Протокол № ____ «____» ___________ 20___ г. _________/____________/
«____» ____ 20___ г. «____» _______20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по немецкому языку
для 2 класса
Программу составила:
Пермиловская Светлана Сергеевна,
1 квалификационная категория
с. Емецк
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Немецкий язык» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе:
«Положения о рабочей программе по учебному предмету «Немецкий язык» МБОУ «Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова»»;
рабочих программ: Немецкий язык. Предметная линия учебников И.Л.Бим. 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 г.;
примерных программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2. –3е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 2010.
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила завершенная предметная линия учебников И.Л.Бим. 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса, который состоит:
Немецкий язык.2 класс: учебник для 2 общеобразовательных учреждений../И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2018
Немецкий язык. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений../И.Л. Бим, Л. И.Рыжова – М.: Просвещение, 2018
Немецкий язык. Контрольные задания. 2 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций../О.В.Капилина, И.Б.Бакирова – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык.2 класс. Аудиокурс к учебнику с аудиокурсом./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2009
Немецкий язык.2 класс: книга для учителя к учебнику для 2 класса./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2009
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменной формах;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка. Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.
С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно- методического комплекта, умением работать в паре, группе.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной идентичности.
Изучение немецкого языка в начальной школе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение немецкого языка во 2 классе выделяется 68 часов в год (из расчета 2 часа в неделю).
Отличительные особенности программы по сравнению с авторской программой
На проведение контрольных работ за первое и второе полугодие, а также промежуточной аттестации (в форме итоговой контрольной работы) добавлено 3 часа из резервных уроков.
Планируемые результаты
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного творчества;
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа ориентирована на достижение исходного уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи – как промежуточные, так и конечные для данного года обучения, а именно:
I.
1. Научиться читать и писать немецкие буквы, буквосочетания, слова, предложения.
2. Овладеть алфавитом.
3. Научиться относительно правильно произносить основные немецкие звуки, звукосочетания, а также слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила (ударение в словах, фразах, восходящую и нисходящую мелодии).
4. Овладеть исходным словарным запасом. Его объем – 70 лексических единиц в первой части учебного пособия, 130 ЛЕ во второй части учебника. Всего около 200 ЛЕ за первый год обучения.
5. Научиться грамматически правильно оформлять свою речь на элементарном уровне в ходе решения исходных коммуникативных задач, овладевая несколькими основными типами немецкого простого предложения.
6. Совершенствовать уже известные и наиболее важные приемы учения – списывание, выписывание, работу с текстом, в том числе чтение по ролям диалогов, др.
7. Овладевать новыми учебными приемами, например, элементарным переводом с немецкого языка на русский язык, отдельных предложений, а также умением использовать языковую догадку.
II.
1. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в русле устной речи и частично письма:
а) - приветствовать на немецком языке, представлять себя и других; давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнёра; - что-то утверждать, сообщать, подтверждать; - выражать сомнение, переспрашивать; - возражать; - запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: Wer? Was? Wie? Woher?; - о чем-то просить (с помощью повелительных предложений); выражать мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише типа Toll! Klasse! Das klingt gut!; - соблюдать речевой этикет при непосредственном общении: знать как обратиться к сверстнику, взрослому, как поблагодарить, начать разговор, завершить его и т.п.; - соблюдать речевой этикет при написании письма;
б) вести ритуализированные диалоги в таких типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» и некоторых других. Объём диалогического высказывания – 2-3 реплики (с каждой стороны) уметь делать краткие связные сообщения: описывать/ характеризовать, говорить комплименты, рассказывать, в том числе о себе. Объём монологического высказывания – 5-6 фраз.
2. Уметь решать следующие коммуникативные задачи при чтении с полным пониманием читаемого:
а) зрительно воспринимать текст, узнавая знакомые слова, грамматические явления, и полностью понимать его;
б) догадываться при этом о значении отдельных незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;
в) определять значение незнакомого слова по данному в учебнике переводу. Объём текстов – примерно 100 слов (без учёта артиклей).
