1.Мотивация учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя | Регулятивные действия: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2. Актуализация опорных знаний | - Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить. Слайд 2 А, О, Н, М, У, Л -На какие 2 группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные). Слайд 3 -Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? Сколько гласных букв? Сколько гласных звуков? Почему? -Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? | Гласные и согласные буквы. -Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. Бывают ударные и безударные. -Десять. -Шесть: [а],[о],[у],[ы],[э],[и]. - буквы я, е, ё, ю – йотированные, при произнесении дают два звука. -Согласные не тянутся, встречают во рту преграды. Согласные бывают твёрдые, мягкие и звонкие, глухие) | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: умение распознавать гласные и согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. |
3.Выявление места и причины затруднения. Определение учебной задачи. | -Загадываю загадки, в ответе которых есть звуки [р] [р,] Слайд 4 «Блещет в речке чистой Спинкой серебристой». За лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло На небе коромысло. Ребятишек радует Цветная…
Сидит на грядке крепко Оранжевая… «Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит». Какой звук слышите в начале слов? Какая тема урока? Физминутка | Рыба. Радуга Репка Речка [ р ] [р,] Знакомство с буквой Эр | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение |
4.Построение выхода из затруднения. | 1.Звуковой анализ слов «рысь», «речка». -Отгадайте загадку: Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждёт добычу. Не робей, но берегись В том лесу, где бродит.. (рысь) Слайд 5 Чем отличается рысь от других представителей семейства кошачьих? -Составьте звуко-буквенную модель слова «рысь». Слайд 6 -Назовите первый звук в слове. -Какой это звук? -Какой фишкой обозначим? Давайте определим, звонкий или глухой это звук? Приложите пальчики на горлышко. Что вы чувствуете? -Назовите второй звук в слове? -Что знаете об этом звуке? -Назовите третий звук. -Какой это звук? -Какой фишкой обозначим? Определите, звонкий или глухой звук? Сколько звуков в этом слове? Аналогично проводится анализ слова «речка». Слайд 7 Назовите первый звук в слове. Какой это звук? Как его обозначим на схеме? Назовите второй звук в слове. Какой это звук? Как его обозначим на схеме? Назовите третий звук в слове. Какой это звук? Как его обозначим на схеме? Назовите четвёртый звук в слове. Какой это звук? Как его обозначим на схеме? Назовите пятый звук в слове. Какой это звук? Как его обозначим на схеме? - Какие звуки вы слышали в начале слов рысь и речка? Какая гласная буква дала мягкую команду? Какая гласная буква дала твёрдую команду? - Все ли буквы нам знакомы в этих словах? Почему? Какова цель нашего урока? Какой буквой на письме будем обозначать звуки [р ] [р , ] -Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,], называется «эр». -Показываю букву. Слайд 8 -Давайте подумаем, на что похожа буква «эр»? «Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь». В.Степанов слайд 9 -Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р,] -У кого фамилия начинается на букву Р? -Определите, твердый или мягкий это звук? | На ушах кисточки. Дети выкладывают фишки и под каждым звуком букву, которая его обозначает. -[ р] -Твердый, согласный звук. -Синей. Дрожь, значит это звонкий звук. -[ы] -Гласный, ударный, обозначим красной фишкой. -[с,] -Мягкий, согласный звук. -Зелёной. Глухой. Три [ р,] - согласный, мягкий, звонкий. Зелёной фишкой. [ э ] –гласный, ударный. Красной фишкой. [ ч, ] - согласный, мягкий, глухой. Зелёной фишкой. [ к ] - согласный, твёрдый, глухой. Синей фишкой. [ а ] гласный, безударный. Красной фишкой. [ р ] [р, ] Е Ы Нет. Познакомиться с буквой Р и научиться читать слова с этой буквой. Р (эр) Дети предлагают свои варианты Карина, Надир, Вероника, Кристина. Раскалиев, Реброва. | Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению; Коммуникативные: умение слушать и понимать других Личностные: самоопределение. |
5.Первичное закрепление | Чтение слогов. Слайд 10 Прибежал веселый А, прочитали дети – ра. Прибежал задорный О, прочитали дети – ро. Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – ря. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ры. Прибежал игривый И, прочитали дети – ри. Прибежал упрямый У, прочитали дети – ру. Прибежал забияка Ё, прочитали дети – рё. Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – рю. Прибежал обжора Э, прочитали дети – рэ. Прибежал звонкий Е, прочитали дети – ре. ра – ро – ря – ры – ри ру – рё – рю – рэ – ре 3. Чтение слов вслух. Букварь с. 66 Физминутка - Игра "Поймай звук" Ребята, я буду называть слова, а вы, если в слове услышите звуки [ р ] [р, ] хлопаете в ладоши, если нет этих звуков топаете ножками. Рак, книга, ручка, лодка, рука, яблоко, карандаш, редиска, школа | Составляют и читают слоги на экране. Дети читают слова. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера. |