Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук а.
мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук я.
3.БУКВЫ, которые обозначают два звука.
Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
стоят в начале слова или слога, например: ёлка – ё - обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – ю - обозначает два звука, так как стоит после Ь.
Буква Е обозначает звуки [Й'] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й'] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й'] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й'] [А].
4.СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш].
Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].
5.СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.
Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
6.ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.
К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].
7.СЛОГИ.
В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на
– в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.
8.ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.
*Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.
*Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например:паль-чик, подъ-езд.
*Если в словах есть Й, то при переносе Й не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
* В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: кас-са, ван-на.
*Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.
9. УДАРЕНИЕ.
Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.
Например: мяч, руль, ёлка, метёт
10.ОРФОГРАММА ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.
Имена собственные.
С большой буквы всегда пишутся:
Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин.
Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Украина, город Донецк, Чёрное море, река Днепр, озеро Синевир, деревня Вишенка.
Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.
Начало нового предложения.
11.ОРФОГРАММА ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И,
ча-ща пиши с буквой А,
чу-щу – с буквой У.
12.ОРФОГРАММА ЧН, ЧК.
Буквосочетания ЧН, ЧКпишутся без мягкого знака: точка, печник.
13. ОРФОГРАММА ЦИ.
Под ударением пиши ЦИ с буквой И, ЦЕ с буквой Е.
Исключения: Цыган на цыпочки привстал и он цыпленку цыц сказал.
14.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.
Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я . Например: листья, вьюга, ручьи.
Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: разодетый, разудалый.
15.ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ
Чтобы правильно написать парные согласные звуки на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или непарный звонкий согласный.
Памятка из учебника:
1. Если слово обозначает один предмет, назови слово, обозначающее много таких предметов: один сапог - сапоги
2. Если слово обозначает много предметов, назови слово, обозначающее один такой предмет: много ног - нога.
По русскому языку во втором классе пройден следующий материал:
1. Научились определять вид предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные). Строить предложения определенного вида.
2. Научились определять вид предложения по интонации (восклицательные и невосклицательные). Строить предложения определенного вида.
Предложения по интонации
восклицательные невосклицательные
Мне подарили щенка! Мне подарили щенка.
3. Научились находить основу предложения (подчеркивать основу - главное слово-название, слово-действие).
сущ. глаг.
Мальчики катались на велосипеде.
4. Научились выделять у слов окончания.
Есть стул
Нет стула
Дам стулу
Любуюсь стулом
5. Научились выполнять разбор словосочетания.
Красивый цветок. Читал книгу.
6. Научились выделять у слов основы.
Умной
7. Научились определять у слов род (женский род, мужской род, средний род).
Цветок (м.р.), книга (ж.р.), окно (ср.р.)
8. Научились определять начальную форму слова.
Читать (что делать?) - н.ф.
Железный (какой?) - н.ф.
Тетрадь (ед.ч.) - н.ф.
9. Научились писать письмо (учитывая все правила написания текста такого характера).
10. Научились выделять у слов корень.
Книжечка
11. Научились подбирать родственные слова.
Книга - книжечка - книжный
12. Познакомились с основными правилами написания изложения.
13. Научились определять тему и основную мысль текста.
Тема - это о то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста - это то, чему хотел научить нас автор.
14. Познакомились с понятиями "омонимы", "синонимы". Научились приводить примеры синонимов и омонимов.
Омонимы - одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова. (Лук-лук)
Синонимы - слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение (например, огонь — пламя, трудный — тяжелый)
15. Научились определять какие звуки чередуются в корнях слов.
Черника - черничный, книга - книжный.
16. Овладели правилом написания слов с безударной гласной в корне слова.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, в котором проверяемый безударный гласный станет ударным.
Например: Сосна - сосны.
18. Овладели правилом написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова.
Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й).
Например: Снег - снега, берёзка - берёза.
19. Овладели правилом написание слов-названий предметов мужского рода и женского рода с основами на шипящий звук.
После шипящих Ж, Ш, Щ, Ч на конце слов
*пишется мягкий знак: ж.р. и в словах-действиях (глаголах).
*не пишется мягкий знак: м.р.
Например: мяч (м.р.), дочь (ж.р.), стеречь (глагол).
20. Познакомились с понятием "суффикс", научились выделять его в словах.
Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Познакомились с суффиксами: ёк, ок, ик, их, к, н, онт, ич, очк, ниц, щиц, иц, ник, щик, инг, шик, ушк, лив, ть, а, е, и, я, у, о.
Например, читать .
21. Познакомились с понятием "приставка", научились выделять её в словах.
Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Познакомились с приставками: за, до, про, у, вы, по, рас, об, пере, под, в, с.
Например, поехать.
22. Научились писать ЧАСТИЦУ НЕ со словами-действиями (глаголами).
Не с глаголами пишется раздельно.
Например: не читал, не гуляет.
23. Научились находить и сами составлять сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Например: пароварка
24. Научились правильно употреблять приставки на-, о- в словах "надеть", "одеть".
Надеть можно что-то (брюки, платье).
Одеть можно кого-то (братика).
25. Научились применять правило написания разделительных ь и ъ знаков.
Например: въехать, льёт.
26. Научились применять правило написания слов с непроизносимым согласным звуком.
Например: солнце - солнышко.
27. Научились работать с Толковым словарем, со словарем "Пиши правильно", со словарем "Произноси правильно", со словарем Происхождения слов, с Обратным словарем.
28. Словарные слова: ученик, ученик, учёный, портфель, завод, работа, лопата, воробей, сорока, ворона, билет, берёза, ребята, облако, корова, молоко, арбуз, до свидания, девочка, морковь, Москва, спасибо, собака, тетрадь, хорошо, здравствуй, иней, посуда, директор, Россия, ягода, класс, город, мороз, капуста, фамилия, язык, заяц, машина, сирень, суббота, медведь, народ, деревня, товарищ, одежда, урожай, весело, русский, газета, пожалуйста.