3. Уметь решать следующие коммуникативные задачи в области аудирования:
а) понимать в целом речь учителя по ведению урока, узнавая на слух знакомые языковые средства и догадываясь по его действиям, мимике, жестам о значении незнакомых;
б) распознавать и полностью понимать речь одноклассника в ходе диалогического общения с ним;
в) распознавать на слух и полностью понимать монологическое высказывание соученика построенное на знакомом материале;
г) понимать в целом основное содержание сообщения учителя, диктора, включающего некоторые незнакомые явления, благодаря владению основными приёмами смыслового распознавания текста и при восприятии на слух. Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
4. Иметь представление о некоторых основополагающих языковых правилах и опираться на них, оформляя свою речь.
5. Знать ряд страноведческих реалий.
Содержание учебного предмета
№
Тема (краткое описание)
Количество часов
Контрольные работы, тесты
1
Вводный курс:
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/ хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Моя школа. Учебные занятия на уроках.
Страна/ страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи книг, популярных среди моих сверстников (имена героев книг, черты их характера). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения.
31
1
2
Основной курс:
Новые персонажи нашего учебника. Кто они? Какие они?
Я и мои друзья (новые друзья из германии: имя, характер, внешность, возраст, увлечения/ хобби. Переписка с зарубежным другом. Почта из Германии.) Страна изучаемого языка (литературные персонажи немецких сказок: барон Мюнхаузен, Дюймовочка, госпожа Метелица, Золушка и др.)
7
3
Чьи это фотографии? О чем они рассказывают?
Чьи это фотографии? Что они рассказывают? Я и моя семья (члены семьи сабины, их имена, возраст. Какие они? Чем занимаются? Семья Джона: мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя и другие родственники) Я и мои друзья (переписка с зарубежными сверстниками) Домашнее животное (имя, возраст, характер, что умеет делать животное)
6
4
Что делают Сабина и Свен дома? А мы?
Я и мои друзья (семья Свена и семья Сабины. Члены семьи, их имена, возраст, черты характера, профессии)
Любимые животные
Мир моих увлечений (любимые занятия героев, что они любят делать, а что нет)
6
5
Что мы ещё не делаем!
Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Переписка с зарубежным другом. Подготовка к Празднику алфавита: немецкие песни, письма, фотографии. Видеофильм о спорте во 2-м классе. Составление программы концерта и распределение ролей. Письма друзьям из Германии о предстоящем празднике. Участие в инсценировке сказки «Золотой гусь».
6
1
6
Сыграем на нашем празднике сцены из сказки? Или это слишком трудно?
Страна изучаемого языка. Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказка «Золотой гусь» братьев Гримм)
8
7
Добро пожаловать на наш праздник!
Страна изучаемого языка (школьный праздник «Прощай, 2 класс!». В нем принимают участие большие и маленькие, бабушки и дедушки, братья и сестры и друзья). Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке (рифмовки, стихи, песни, сказка «Золотой гусь» братьев Гримм)
4
1
Итого
68
3
Тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Количество часов
всего
практические
и контрольные
Вводный курс
31
1
1
Что надо знать перед тем, как отправиться в путь?
1
2
Давайте познакомимся!
1
3
О чём говорят пальчиковые куклы?
1
4
Поиграем? Споём? Повторение изученных букв, РО.
1
5
Поиграем? Споём?
1
6
А всё ли мы успели повторить?
1
7
Как при знакомстве представить других.
1
8
Как уточнить, переспросить?
1
9
Как на вопрос - сомнение дать отрицательный ответ.
1
10
Поиграем? Споём? Повторение изученных букв, РО.
1
11
Поиграем? Споём?
1
12
А всё ли мы успели повторить?
1
13
Как выяснить, кто это?
1
14
Итак, как спросить, кто это?
1
15
Спрашиваем, как зовут сверстников, как зовут взрослых.
