Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка.
Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка.
1) Урок- зеркало общей педагогической культуры учителя и мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. на уроке, хотя внеурочная деятельность занимает при этом значительное вре К. Д.Ушинский.
Урок – это традиционная форма обучения. Но его можно разнообразить применением нетрадиционных приёмов и форм обучения. Мне близка, так сказать, нетрадиционная методика, т.к. она отрицает авторитарность преподавания, помогает учить детей в общении, в сотрудничестве. Урок – личное произведение каждого учителя. Я иногда вношу изменения в план в зависимости от языкового багажа и способностей учащихся. Я начала работу над созданием и использованием своих собственных научно-методических разработок, таких как: зачётная система на уроках немецкого языка, сборник тестов по грамматике и страноведению, контрольные работы по немецкому языку, сборник сказок по грамматике немецкого языка. В своей деятельности я использую активные формы учебной работы. Раз уж мы начинаем преподавать немецкий язык в 5 классе то необходимо давать его концентрированно, чтобы за 5 лет изложить всё, что предписывает программа средней школы. Лучше научить детей языку пока они горят желанием овладеть им, чем потом навязывать его и мучиться в поисках путей повышения интереса к предмету. Ведь недаром говорят «куй железо пока горячо». Практика показывает, что учащиеся, даже успешно окончившие курс обучения иностранному языку, испытывают большие затруднения, если им приходится принимать участие в реальной спонтанной беседе на этом языке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка.»
Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка
План
1) Введение.
2) Понятие о методах, приемах, средствах и формах обучения.
3) Урок – как основное организованное звено процесса обучения.
4) Методы, применяемые на уроке немецкого языка.
5) Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка.
6) Заключение.
1) Урок- зеркало общей педагогической культуры учителя и мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. на уроке, хотя внеурочная деятельность занимает при этом значительное вре К. Д.Ушинский.
Урок – это традиционная форма обучения. Но его можно разнообразить применением нетрадиционных приёмов и форм обучения. Мне близка, так сказать, нетрадиционная методика, т.к. она отрицает авторитарность преподавания, помогает учить детей в общении, в сотрудничестве. Урок – личное произведение каждого учителя. Я иногда вношу изменения в план в зависимости от языкового багажа и способностей учащихся. Я начала работу над созданием и использованием своих собственных научно-методических разработок, таких как: зачётная система на уроках немецкого языка, сборник тестов по грамматике и страноведению, контрольные работы по немецкому языку, сборник сказок по грамматике немецкого языка. В своей деятельности я использую активные формы учебной работы. Раз уж мы начинаем преподавать немецкий язык в 5 классе то необходимо давать его концентрированно, чтобы за 5 лет изложить всё, что предписывает программа средней школы. Лучше научить детей языку пока они горят желанием овладеть им, чем потом навязывать его и мучиться в поисках путей повышения интереса к предмету. Ведь недаром говорят «куй железо пока горячо». Практика показывает, что учащиеся, даже успешно окончившие курс обучения иностранному языку, испытывают большие затруднения, если им приходится принимать участие в реальной спонтанной беседе на этом языке. Именно поэтому одной из главных задач я считаю научить учащихся речевому общению на немецком языке, используя для этого различные приёмы, средства и формы обучения. 2) Методы обучения – это способы взаимосвязи деятельности педагога и школьников по реализации намеченных целей обучения. К методам относятся приёмы и средства. В методике обучения иностранным языкам выделяются 8 методов взаимодействия учителя и учащихся. 1) Ознакомление с материалом; наглядно-чувственное, коммуникативно-ориентированное ознакомление. 2) Активное, коммуникативно-ориентированное, по возможности проблемно-организуемое осмысление. Для более глубокого осознания и осмысления существующих признаков грамматического, лексического явления, текста важно чтобы они были результатом активных, самостоятельных действий учащихся. Для этого учителю необходимо по возможности ситуативно и проблемно осуществлять объяснение, организовывать самостоятельный поиск этих признаков учащимися. 3) Коммуникативно-направленная тренировка продуктивного плана, а иначе – говорения и письма. 4) Коммуникативно-направленная тренировка рецептивного плана, а иначе аудирования и чтения. Необходимо свести до минимума механическое повторение, а действия по аналогии должны быть мотивированными, сменяться действиями преобразования, комбинирования при увеличении удельного веса самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо чтобы у ученика действительно появилось желание что-то узнать, сообщить, представить себя на месте другого лица, соответственно строя своё речевое поведение. 5) Коммуникативно-мотивированное применение говорения и письма. 