I. Организационный момент Повторение правил поведения учащихся на уроке. II. Повторение. - На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные) - Как распознать гласные и согласные звуки? -Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова? - Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили? б) Чтение по слоговой таблице III. Работа над новым материалом. Загадка: Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко) Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо) Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за-хвост, но — ах! — Удрала, а хвост в руках. (Ящерица) IV. Чтение сказки. Запомните слова с я, которые вам встретятся в сказке. Яшка бяка. День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то все равно! — Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся. — Ага! Вот тебе! Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы. А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел-смотрел и говорит: — Бя-я-я-ка ты, Яша. — Я — бяка?! Ну тогда держись! Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад: — Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду. И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо. Яше по лбу — бац! — Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал. Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой! — Все маме расскажу! А все смеются: — Бяка-бояка и ябеда! (Г. Юдин) V. На что похожа буква Я Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички — буква Я (Е. Тарлапан) Буква Я шагает гордо. Я не только буква Я — Всем на свете буква Я Буква, Доложить готова: Слог — А вы знаете, кто я? И слово! Вы не знаете, кто я. (А. Шибаев) VI. Работа по учебнику стр.101 -Почему букву Я поместили в прямоугольник красного цвета? ( Буква обозначает гласный звук ) - Назвать по рисункам слова, в которых слышится звук [ йа] б) Чтение слов в) Чтение текста стр.101 VII. Работа в тетради. а)Печатание буквы Я б)Написать слова с буквой Я VIII. Чтение учащимися в учебнике стр.102 IX. Работа в прописи №3 стр.10-11 X. Закрепление. Веселые стихи Не могут ждать у нас в стране Буква Я Почета, славы, чести Всегда была Те, у которых «я» да «мне» Всем и каждому мила. Стоят на первом месте! Но советуем, друзья, Народ толково и не зря Помнить место Расставил буквы букваря. Буквы Я! (С. Маршак) (Б. Заходер) XI. Итог. |