1
16
Поиграем? Споём? Повторение изученных букв, РО.
1
17
Поиграем? Споём?
1
18
А всё ли мы успели повторить?
1
19
Спросим, кто откуда.
1
20
Как спросить о возрасте?
1
21
Что мы уже можем сообщить о себе?
1
22
Поиграем? Споём? Повторение изученных букв, РО.
1
23
Поиграем? Споём?
1
24
А всё ли мы успели повторить?
1
25
Итак, кто придёт на «Праздник алфавита»?
1
26
Как сказать, кто какой?
1
27
Итак, кто какой?
1
28
Готовимся к «Празднику алфавита»
1
29
Поиграем? Споём?
1
30
Контрольная работа №1.
1
1
31
«Праздник алфавита».
1
Основной курс.
37
2
32
Мы знаем некоторых героев немецких книг. Не правда ли?
1
33
А вот новые персонажи учебника.
1
34
Почта пришла!
1
35
Почта пришла! Названия цветов.
1
36
Мы играем и поём Повторение изученных букв, РО.
1
37
Мы играем и поём.
1
38
А всё ли мы успели повторить?
1
39
Семейные фотографии из Германии.
1
40
А это чьи семейные фотографии?
1
41
Письмо от Свена.
1
42
Мы играем и поём. Повторение изученных ЛЕ и РО.
1
43
А все ли мы успели повторить?
1
44
Контрольная работа №2
1
1
45
О чём рассказывают семейные фотографии Свена?
1
46
Что любят делать Сабина и Свен? А вы?
1
47
А что не любят делать Сабина и Свен?
1
48
Мы играем и поём. Повторение изученных ЛЕ и РО.
1
49
Мы играем и поём.
1
50
А всё ли мы успели повторить?
1
51
Аня и Саша играют в репортёров.
1
52
О чём разговаривают сегодня дети на уроке немецкого языка?
1
53
Аня и Саша пишут письма Сабине и Свену. А вы?
1
54
1
55
Мы играем и поём. Повторение изученных ЛЕ и РО.
1
56
Мы играем и поем.
1
57
А всё ли мы успели повторить?
1
58
Промежуточная аттестационная работа.
1
1
59
Касперле говорит: «Кто хочет, тот сможет!»
1
60
Как Касперле хочет развеселить принцессу?
1
61
Кто однажды пришёл к королю?
1
62
Мы играем и поём. Повторение изученных ЛЕ и РО.
1
63
Мы играем и поём.
1
64
А всё ли мы успели повторить?
1
65
А всё ли мы успели повторить? Повторение изученных ЛЕ и РО.
1
66
Скоро классный праздник.
1
67
Как заканчивается сказка? Сцена 7.
1
68
Наш классный праздник «До свидания, второй класс!»
1
Итого
68
3
Перечень учебно- методического обеспечения
Закон РФ «Об образовании» Ст.7, 9, 32.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования.- 2010. - №3.
Немецкий язык.2 класс: учебник для 2 общеобразовательных учреждений../И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2013
Немецкий язык. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений../И.Л. Бим, Л. И.Рыжова – М.: Просвещение, 2013
Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л.Бим.2-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/И.Л.Бим, Л.И.Рыжова.- М.: Просвещение, 2011
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2. –3е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 2010
Немецкий язык. Контрольные задания. 2 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций../О.В.Капилина, И.Б.Бакирова – М.: Просвещение, 2016
Немецкий язык.2 класс. Аудиокурс к учебнику с аудиокурсом./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2009
Немецкий язык.2 класс: книга для учителя к учебнику для 2 класса./И.Л. Бим, Л.И Рыжова – М.: Просвещение,2009
Веселый немецкий алфавит. Игры буквами/Н.В. Хисматулина-Спб.: КАРО, 2009
Немецкий язык. 2 класс. Система уроков по учебнику И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой / авт.-сост. Т.П. Сухова. – Волгоград.: Учитель, 2012