Просмотр содержимого документа
«Немецкий язык. Внеурочная деятельность»
Пояснительная записка
«Друзья Гензель и Гретель» – это факультативный курс изучения немецкого языка как второго с 6 класса, рассчитанный на 2 часа в неделю и имеющий следующую цель:формирование интереса учащихся к изучению немецкого языка через социокультурный компонент обучения.
Принципы построения курса
Основными принципамиреализации программы факультативного курса являются:
ситуативное использование лексического и грамматического материала в ситуациях общения на разных этапах урока;
сознательность в освоении учебного материала основана на знании родного языка, английского языка, а также культурных традиций своей страны;
посильность и доступность изучаемого материала отражается в использовании методов и форм организации УПД, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
использование наглядности в процессе обучения направлено на его активизацию и включает в себя предметные и тематические картинки, грамматические таблицы, аудио- и видеоматериалы;
использование игровых, творческих форм работы на уроке активизирует процесс обучения и формирует интерес учащихся к иностранному языку.
2. Содержание и формы организации курса
Содержание обучения немецкому языку как второму иностранному в первый год обучения отражает его функциональную направленность и носит личностно-ориентированный культуросообразный характер и включает в себя:
языковой материал (фонетический, лексический, грамматический) и способы его употребления в разных сферах общения;
формирование речевых умений, определяющих уровень владения языком;
знания о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка.
Отбор содержания материала проводится с учётом необходимости и достаточности для достижения поставленной цели обучения, учитываются познавательные интересы учащихся в области страноведческой информации, а также опыт изучения знаний родного языка и родной культуры.
В целях развития общелингвистических навыков, а также формирования социокультурной компетенции учащихся, являющейся основой создания положительной мотивации изучения немецкого языка в факультативном курсе предусматривается использование следующих форм работы:
разучивание небольших стихов, песен, пословиц и поговорок, позволяющим учащимся глубже познать культуру и быт страны изучаемого языка;
работа с аутентичным материалом для формирования социокультурной компетенции учащихся;
изучение правил речевого этикета через реальные ситуации общения;
организация исследовательских творческих проектов по тематике общекультурных связей между Россией и Германией.
3. Рекомендации по использованию курса
Факультативный курс может использоваться в общеобразовательной школе для привлечения как можно большего количества учащихся к изучению немецкого языка.
В курсе используются учебники «Первые шаги» (учебник немецкого языка для 2, 3, 4 класса общеобразовательных учреждений) И.Л. Бим, Л.И. Рыжова. - М.: Просвещение, 2005-2008, «Шаги 1» (учебник немецкого языка для 5 класса общеобразовательных учреждений) И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2006.
Внеклассная работа по немецкому языку
Система внеклассной работы по немецкому языку включает в себя совокупность взаимосвязанных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединённых общими целями. С точки зрения системного подхода к формированию личности неправомерно искусственное разграничение целей учебного и воспитательного процессов, которые тесно переплетаются и могут быть сформулированы следующим образом:
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
расширение и углубление знаний учащихся в овладении иностранным языком и
культурой;
развитие личности ребёнка в плане самоопределения себя как носителя определённого языка и культуры.
1. Принципы построения внеклассной работы в школе
Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе строится на следующих принципах:
наличие практической связи с жизнью, а также опоры на личный опыт ребёнка, позволяющей ему более глубоко понимать предоставляемую информацию;
использование концепции «диалога культур» в обучении языку, формирующей у учащихся умение достойно представить родной язык и культуру в межкультурной коммуникации;
коммуникативная активность обеспечивает активное включение ребёнка в процесс общения на основе материала личностно-значимого для ребёнка;
учёт возрастных особенностей позволяет подобрать содержание внеклассной деятельности, соответствующей потребностям и интересам учащихся.
