Протокол № ____ «____» ___________ 20___ г. _________/____________/
«____» ____ 20___ г. «____» _______20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку
для 4 класса
Программу составила:
Пермиловская Светлана Сергеевна,
1 квалификационная категория
с. Емецк
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Немецкий язык» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:
«Положения о рабочей программе по учебному предмету «Немецкий язык» МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова»»;
рабочих программ: Немецкий язык. Предметная линия учебников И.Л.Бим. 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 г.;
примерных программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2. –3е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 2010.
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников И.Л.Бим. 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 4 класса, который состоит:
Немецкий язык. 4 класс: учебник для 4 общеобразовательных учреждений../И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение, 2014
Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений../И.Л. Бим, Л. И.Рыжова – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык. Контрольные задания. 4 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций../О.В.Каплина, И.Б.Бакирова – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2014
Немецкий язык. 4 класс: книга для учителя к учебнику для 4 класса./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2014
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменной формах;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно- методического комплекта, умением работать в паре, группе.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной идентичности.
Изучение немецкого языка в начальной школе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания.
C учётом поставленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета «Иностранный язык» в начальной школе, формулируются следующие задачи:
- формировать у младших школьников отношение к иностранному языку как средству межличностного и межкультурного общения на основе взаимопонимания с теми, кто говорит и пишет на изучаемом языке, а также как средству познавательной деятельности через устное общение, чтение, слушание и письменную речь;
- развивать на доступном уровне системные языковые представления младших школьников об изучаемом языке, его функционировании в устной и письменной речи, расширяя лингвистический кругозор учащихся и обеспечивая усвоение лексико-грамматических средств;
- создавать педагогические условия для приобщения младших школьников к новому для них миру общения на изучаемом языке, преодоления языкового и культурного барьера и формирования мотивации овладения новыми коммуникативно-социальными умениями;
- воспитывать качества личности учащихся начальной школы, их нравственно-ценностную ориентацию, эмоционально-чувственную сферу, а также познавательные способности, мышление и творчество в ходе овладения языковыми знаниями на коммуникативной основе;
- включать младших школьников в новый для них социально-коммуникативный опыт средствами обучающей игры, драматизации, фольклора, музыки, моделирования жизненных ситуаций, обсуждения доступных возрасту проблем, учебного сотрудничества и проектной деятельности;
- обучать учащихся начальной школы универсальным познавательным стратегиям и способам работы с компонентами учебно-методического комплекта, мультимедийным приложением, учебной информацией в сети Интернет, символико-графической презентацией знаний, а также учебному сотрудничеству.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение немецкого языка в начальной школе выделяется 68 часов в год (из расчета 2 часа в неделю).
Отличительные особенности программы по сравнению с авторской
На проведение контрольных работ в первой, во второй, в третьей и четвертой четвертях, и для проведения промежуточной аттестации (в форме итогового теста) добавлено 5 часов из резервных уроков.
Планируемые результаты
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа ориентирована на достижение исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи – как промежуточные, так и конечные для данного года обучения, а именно:
I.
1. Научиться читать и писать немецкие буквы, буквосочетания, слова, предложения.
2. Овладеть алфавитом.
3. Научиться относительно правильно произносить основные немецкие звуки, звукосочетания, а также слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила (ударение в словах, фразах, восходящую и нисходящую мелодии).
4. Овладеть исходным словарным запасом. Его объем – 70 лексических единиц в первой части учебного пособия, 130 ЛЕ во второй части учебника. Всего около 200 ЛЕ за первый год обучения.
5. Научиться грамматически правильно оформлять свою речь на элементарном уровне в ходе решения исходных коммуникативных задач, овладевая несколькими основными типами немецкого простого предложения.
6. Совершенствовать уже известные и наиболее важные приемы учения – списывание, выписывание, работу с текстом, в том числе чтение по ролям диалогов, др.
7. Овладевать новыми учебными приемами, например, элементарным переводом с немецкого языка на русский язык, отдельных предложений, а также умением использовать языковую догадку.
II.
1. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле устной речи и частично письма:
а) - приветствовать на немецком языке, представлять себя и других; давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнёра; - что-то утверждать, сообщать, подтверждать; - выражать сомнение, переспрашивать; - возражать; - запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: Wer? Was? Wie? Woher?; - о чем-то просить (с помощью повелительных предложений); выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише типа Toll! Klasse! Das klingt gut!; - соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т.п.; - соблюдать речевой этикет при написании письма;
б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» и некоторых других. Объём диалогического высказывания – 2-3 реплики с каждой стороны.в) уметь делать краткие связные сообщения: описывать/ характеризовать, говорить комплименты, рассказывать, в том числе о себе. Объём монологического высказывания – 5-6 фраз.
2. Уметь решать следующие коммуникативные задачи при чтении с полным пониманием читаемого:
а) зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления, и полностью понимать его;
б) догадываться при этом о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;
в) определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу. Объём текстов – примерно 100 слов (без учёта артиклей).
3. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:
а) понимать в целом речь учителя по ведению урока, узнавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по его действиям, мимике, жестам о значении незнакомых;
б) распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
в) распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика построенное на знакомом материале;
г) понимать в целом основное содержание сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления, благодаря владению основными приёмами смыслового распознавания текста и при восприятии на слух. Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
4. Иметь представление о некоторых основополагающих языковых правилах и опираться на них, оформляя свою речь.
5. Знать ряд страноведческих реалий.
Содержание учебного предмета
№
Тема (краткое описание)
Количество часов
Контрольные работы, тесты
1
Повторение
Мы уже много знаем и умеем.
Рассказываем о себе и о своих друзьях. Начало учебного года в России. Начало учебного года в Германии.
