Тема :Русская народная сказка «Белая уточка»
- В мире много сказок грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди, Башмачок хрустальный, помоги в пути!
Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге настоящий друг. Пусть герои сказок дарям нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло.
Кто догадался о теме урока? |
- Прочитайте пословицу: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».
- Как вы понимаете данную пословицу? - Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? - Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». . Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке?
|
- Давайте прочитаем сказку
- Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)
- Понравилась ли вам сказка?
|
- Смысл каких слов и выражений был непонятен вам?
ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять. НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась. |
- С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте.
- Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)
- Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения. (Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)
- Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.
- Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло? - В народе говорят: «Дети и радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое) |
Вернёмся к сказке. - Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым) - Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок).
- Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала) Прочитайте выразительно. - Кто помог уточке в горе? (князь) - С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок. - Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.
- Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Сказка о непослушании? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать) |
- К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная) - Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события) - Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья - ведьма) - Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.
|
- В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». - Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? - Что нового для себя сегодня узнали? |
- Оказывается много лет назад жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок. Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью. Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом. |
Дома: Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку. Принести былину «Про прекрасную Василису Микулишну» |
Русская народная сказка «Белая уточка»
Один князь женился на прекрасной княжне и не успел ещё на неё наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел её наслушаться, а уж надо им расставаться, — надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть. Много плакала княгиня, много князь её уговаривал, наказывал не покидать высокого терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не водиться, плохих речей не слушаться. Княгиня обещала всё исполнить. Князь уехал, она заперлась в своём покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось, такая простая, сердечная!
— Что, — говорит, — ты скучаешь? Хотя бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску развеяла, голову освежила.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда, и пошла. В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студёная — так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
— Нет, нет, не хочу! — а там подумала: «Ведь искупаться не беда!»
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила её по спине.
— Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой. Ведьма тотчас нарядилась в её платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал её.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек — двух хороших, а третьего заморышка. И деточки её вышли — ребяточки. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, золотую рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
— Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать.
Дети не слушали: нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше-дальше — и забрались на княжий двор. Ведьма чутьём их узнала, зубами заскрипела.
Вот она позвала деточек, накормила, напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи. Легли два братца и заснули, а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить — заморышек- то и не спит, всё слышит, всё видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
— Спите вы, детки, или нет?
Заморышек отвечает:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати, огни кладут калиновые, котлы висят кипучие, ножи точат булатные!
— Не спят!
Ведьма ушла, походила, походила, опять под дверь:
— Спите, детки, или нет?
Заморышек опять говорит то же:
— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати, огни кладут калиновые, котлы висят кипучие, ножи точат булатные!
«Что ж это всё один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь и видит: оба брата спят крепким сном. Тотчас обвела их мёртвой рукой — и они померли.
Поутру белая уточка зовёт деток; детки не идут. Зачуяло её сердце, встрепенулась
она и полетела на княжий двор. На княжьем дворе белые, как платочки, холодные, как пласточки, лежали братцы рядом. Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:
— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Тёмну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!
— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.
— Это тебе чудится! Вели утку со двора прогнать!
Её прогонят, она облетит да опять к деткам:
— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная.
Отняла у вас отца родного,
Отца родного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живёт-величается!
«Эге!» — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не даётся. Выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он её за крылышко и говорит:
— Стань белая берёза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая берёза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящей водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящей — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать. А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли, где голова — там куст да колода; налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от неё ни следа, ни памяти!