6) Коммуникативно-мотивированное применение аудирования и чтения. 7) Организация адекватного контроля речевых действий продуктивного плана, включающего коррекцию и оценку в целях развития сознательного самоконтроля (самооценки, коррекции при порождении речи). 8) Организация адекватного контроля речевых действий рецептивного плана, включающего коррекцию и оценку в целях развития сознательного самоконтроля при восприятии речи. Выделенные методы отражают взаимодействие учителя и учащихся, которое чётко прослеживается в каждом методе: учитель или при самостоятельной работе ученик организует комплекс определённых, целенаправленных действий. Эти методы направлены на развитие всех основных сфер деятельности учащегося; а т. ж. на развитие таких важных психических процессов как восприятие, внимание, мышление, память, чувства и эмоции. В методике преподавания иностранного языка различают основные и вспомогательные средства обучения. К основным в первую очередь относится программа и учебник. В новый УМК по немецкому языку входит помимо учебника набор кассет, наглядных пособий, картинки по темам, кинофильмы, книга для чтения, книга для учителя и рабочая тетрадь. Цель новой серии УМК – это обеспечение достижения учащимися государственного стандарта в овладении немецким языком, который был бы минимально коммуникативно-достаточным для непосредственного и опосредованного общения на этом языке. Базовый курс рассчитан на 5 лет обучения (5-9 классы) и должен обеспечить в итоге развитие у школьников коммуникативной компетенции в немецком языке, т. е. способность и готовность практически использовать приобретённые ими речевые навыки и умения, языковые и страноведческие знания как в непосредственном общении с носителями языка, так и в опосредованном. В базовом курсе ученик в итоге, как правило, не достигает одинаково высокого уровня в развитии всех видов деятельности: говорения, чтения, письма, и аудирования. Учебник это основное пособие для ученика, где он находит: 1) языковой, методически организованный материал 2) необходимые упражнения для овладения материалом 3) пояснения: грамматический справочник, словарь, сноски К средствам обучения относят также видеоматериал, схемы, муляжи, дидактические материалы и игры. Приёмы – это конкретное содержание действий с учебным материалом. Они могут сильно отличаться в зависимости от направления и системы обучения этому предмету в школе, поскольку их конкретное содержание, их выбор определяется принципами, лежащими в основе обучения иностранным языкам, в рамках той системы, по которой идёт обучение. К частно-методическим приёмам относят следующие: 1группа – приемы, направленные на ситуативное предъявление единиц материала и способов действий с ними (многократное произношение, показ речевого образца, запрос информации, семантизация слова путём перевода). 2 группа – приемы, направленные на объяснение, выделение существенных признаков явлений, на стимулирование познавательной активности учащихся, на организацию поисков закономерностей самими учащимися. 3 группа приёмов направлена на организацию тренировки, на создание условно коммуникативной ситуации побуждающей к восприятию образца действия, в том числе от лица какого- либо персонажа в условиях ролевой игры, побуждение к варьированию и комбинированию речевых образцов. 4 группа – приёмы направлены на организацию общения и формирование коммуникативной мотивации, создание коммуникативных ситуаций с помощью разного рода стимулов, описание ситуации общения и постановка коммуникативной задачи с привлечением наглядности. 5 группа – приёмы контроля: фронтальное тестирование с помощью разного вида теста, организация само- и взаимоконтроля с помощью карточек с ключами и опорами, различные игровые формы проверки. Находясь в такой связи приёмы учения, реализуются в процессе выполнения упражнений. В каждом упражнении как бы закодированы конкретные действия учащихся. Учитель, ставя задачу, актуализирует их и управляет ходом выполнения. Традиционной формой обучения иностранному языку является урок. 3) Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Урок, будучи самостоятельной единицей учебно-воспитательного процесса, является звеном в цепи уроков, где решаются, наряду с тактическими задачами, задачи стратегического плана. Урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым. Как часть учебного процесса он позволяет решать промежуточные задачи; в этом смысле каждый отдельно взятый урок находится в горизонтальном ряду других уроков. Конкретные задачи каждого урока вытекают из задач, решаемых на предыдущем уроке с прицелом на последующий. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной и образовательной целей через решение конкретных задач. Н.п. - тренировать учащихся в употреблении новой лексики - учить воспринимать на слух диалогический текст - систематизировать знания о … - учить читать и составлять план прочитанного текста - учить выражать свое мнение, используя заданные выражения - учить читать текст с опорой на догадку и т. д. Задачи определяет сам учитель. Их не всегда можно конкретно сформулировать к каждому уроку, так как они зависят от группы, класса; то уровня обученности и воспитанности класса; от событий, происходящих в данное время в классе, городе, стране; от личности самого учителя, его интеллигентности, изобретательности, находчивости и чувства юмора, коммуникабельности, наконец, от стимулов идущих от самого материала. В этом смысле большой потенциал содержится в текстах о великих людях, о значительных исторических событиях, о сохранении природы и т.