6
2
Как прошли летние каникулы?
Как проводят каникулы наши немецкие друзья. Погода летом. Есть ли каникулы у животных? День рождения летом.
11
1
3
А что нового в школе?
Школа. У немецких друзей новый кабинет. Дела в классе. Расписание уроков. Любимые предметы в школе. Подготовка к Рождеству.
11
1
4
У меня дома … Что там?
Дом Сабины. Типы домов в Германии. Квартира. Мебель. Детская комната.
11
1
5
Что делают дети в свободное время?
Наши друзья. Выходные дни. Как проводят выходные дни наши животные? Семья Свена. Что немецкие дети делают в свободное время?
15
1
6
Скоро наступят каникулы.
Погода весной. Переменчивая погода апреля. Весенние праздники в России. Весенние праздники в Германии.
14
1
Итого
68
5
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Количество часов
всего
практические
и контрольные
Мы уже много знаем и умеем.
6
1
Что мы можем рассказать о наших друзьях?
1
2
Что мы можем рассказать о себе?
1
3
Что мы можем рассказать о начале учебного года?
1
4
Мы играем и поём.
1
5
А все ли мы успели повторить?
1
6
Чтение доставляет удовольствие. У Пикси новая подруга.
1
Как было летом?
11
1
7
Что делают наши немецкие друзья в летние каникулы?
1
8
Здесь летнее письмо.
1
9
У животных тоже есть летние каникулы?
1
10
Может ли погода летом быть плохой?
1
11
Летом у многих детей день рождения.
1
12
Летом у многих детей день рождения. А у нас?
1
13
Мы играем и поём. Повторение ЛЕ, изученной грамматики.
1
14
Мы играем и поём.
1
15
А все ли мы успели повторить?
1
16
Контрольная работа №1.
1
1
17
Домашнее чтение. Сказка братьев Гримм «Заяц и ёж».
1
А что нового в школе?
11
1
18
У наших немецких друзей новая классная комната. А у нас?
1
19
Что мы делаем в нашей классной комнате?
1
20
Что мы еще делаем в нашей классной комнате?
1
21
У Сабины и Свена также новое расписание уроков.
1
22
Какие у наших друзей любимые предметы? А у нас?
1
23
Наши немецкие друзья начинают готовиться к Рождеству. Здорово, не так ли?
1
24
Мы играем и поём.
1
25
Мы играем и поём, готовимся к Новогоднему празднику.
1
26
А все ли мы успели повторить?
1
27
Контрольная работа №2.
1
1
28
Домашнее чтение. История в картинках «Новенький».
1
У меня дома.
11
1
29
Сабина рассказывает о своём доме. А мы?
1
30
Где живут Свен и Кевин? А мы?
1
31
В квартире.
1
32
В квартире. Что где стоит?
1
33
Сабина рисует детскую комнату.
1
34
Марлиз в гостях у Сандры.
1
35
Мы играем и поём. Повторение ЛЕ, изученной грамматики.
1
36
Мы играем и поём.
1
37
А все ли мы успели повторить?
1
38
Контрольная работа №3.
1
1
39
Домашнее чтение. Сказка братьев Гримм «Сладкая каша»
1
Свободное время.
15
1
40
А чем наши друзья занимаются в выходные дни?
1
41
А чем наши друзья занимаются в выходные дни? А мы?
1
42
А что делают в конце недели домашние животные?
1
43
Что делает семья Свена в выходные дни?
1
44
Что делает твоя семья в выходные дни?
1
45
Что ещё могут делать наши немецкие друзья в своё свободное время?
1
46
А мы что можем делать в свободное время?
1
47
Пикси любит рисовать животных.
1
48
Кто ещё любит рисовать животных?
1
49
Мы играем и поём. Повторение ЛЕ, изученной грамматики.
1
50
Мы играем и поём.
1
51
А все ли мы успели повторить?
1
52
Промежуточная аттестационная работа.
1
53
Домашнее чтение. Три поросенка. 1ч.
1
54
Домашнее чтение. Три поросенка. 2ч.
1
54
Домашнее чтение. Три поросенка. 3ч.
1
Скоро большие каникулы.
14
1
56
Мы говорим о погоде и рисуем.
1
57
Апрель! Апрель! Он делает, что хочет!
1
58
Что празднуют наши друзья весной? А мы?
1
59
Как мы готовимся к празднику? А наши немецкие друзья?
1
60
Что мы ещё делаем к нашему классному празднику?
1
61
Мы играем и поём. Повторение ЛЕ, изученной грамматики.
1
62
Мы играем и поём.
1
63
А все ли мы успели повторить?
1
64
Контрольная работа №4.
1
1
65
Анализ контрольной работы.
1
66
Домашнее чтение. Сказка «Волк и семеро козлят».
1
67
Мы празднуем наш праздник.
1
68
Обобщающее повторение.
1
Итого
68
5
Перечень учебно- методического обеспечения
Закон РФ «Об образовании» Ст.7, 9, 32.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования.- 2010. - №3.
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л.Бим.2-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/И.Л.Бим, Л.И.Рыжова.- М.: Просвещение, 2011
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2. –3е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 2010
Немецкий язык. 4 класс: учебник для 4 общеобразовательных учреждений../И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение, 2014
Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений../И.Л. Бим, Л. И.Рыжова – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык. Контрольные задания. 4 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций../О.В.Каплина, И.Б.Бакирова – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2014
Немецкий язык. 4 класс: книга для учителя к учебнику для 4 класса./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2014
Немецкий язык. 4 класс. Система уроков по учебнику И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой / авт.-сост. Т.Г.Федорова. – Волгоград.: Учитель, 2016