это в своей совокупности обеспечивало средствами учебного предмета образование, воспитание и разностороннее развитие школьников.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения на второй ступени среднего основного образования.
- речевая компетенция – развитее коммуникативных умений в четырех основных вида речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).
- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
- социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Общая характеристика учебного предмета
Основная школа - вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умении на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.
На этой ступени совершенствуются приобретенные знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых учащимися языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.
В основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно - исследовательских умений, осознание места и роли родного и иностранных языков в целостном поликультурном, полиязычном мире как средств общения. Познания, самореализации и социальной адаптации. Развитие средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Описание места предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа в год (из расчета 3 часа в неделю).
Отличительные особенности программы по сравнению с авторской
На проведение контрольных работ в первой, во второй, в третьей и четвертой четвертях и для проведения промежуточной аттестации (в форме итоговой контрольной работы) добавлено 6 часов из резервных уроков.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
Метапредметные результаты:
•развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
•развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
•развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
•развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
•осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты:
1.В коммуникативной сфере (т.е. владение иностранным языком как средством общения):
в говорении научатся:
Диалогическая речь. В условиях диалогического общения в стандартных речевых ситуациях начинать, поддерживать, вести, заканчивать различные виды диалогов, соблюдать нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивать, уточнять, расспрашивать партнёра по общению и отвечать на его вопросы, выражать согласие/отказ, высказывать своё мнение, просьбу, используя эмоционально-оценочные суждения. Вести и поддерживать диалоги на темы: Покупка овощей и фруктов, Любимые школьные предметы, Свободное время, Хобби, Ориентирование в незнакомом городе, В кафе. Дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении: умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные диалоги. Объём диалога не менее 3-х реплик.
Монологическая речь: умение строить монологические высказывания, рассказывая о своих занятиях в школе и дома, погоде, о любимом времени года, о своей школе, о городах Германии (по выбору), описывая события/явления, передавая основную мысль прочитанного или прослушанного, выражая своё отношение к прочитанному/услышанному, давая краткую характеристику персонажей. Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочные суждения), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой на прочитанный или услышанный текст. Объём монологического высказывания не менее 8-10 фраз.
в аудировании научатся:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение, песня и др. Содержание текстов актуально для учащихся подросткового возраста, соответствует их интересам, потребностям и возрастным особенностям, имеет воспитательную и образовательную ценность.
Аудиотексты, предъявляемые для полного понимания, построены на полностью знакомом языковом материале. Время звучания аудиотекста — до 1 мин.
Аудиотексты, предъявляемые для понимания основного содержания, имеют аутентичный характер и содержат наряду с изученным языковым материалом некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания аудиотекста—до 2 мин.
Аудиотексты, предъявляемые для выборочного понимания нужной или интересующей информации, имеют аутентичный и прагматический характер. Время звучания аудиотекста — до 1,5 мин.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.
Содержание текстов соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся данного возраста, имеет образовательную и воспитательную ценность, воздействует на эмоциональную сферу школьников. Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на вы-деленное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов.
Читать аутентичные тексты разных жанров и стилей, используя различные стратегии извлечения информации (с пониманием основного содержания, с полным и точным пониманием, с выборочным пониманием значимой/нужной/необходимой информации).
Использовать различные приёмы смысловой переработки текста (языковая догадка, контекстуальная догадка, выборочный перевод), а также справочные материалы.
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Жанры текстов: прагматические, публицистические, научно-популярные, художественные. Коммуникативные типы текстов: сообщение, рассказ, интервью, личное письмо, стихотворения, песни.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичных текстах, содержащих наряду с изученным также некоторое количество незнакомого материала. Больший удельный вес занимают тексты, отражающие особенности быта, жизни и в целом культуры страны изучаемого языка. Время звучания текстов для аудирования до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить необходимую или интересующую информацию в одном или нескольких коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования до 1,5 минуты.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных аутентичных (публицистических, научно-популярных, художественных) текстах, включающих некоторое количество незнакомых слов, понимание которых осуществляется с опорой на языковую догадку, данные к тексту сноски, с использованием, в случае необходимости, двуязычного словаря. Время звучания текстов для аудирования до 1 минуты.
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями и комбинированные диалоги. Осуществляется дальнейшее совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании и более разнообразном языковом оформлении. Объём диалога от 3 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Дальнейшее развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочное суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст или заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания от 8—10 фраз (5 класс)
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах и предполагает выделение предметного содержания, включающего основные факты, отражающие, например, особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка и содержащие как изученный материал, так и некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 400—500 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся. Объём текста для чтения — до 350 слов.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на выделенное предметное содержание и построенных в основном на изученном языковом материале. Объём текста для чтения — до 250 слов.
Письменная речь
Дальнейшее развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
—писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес);
—писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма — 100 слов, включая адрес;
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
—переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
—использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ;
—прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
—догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
Содержание учебного предмета
№
Тема раздела
Кол-во часов
Из них
контрольные работы
Содержание
1
Как прекрасно было летом!
25
1
1. Воспоминания о летних каникулах.
2. Где и как проводят лето немецкие дети?
3. Ознакомление со страноведческими реалиями ФРГ.
4. Привлечение внимания учащихся к особенностям жизни детей ФРГ.
5. Развитие умения пользоваться справочной литературой, словарем, комментариями.
6. Придаточные предложения времени.
2
А сейчас снова школа!
22
1
1. Школа в Германии.
2. Школьный учитель, каким его хотят видеть дети.
3. Вальдорфские школы – школы без стрессов.
4. Расписание уроков.
5. Школьный обмен.
6. Чтение текстов с полным пониманием с использованием словаря, сносок и комментария.
7. Осуществление поиска информации в тексте.
8. Будущее время.