2. Содержание и формы организации внеклассной работы
Форма внеклассной работы
Цель
Содержание деятельности
1. Кружок немецкого языка
Целью работы кружка является стимулирование интереса учащихся к изучению языка, углубление их знаний в области иноязычной культуры
Содержание программы представлено в календарно-тематическом планировании
2. Неделя иностранного языка
Цель проведения недели – активизация полученных на уроке знаний, расширение кругозора учащихся в области культурных и языковых традиций
Цель – актуализация знаний, формирование творческих способностей, повышение интереса учащихся к изучению немецкого языка
- представление юмористических ситуаций из жизни немецких и русских школьников;
- исполнение шуточных немецких песен, а также шуточных песен на русском языке;
- разгадывание шарад, кроссвордов и т.д., позволяющие лучше узнать культуру страны изучаемого языка, а также культуру в сравнении с иноязычной
4. Мини-олимпиады
Цели – выявление творческих способностей, обеспечение условий для более глубокого изучения содержания обучения
Учащимся предлагаются задания: работа с текстом, умение написать письмо и т.д., позволяющие оценить уровень владения языком и знания страноведческого материала
5. Детский
массмедиа – центр
Цель работы – социализация и публикация результатов деятельности детей, информация о Германии
В задачи массмедиа-центра входит выпуск интеллект-карт, создание видеосюжетов и интервью о стране изучаемого языка, оформление выставок, стендов, объявлений
6. Секция переписки с зарубежными сверстниками
Цель – установление непосредственных контактов учащихся с носителями языка и возможность его практического использования
С помощью переписки учащиеся узнают о жизни сверстников в стране изучаемого языка, их привычках, интересах, получают другую, интересующую их информацию. Переписка с зарубежными сверстниками может вестись не только посредством писем, но и через электронную почту по Интернету. Следует также отметить, что через Интернет возможно установление контактов не только с отдельными носителями, но и с классами каких-либо немецких школ
Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы И. Л. Бим «Немецкий язык. Шаги 1»: учебник для 5 класса. Программа строится на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре. Основная цель обучения сформировать у учащихся способности, готовность и желание участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в дальнейшем овладении языком.
Обучение немецкому языку в данном классе определяется как начальный этап.
Базовый уровень предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями.
Аудирование.
Владение умением воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Говорение.
Диалогическая речь. Учащиеся должны вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию.
Объем диалогов - до 3 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь. Учащиеся должны кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения. Объем монологического высказывания - до 8-10 фраз.
Чтение.
Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся … классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письмо.
Овладение письменной речью предусматривает:
• знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их
употребления в речи;
• умение писать короткие письма (объемом до 30 слов,
включая адрес), выражать пожелания.
Языковой материал.
Порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях; употребление глагола-связки sein. Употребление имен собственных и прилагательных в качестве именной формы сказуемого. Употребление отрицания nicht. Спряжение глагола-связки sein. Употребление неопределенного, определенного и нулевого артиклей. Притяжательные местоимения mein, dein, unser. Спряжение сильных и слабых глаголов в настоящем времени. Повелительное наклонение Imperativ; образование и перевод на русский язык.
Требования к уровню подготовки после первого года обучения
В результате изучения немецкого языка ученик должен
знать/понимать
· алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
· основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
· особенности интонации основных типов предложений;
· название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
· имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;
Уметь понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность; участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, благодарность, приветствие); расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника; кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу; читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 с.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; списывать текст на немецком языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей; писать краткое письмо, анкету; использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для устного общения с носителями немецкого языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран; преодоления психологических барьеров в использовании немецкого языка как средства общения; ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на немецком языке; более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.
Данный базовый уровень, требуемый типовой программой, обеспечивает действующий учебно-методический комплект по немецкому языку для 5 класса под редакцией И. Л. Бим, включающий учебник И. Л. Бим, Л. М. Санниковой «Шаги 1»; аудиоприложение.; книгу для учителя И. Л. Бим.
Основное содержание первого года обучения немецкому языку
Предметное содержание речи
Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Времена года, погода. Любимое время года. классная комната. Школьные принадлежности. Страна/страны изучаемого языка (общие сведения: название, столица, крупные города), литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора (стихи,
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения -диалог этикетного характера- уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться ;
диалог-расспрос- уметь задавать вопросы: кто? что? когда? где? куда?; диалог-побуждение к действию- уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания – 5-6 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 5-6 фраз.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку). Время звучания текста для аудирования – до 1 минуты.