д. Учителю не следует допускать монотонности. Важно вести урок в разных регистрах, применяя нетрадиционные методы и формы обучения. Они во многом имеют для учащихся интеллектуальный смысл и освобождают учебно-воспитательный процесс от монотонности. В этом случае учащиеся будут уходить с урока с ощущением прогресса в усвоении языка и с достаточным запасом положительных эмоций, что важно для дальнейшего учения В работе была сделана попытка, показать урок иностранного языка местом организованного, целенаправленного общения, подкрепляемого всё новым языковым материалом, несущим в самом себе определенный заряд мотивации. 4) 1) На первых уроках я применяю метод интенсивного обучения иностранному языку (приветствие, знакомство, визитные карточки, заполнение анкеты, диалоги расспросы, приглашение на прогулку, день рождения, пальчиковые театры и т.д. 2) Ролевые игры – разыгрывание диалогов и мини-полилогов (3-4 участника) Сюда входят также инсценировки сказок(6кл), художественных произведений (11кл), стихотворений и поэм (8-9кл). 3) Метод литературного перевода стихотворений немецких авторов на русский язык (8-9кл). 4) Ученик в роли учителя. Самому способному ученику класса даётся задание подготовить и провести отдельный этап урока, на пример речевую разминку или проверку домашнего задания (на всех этапах обучения). 5) Метод Кобленца. – Обучение активной устной речи. Кобленц считал, что текст сковывает инициативу учащегося. Учитель должен дать набор конструкций и определённый лексический материал. Подставляя в данную конструкцию слова и словосочетания можно получить большое количество вариантов, прогнать страх и развить умение комбинировать изученный лексический материал, чтобы выразить что-то своё. 6) Метод проектов. Подавляющая часть проектов начинается и заканчивается мя. Любой такой проект обретает совершенно иные краски, если в процессе работы над ним используются материалы дополнительной литературы, газетных и журнальных статей, практических знаний и примеры из жизни. Часто проект становится междисциплинарным, затрагивая знания по истории, географии, физике, истории искусств и других. Проектная методика обучения находит всё более распространение в обучении иностранному языку. Работа над проектом предполагает несколько этапов. 1. Планирование 2. Представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации. 3. Согласование и коррекция проекта совместно с учителем. 4. Выполнение работы. 5. Защита проекта. Собранный материал можно использовать для стенной газеты, альбома, устного журнала. 7) Метод тестирования и анкетирования. 5) В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения урока: 1. Устный журнал 2. Экскурсия 8. Читательская конференция 3. Уроки-праздники 9. КВН, викторины, конкурсы 4. Беседа 10. Телемост 5. Заочное путешествие 11. Работа с газетой 6. Урок защиты профессии 12. Защита проектов 7. Диспут 13. Урок- путешествие 14. Аукцион знаний Целью урока – путешествия является вымышленное место, ситуация, а целью заочного путешествия – вполне реальное место: город или страна. v Читательская конференция. Такая форма работы известна довольно давно. Она используется с целью подведения итогов в изучении какой-то области знания или социальных проблем. Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно-исследовательские или научно-практические конференции, в ходе которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учиться публично выступать, доказывать жизнеспособность своих теорий и гипотез. Конференции помогают школьникам развивать коммуникативные умения: логически выстраивать своё выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой ведения научного спора. Читательская конференция используется довольно редко. И педагоги-предметники, говоря об учебных достижениях учащихся, часто жалуются на то, что ученики не умеют и не хотят читать. К сожалению, этому способствует и научно-технический прогресс. Слушание музыки, компьютерные игры, многочасовое сидение у телевизора - всё это приводит к тому, что чтение книг становится скучным и неинтересным. Основная цель читательских конференций - развитие интереса у учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений, традиций и обычаев чтения. Читательские конференции должны способствовать развитию кругозора учащихся, познавательного интереса. Методика подготовки к читательской конференции 1) Определение темы читательской конференции 2) Согласование сроков проведения с будущими участниками (ученики, библиотекарь, педагоги и т.д.) 3) Определение вопросов, которые будут обсуждаться 4) Просмотр художественной литературы, фильмов 5) Поиск необходим материалов в библиотеке, работа с документами, периодической печатью, библиографией. 6) Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учётом интересов и желаний 7) Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов 8) Проведение конференции 9) Обсуждение результатов. Урок подобной формы рекомендуется проводить на старшей ступени обучения (10-11кл). v Работа с газетой. По моим наблюдениям молодые люди школьного возраста в настоящее время мало читают газет на русском языке, не говоря уже о газетах, написанных на немецком языке. Задача учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся, привлечь к чтению газетных статей, что расширит их кругозор и принесёт практическую пользу в овладении иностранным языком. Известно, что любой предмет школьной программы учащиеся усваивают намного лучше, если содержание материала удаётся связать с актуальной действительностью. Такую возможность по отношению к немецкому языку, как к учебной дисциплине даёт газета. Читатели немецких газет получают интересную информацию из области политики, медицины, экологии, истории, культуры, искусства, спорта и т.д. Газета проводит так же всевозможные тесты, конкурсы, даёт полезные советы. В своей работе я использую газету «Rundschau», т.е. « Обозрение». Объём знаний у учащихся, которые читают газетные статьи на немецком языке, значительно больше, знания становятся более прочными, расширяется словарный запас, учащиеся получают более широкую информацию о стране изучаемого языка, культуре, нравах и обычаях немецкого народа. Работу с газетой начинают уже с 6 класса. В учебнике нем. Языка для 6 класса авторов Бим, Санниковой и Садомовой в конце каждой темы есть страноведческий блок « Deutsch lernen – Land und Leute kennenlernen». Я подбираю из газеты интересные статьи, не очень сложные и не большие по объёму. Для снятия трудностей выписываю с переводом незнакомые слова. Для подготовки к уроку часто обращаюсь к рубрике «Deutsch für Sie». Некоторые темы беру без сокращений и даю учащимся под запись на пример такие темы как склонение имён существительных и прилагательных, спряжение глаголов по временам, употребление инфинитива с частицей zu и без, и т.д. После теоретического материала даются упражнения на закрепление грамматики, которыми очень беден учебник. v Защита проектов. Подробно метод проектов был изложен в предыдущем параграфе. Урок является формой презентации своего проекта и его защиты. Ученику даётся несколько минут, чтобы представить остальным участникам свою работу: реферат, модели и макеты, сочинения, рисунки и прочее. Ему необходимо кратко изложить суть своей работы, её страноведческую и языковую ценность. Оценивается проект по следующим критериям: Ø Структурная организация Ø Содержание Ø Форма изложения Ø Языковые требования Ø Эстетическое оформление Ø Языковая, страноведческая, познавательная ценность Ø Актуальность Следующей формой является урок-путешествие. v Урок-путешествие в полной мере реализует себя только при наличии большого количества наглядности, а т.ж. использования ТСО: аудио и видео информации. Это необходимо, чтобы достаточно полно передать атмосферу выбранной цели путешествия. Для урока нужно подобрать как можно больше рисунков и фотографий достопримечательностей, сделанных желательно с разных ракурсов; аудио и видео информация должна быть учащимся понятна (хотя бы на 50%), чтобы у школьника не пропал к ней интерес как к непонимаемой. Необходимо создать определённый настрой в классе (оформить его в виде автобуса, самолёта и т.д.), а т.ж. создать музыкальное сопровождение. На уроке дети не должны быть пассивными слушателями. Они должны заранее подготовить некий материал, выучить его, чтобы на момент путешествия уже владеть некими знаниями о городе или стране. Входе урока ученики должны делать краткие записи об увиденном и услышанном, задавать вопросы, делиться друг с другом известными фактами, формулировать своё мнение и отношение, выказывать восхищение. При такой форме урока большая роль отводится учителю. Его речь, движения, мимика должны быть очень выразительны, чтобы дети поверили в реальность путешествия, воспринимали информацию не как абстрактную, необходимую для зазубривания, а как факт реальной действительности, который имеет место быть в стране изучаемого языка. v Аукцион знаний – урок проводится в форме деловой игры. Эта форма предпочтительна для контрольного урока. Распорядителем аукциона является учитель. Он «покупает» знания учащихся и платит за них определённую валюту. В задачу учеников входит «продать» как можно больше знаний и набрать максимальное количество валюты, чтобы её хватило на покупку 5 или 4. Эта форма урока позволяет разнообразить и скрасить контроль знаний и умений школьников по пройденной теме, а т.ж. у школьников формируются специальные умения: вести торги, отстаивать свою точку зрения, деловая и творческая активность и др. Проведение аукциона требует тщательной предварительной подготовки со стороны учителя. Ему нужно заранее продумать задания, подготовить раздаточный материал, музыкальное сопровождение, разработать систему объективного оценивания знаний. Проведение урока может включать в себя разные формы (викторины, конкурсы, отгадывание кроссвордов) и режимы (индивидуальный, групповой, фронтальный) работы, т.е. даёт почву для применения фантазии.