9. Придаточные определительные предложения.
3
Мы готовимся к поездке в Германию.
22
1
1. Мы готовимся к поездке в Германию.
2. Перед началом путешествия важно изучить карту.
3. Что мы возьмём в дорогу?
4. Одежда и мода.
5. Делаем покупки.
6. Правила для путешествующих.
7. Немецкие друзья готовятся к приёму гостей из России.
8. Придаточные определительные предложения с относительными местоимениями в родительном и дательном падежах.
4
Путешествие по Федеративной Республике Германия.
33
2
1. Путешествие часто начинается с вокзала.
2. Что мы уже знаем о ФРГ?
3. Путешествие по Берлину.
4. Знакомство с Баварией.
5. Мюнхен и его достопримечательности.
6. Рейн – самая романтическая река Германии.
7. Экскурсия по Кёльну.
8. Достопримечательности городов Германии.
9. Решение коммуникативных задач в процессе работы над языковыми навыками и речевым материалом.
10. Овладение новыми лексическими, грамматическими и страноведческими знаниями, речевыми умениями и навыками
ИТОГО
102
6
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
всего
практические и контрольные
SchönwaresimSommer! Как прекрасно было летом!
25
1
1.
Воспоминания о летних каникулах
1
2.
Где отдыхают немецкие школьники?
1
3.
Где и как проводят лето немецкие дети?
1
4.
Мои летние каникулы
1
5.
Наши летние впечатления
1
6.
Молодежные туристические базы
1
7.
Месторасположение кемпинга
1
8.
Мы внимательно слушаем
1
9.
Места отдыха
1
10.
Где ты был летом?
1
11.
Домашнее чтение
1
12.
Что мы делали летом?
1
13.
Прогноз погоды
1
14.
Прошедшее время
1
15.
Образование прошедшего времени
1
16-17.
Придаточные времени
2
18.
Употребление придаточных времени
1
19.
Молодежные организации
1
20.
Поездки
1
21.
Глаголы движения
1
22.
Письмо другу
1
23.
Контрольная работа №1
1
1
24-25.
Немецкая классика
2
Aber jetzt ist schon längst wieder Schule! А сейчас снова школа!
22
1
26.
Система школьного образования в Германии
1
27.
Школы в Германии
1
28.
Виды школ
1
29.
Вальдорфские школы - школы без стресса
1
30.
Эмануэль и школа
1
31.
Школа будущего
1
32.
Расписание уроков
1
33.
Школьная система Германии
1
34.
Немецкая система оценивания
1
35.
Школьное расписание
1
36-37.
Школьный обмен
2
38.
Значимость изучения иностранного языка
1
39.
Забавные истории
1
40.
Будущее время
1
41.
Придаточные определительные
1
42.
Перед уроком
1
43.
Контрольная работа №2
1
1
44.
Факты, документы: система школьного образования в Германии
1
45.
Проблемы в школе (повторение)
1
46.
Из немецкой классики
1
47.
Домашнее чтение
1
Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor.Мы готовимся к поездке в Германию.
22
1
48.
Немецкие письма
1
49.
Карта Германии
1
50.
Немецкие города
1
51.
Что мы возьмем в дорогу? Одежда
1
52.
Делаем покупки. Еда
1
53.
В магазине
1
54.
Готовимся к поездке
1
55.
Поездка в Берлин
1
56.
Поездка в Кельн
1
57.
Приготовления к поездке
1
58.
Искусство - путешествовать
1
59.
У каждого Родина своя
1
60.
Истории из жизни
1
61.
Безличное местоимение man
1
62.
Придаточное определительное
1
63.
Относительные местоимения
1
64.
Приготовления к путешествию
1
65.
Едут гости!
1
66.
Поговорим о путешествиях
1
67.
Любимая еда
1
68.
Контрольная работа №3
1
1
69.
Новая денежная единица в Европе
1
EineReisedurchdieBundesrepublikDeutschland. Путешествие по Федеративной Республике Германия.
33
2
70-71.
Что мы знаем уже о ФРГ?
2
72.
Путешествие по Берлину
1
73.
Мюнхен и его достопримечательности
1
74.
Рейн - самая романтическая река Германии
1
75.
Путешествие по Рейну
1
76.
Путешествие часто начинается с вокзала
1
77.
Информационное бюро
1
78.
Расписание поездов
1
79.
Прибытие поезда
1
80.
Карта Германии
1
81.
Промежуточная аттестационная работа
1
1
82.
Экскурсия
1
83.
Куда же нам отправиться?
1
84.
Учим новые слова
1
85.
Придаточные определительные
1
86.
Пассив в немецком языке
1
87.
Пассив
1
88-89.
Нравы и обычаи, праздники в Германии
2
90.
Модальные глаголы
1
91.
В ресторане
1
92.
Немецкая масленица
1
93.
Домашнее чтение
1
94.
Поговорим о грамматике
1
95.
Подготовка к контрольной работе
1
96.
Контрольная работа №4
1
1
97.
Творчество немецких композиторов
1
98.
Из немецкой классики
1
99.
Домашнее чтение
1
100.
Домашнее чтение
1
101.
Домашнее чтение
1
102.
Обобщающее повторение
1
Итого:
102
5
Перечень учебно- методического обеспечения
Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч./И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Ж.Я. Крылова – М.: Просвещение, 2018
Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций../И.Л. Бим,Л. Ж.Я. Крылова, Л.В. Садомова – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л.Бим.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/И.Л.Бим, Л.И.Рыжова .- М.:Просвещение, 2014
Немецкий язык. Контрольные задания для подготовки к ОГЭ. 8 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций../Е.А. Семенцова, – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык.8 класс. Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2014
Немецкий язык.8 класс: книга для учителя к учебнику для 7 класса./И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Р.Х. Жарова – М.: Просвещение, 2014