Просмотр содержимого документа
«Проект "Братья Гримм"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра развития образования
Практико-значимая работа по теме
«Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО»
Выполнил:
Ершова Наталья Николаевна,
учитель немецкого языка
МБОУ «Гимназия №1» г. Мытищи
Научный руководитель:
Виноградова Елена Владимировна
Мытищи, 2016
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе.
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, глубинным понятием обучения.
Перед учителем встала задача успешной реализации новых стандартов в образовательном процессе. В рамках ФГОС ООО осуществляется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование личности, готовой к жизни в современном мире. Согласно новым стандартам учитель мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений, корректирует его действия, участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика.
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. В связи с тем, что ФГОС ООО требует от нас новых образовательных результатов, при обучении иностранному языку (в частности, немецкому), я использую личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит обучение в сотрудничестве и метод проектов. Это в определенной степени позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению немецкого языка, дать возможность учиться с увлечением и раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка. Применяя эту методику в обучении, я руководствуюсь методическими рекомендациями доктора педагогических наук, исследователя в области современных технологий обучения учащихся С. Е. Полат.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектная работа и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира, что обусловлено следующими причинами: - необходимостью не столько передавать учащимся сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальностью приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника);
- актуальностью широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимостью для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения.
Содержание метода проекта раскрывается через его принципы. К важнейшим из них относятся:
связь идеи проекта с реальной жизнью;
интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;
ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
самоорганизация и ответственность участников проекта;
нацеленность на создание конкретного продукта;
монопредметный и межпредметный характер проектов;
временная и структурная завершенность проекта
Для успешной работы необходимо соблюдать не только принципы, но и этапы работы над проектом.
Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:
Планирование учителем проекта в рамках тем программы.
Выдвижение идеи учителем на уроке.
Обсуждение идеи обучающимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.
Организация работы:
Формирование микрогрупп.
Распределение задания в микрогруппах.
Практическая деятельность обучающихся в рамках проекта.
Завершающий этап:
Промежуточный контроль (при длительном проекте)
Обсуждение способов оформления проекта
Презентация результатов проекта всей группе
Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок. Оценки следует выставлять за проект в целом:
- за лингвистическую правильность,
- за многоплановость характера проекта,
- за уровень проявленного творчества,
- за четкость презентации.
Изложу свой опыт использования проектного метода в обучении и воспитании учащихся на уроках немецкого языка.
Проект «MaerchenbruederJakobundWilhelmGrimm» («Братья-сказочники Якоб и Вильгельм Гримм»)
Проект для внеклассной работы старших классов при прохождении темы: «Великие люди Германии». О жизни и творчестве немецких филологов-братьев Гримм, известных во всем мире как великие сказочники, с привлечением учащихся 5-х классов к постановке сказки «Золотой гусь».
Цели проекта:
Ознакомление учащихся с творчеством братьев Гримм, с их вкладом в национальную культуру Германии и в мировую культуру, приобретение новых знаний;
Формирование умений и навыков подготовленной монологической речи;
Использование справочной литературы на бумажных и электронных носителях;
Представление собранной информации в виде реферата, таблицы, плаката, рисунка.
Развитие познавательной и творческой активности учащихся;
Тип проекта: информационно-поисковый страноведческий
Класс: 10, 11, 5 Уровень: базовый и базовый продвинутый.
Продолжительность: 4 урока, презентация 60 минут.
Проектное задание:
Соберите информацию о жизни и творчестве братьев Гримм (в библиотеке, в Интернет сети и в периодической печати.)
Сделайте доклады о жизни и творчестве братьев Гримм, сообщение о «Дороге немецких сказок».
Сделайте стенд «Важные даты из жизни братьев Гримм»
Сделайте схему «Дорога немецких сказок»
Составьте викторину по имеющейся информации.
Проиллюстрируйте отрывки из сказок братьев Гримм и организуйте выставку рисунков.
Подготовьте инсценировку «Золотой гусь».
Ход проекта:
I.Подготовительный этап.
1.Вступительная беседа c учащимися о великих людях Германии, о братьях Гримм, с целью определить уровень знаний о творчестве сказочников. Инициирование учителем идеи проекта, обсуждения.
2. Выбор формы документирования результатов проекта (сообщения, рефераты, страница устного журнала, постановка сказки, рисунки) и формы презентации: литературная гостиная.
II.Основной этап.
Обсуждение сроков и последовательности выполнения проекта.
Распределение заданий между группами учащихся и индивидуально.
Самостоятельное планирование работы учащихся над заданием и их выполнением.
Консультирование и координация деятельности
Совместное составление викторины для гостей-учащихся других классов.
Заключительный этап.
Презентация подготовленных учащимися материалов.
Пробное представление всего проекта.
Презентация проекта в литературной гостиной.
Подведение итогов проекта и награждение лучших знатоков творчества братьев Гримм из учащихся – гостей.
В процессе сбора материала по теме проекта учащимся приходится сталкиваться с аутентичными материалами, что в данное время стало возможным не только благодаря наличию большого количества аутентичных учебных материалов, но и возможностью доступа к сети Интернет. Такие материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал. Кроме того работа над проектами углубляет и расширяет знания обучающихся о культуре, быте, обычаях, этике страны изучаемого языка. Таким образом, происходит развитие лингвострановедческой компетенции. Проектная работа предусматривает не только сбор информации о стране изучаемого языка. Необходимым компонентом являются также анкетирование, сбор информации, опрос и исследование, проводимые в родной стране, в родной социокультурной действительности с возможным последующим сравнением двух культур. Поэтому можно говорить о развитии межкультурной компетенции обучающихся в процессе выполнения проектной работы.
При выполнении проектной работы учащимся приходится много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный. В процессе презентации проектной работы предусмотрены дискуссии по теме, дополнительные вопросы, т.е. тут можно говорить о практически неподготовленной диалогической и монологической речи. Это может происходить благодаря тому, что, во-первых, проект делается в группе и учащийся чувствует поддержку группы без вмешательства преподавателя; во –вторых , тем, что РД учащегося приобретает внутренний мотивированный характер, т.к. общение происходит по актуальной для него проблематике на основе собранной им информации, фактов и дополнительных материалов.
Проведенные ранее проектные работы с обучающимися показали, что , если в процессе обучения ИЯ использовать, помимо традиционных форм, также и проектную работу, то, во-первых, повышается мотивация к изучению ИЯ, во-вторых, расширяется словарный запас учащихся и повышается общий уровень владения ИЯ, и, в-третьих, развивается лингвострановедческая и межкультурная компетенция обучающихся.
На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование этого метода реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта. Ведь главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний, так как «Образование – это не цель, а средство развития личности». Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формирует творческие способности, т.е. идет непрерывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
Список литературы:
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе.-2000-№2-3.
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// Иностранные языки в школе-2000№1
Прохорец Е. К., Плеханова М.В., Хмелидзе И.Н. Основы проектной работы на занятиях по немецкому языку в техническом вузе:Учебное пособие-М;Изд-во МПУ, 2007.-112с
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход-основная стратегия обновления школы//Иностранные языки в школе-2006. -№2-с.11-15
Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования//Иностранные языки в школе -2011. с. 8-10.