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание текстов, содержащих только изученный материал, а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя; места, где происходит действие). Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов – примерно 100 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец анкеты, короткого личного письма.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии (например, функции буквы h, e в качестве знаков долготы). Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и основных звукосочетаний немецкого языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных, твердый приступ, оглушение согласных в конце слога, слова, отсутствие палатализации согласных перед гласными переднего ряда. Ударение в слове, особенно в сложных словах, и в предложении. Интонация утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах запланированной тематики, единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования: аффиксация (например, суффиксы существительных: -chen (das Häuschen), -in (от существительных мужского рода с суффиксом
Содержание
Раздел, тема
Требования к уровню подготовки обучающихся
Образование количественных и порядковых числительных
Называть числительные, определять на слух, уметь записать цифрой и словом; называть дату; задавать вопрос и отвечать « сколько тебе лет? Называть буквы алфавита
Самостоятельная работа
Знание числительных, называние и графики букв
Описание человека и города
Понимать вопросительные предложения с вопросом «Wie? « отвечать, употребляя прилагательные
Правила чтения буквосочетаний tsch, ng, -ig, qu, sh, ph, pf
Правильно читать и записывать слова с этими буквосочетаниями
Таблица личных местоимений и употребление глагола-связки SEIN
Знать правило употребления, спряжения глагола-связки SEIN и личных местоимений
«Семья»
Знать правила употребления определенного и неопределенного артиклей, вести правильно записи в словарной тетради, притяжательные местоимения уметь употреблять вместо артикля, понимать содержание прочитанного по теме «семья « и говорить и писать по аналогии и по опоре о своей семье
Контрольная работа
Проверить уровень усвоения лексико-грамматического материала. Алфавит. Личные, притяжательные, указательные местоимения. Глагол SEIN. названия основных цветов, лексика речевого этикета
Профессии
Знать название некоторых профессий
Школьные принадлежности
Называть школьные принадлежности, употреблять глагол HABEN, понятие о винительном падеже, измените артикля муж.рода, отрицание KEIN
Что мы делаем в школе
Научиться употреблять глаголы действия в разных лицах и числах, знать особенности глаголов сильных
Погода. Времена года
Знать название времен года, месяцев
Повторение
Различать вопросительные, повествовательные, побудительные виды предложений, знать грамм. Правила, распознавать и употреблять лексику по изученным темам
Контрольная работа
Проверить уровень усвоения лексико-грамматического материала по темам Что мы делаем в школе, Погода, Информация о себе
Подведение итогов первого года обучения
Информационно-методическое обеспечение программы
УМК «Немецкий язык. Шаги» авторский коллектив п-р И.Л. Бим
Учебник «Немецкий язык. Шаг 1» И.Л. Бим М., Просвещение,2001г.
«Книга для учителя» И.Л. Бим Просвещение,2001г
Аудиоприложение к учебнику
Наглядные пособия: Географическая и административная карта Германии, грамматические таблицы, наглядность страноведческая.
Программы общеобразовательных учреждений, Немецкий язык как второй иностранный язык 5-7 классы» автор Н.Д. Гальскова М., Просвещение,2007г.
Календарно-тематическое планирование
№№ уроков
Наименование раздела, тема урока
Задачи раздела
Лексический материал
Грамматический
материал
Фонетика
Творческая мастерская
Вид деятельности
1-32
Вводный курс.
Воспитательные, образовательные и развивающие цели:
- приобщить учащихся к культуре страны изучаемого языка, расширять кругозор учащихся, обеспечить разностороннее развитие личности учащихся, повысить осознание своей собственной культуры
- обеспечить стимулирование речемыслительной и социальной активности учащихся
- развивать самостоятельность и творческий потенциал учащихся
- сформировать навыки основных видов речевой деятельности: 1) говорения в диалогической речи; 2) говорения в монологической речи; 3) аудирования; 4) чтения; 5) письма
Практические задачи:
- познакомить со значением и целями обучения иностранному языку в школе
- познакомить со странами, где говорят на немецком языке
- научить приветствовать друг друга, знакомиться и представлять себя
- познакомить с графикой и правилами чтения немецких букв и буквосочетаний
- учить употреблять лексику речевого этикета
- учить технике чтения и письма
- способствовать овладению самыми начальными навыками и умениями устной речи (аудирования и говорения)
- развивать первичные навыки грамматического оформления речи
- сформировать определённый словарный запас и коммуникативные умения в самых исходных ситуациях общения («Знакомство», «Представление других при знакомстве», «Встреча», «Сообщение сведений о себе»)
- научить утверждать, используя повествовательные предложения
- научить выражать сомнение по поводу чего-либо
- научить уточнять (с помощью вопросов без вопросительного слова)
- научить возражать
- научить запрашивать информацию, используя вопросительные предложения с вопросительными словами Wer? Was? Wie? и др.