В качестве подготовки учащихся к итоговому тестированию по литературному чтению по окончанию начальной школы очень полезно выполнять различные проверочные работы в тестовой форме по литературному чтению начиная с первого класса.Очень часто в таких работах встречаются задания, направленные на выявление уровня усвоения у обучающегося составных частей сказки. Одной из характерных частей русской народной сказки является присказка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Присказки в русских народных сказках. »
Присказки
Сказка от начала начинается, до конца читается, середке не перебивается. Чур, мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет). На море океане, на острове Буяне. Это присказка - не сказка, сказка будет впереди. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве. Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком. Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей. Огнем дышит, полымем пышет. Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает. С молодецкого посвисту пыль столбом. Конь копытом бьет, удила грызет. Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет. Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды. Конь бежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей). По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре. Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами. Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась. Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди! Стань передо мной, как лист перед травой! Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост. Ни словами (ни в сказке) сказать, ни пером описать. Из сказки (из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Полетела птица синица за тридевять земель, за си: море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство. Берега кисельные, реки сытовые (молочные). На поле-поляне, на высоком кургане. В чистом поле, в широком раздолье, за темны лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, крутыми берегами. Под светлым месяцем, под белыми облаками, и частыми звездами и пр. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь. На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел горюч камень алатырь. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. Не сизый орел, не ясный сокол подымается... Не лебедь белая (серая) выплывала... Не белы снеги в чистом поле забелелись... | Не черны леса дремучие чернеются... Что не пыль-поле подымается... Не туман сизый с раздолу под мается... Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Вправо поедешь (по раздорожью) — коня потеряешь; влево поедешь самому живу не быть. Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является. За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные. Чудо-юдо, мосальская губа. Мертвой и живой воды добыть. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало. Стали жить поживать, и теперь живут, хлеб жуют. Стали жить поживать, ума наживать, а лиха избывать. Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в не попало, на душе пьяно и сытно стало. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка. Жил-был царь овес, он все сказки унес. Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, а в рот не попало. Стал по-старому поживать, лиха не знать. Подали белужины - остался не ужинавши. Стал жить да бывать, хлеб жевать. Когда насыплет (доскачет, доживет), тогда и дальше скажу, а пока мочи нет. На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать! Я там обедал. мед пил, а уж какая была капуста - ино теперь в роте пусто. Вот вам и сказка, а мне бубликов связка.
Начало формы
Журавль и цапля
Русская народная сказка
Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала...
Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.
Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.
- Дай пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль, - тяп-тяп! - семь верст болото месил.
Приходит и говорит:
- Дома ли цапля?
- Дома.
- Выдь за меня замуж!
- Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:
"Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля".
Приходит к журавлю и говорит:
- Журавль, возьми меня замуж!
- Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:
"Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно".
Приходит и говорит:
- Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
- Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду".
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.