Это второй урок по теме, поэтому основная цель урока закрепить прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; на уроке используется дидактическая игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЗВУКИ [р], [р’], БУКВЫ Р, р. ЗАКРЕПЛЕНИЕ»
ЗВУКИ [р], [р’], БУКВЫ Р, р.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цели урока: раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректирвать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: шаблоны для составления схем предложений (прямоугольники и треугольники); кроссворд для игры «Лесенка».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Найдите потерянную букву.
Воробьишка поскакал –
Где-то кошки (крошки) отыскал.
Он одну сейчас же съел,
Остальные не успел.
- Какие звуки обозначает буква «р»?
- Сегодня на уроке будем читать слова с буквой «р».
- Где слышим звуки [р], [р’]?
Рис
Тарас
Рысь
росы
Артур
стрекоза
строка
рулет
дрессировщик
- Какие буквы указывают, что согласный произносится мягко?
III. Чтение слогов и слов с доски.
ар-ра Лара Рина
ор-ро Анна Ролан
ыр-ры Ира Ирина
ир-ри Арина Нина
ур-ру Алла
- Почему многие слова написаны с заглавной буквы?
- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных звуков, столько слогов.)
IV. Чтение слогов и слов по учебнику (с. 34).
После чтение учащиеся объясняют значение слов.
М р а м о р – кристаллическая горная порода, употребляемая преимущественно для скульптурных и архитектурных работ.
Н а л и м – хищная пресноводная рыба.
- Прочитайте слова, которые всегда надо писать с заглавной буквы.
- Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?
- Составьте схемы слов, используя фишки-звуки.
мрамор Арина
Роман налим
- Прочитайте слова, в которых буква «р» обозначает звук [р].
- Прочитайте слова, в которых буква «р» обозначает звук [р’].
- Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.
- Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов.
- Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов.
- Прочитайте слова-предметы.
- Прочитайте слова-действия.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Ра-ра-ра – весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
V. Задания по развитию речи. Чтение предложений.
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
- Составьте предложения по каждой иллюстрации и запишите схему-модель предложений.
Маша налила воды Мише в кружку.
.
Миша моет посуду.
.
Мама купает Ирину.
.
- Прочитайте предложения в учебнике.
- Сравните данные предложения. Чем они похожи? (В каждом предложении три слова.)
- Прочитайте предложение, к которому подходит схема-модель.
.
VI. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.
Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.
Физкультминутка.
1. Игра «Дом».
- Давайте представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображен домик за городом в деревне. Стены уже готовы, остается подрисовать детали – части дома, в названиях которых должны быть звуки [р], [р’]. произносить слово нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак, начнем!
- Какие части дома имеют в своем названии звуки [р; р’]?
Учитель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, могут это делать и дети, возможна и мысленная дорисовка.
- А из какого материала будет построен наш дом? (Из дерева или кирпича.)
- А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его? (В серый или красный (оранжевый или розовый), а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета.)
- Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах? (Сервант, диван-кровать, телевизор, радиоприемник, проигрыватель, картина, торшер.)
- А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники: рябину, крыжовник, сирень, смородину.)
- В каком из этих слов звук [р] твердый, а в каком [р’] мягкий?
- Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названии слышался звук [р]? (Розы, ромашки, настурцию, астры.)
2. Игра «Доскажи словечко».
Ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).
Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар).
Ор-ор-ор – созред красный… (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа… (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть…(нора).
Ре-ре-ре – носим воду мы в… (ведре).
3. Игра «Лесенка».
- Придумайте слова по данным схемам.
VIII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Когда буква «Р» обозначает твердый согласный звук [р], а когда мягкий [р’]?