– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?
На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.
Изучить … звук и …букву.
Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.
- Где новые знания в жизни можно применить?
Создание проблемной ситуации
- Ребята, у нас появилась проблема.Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.
Да
Выбор варианта.
Отгадывают загадки.
жираф
жук
Называют первый звук слов-отгадок: [ж].
Формулируют тему урока:
Звук [ж], буква Ж.
Формулируют цели:
-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.
- учиться читать слоги, слова,
тексты с новой буквой.
Регулятивные:
целеполагание.
Познавательные:
общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
4. Построение
проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?
- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?
-Тогда давайте будем решать эту проблему.
1. Составление плана решения проблемы
Исследование нового звука вы будете проводить в парах.
Давайте составим план исследования.
Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?
-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?
Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?
2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
- Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.
3. Представление результатов исследования.
-А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований.
- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?
- В чем особенность звука [ж]?
- В каком районе «проживает» звук [ж]?
4. Игра «Подбери слово»
- Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?
- Придумайте слова с новым звуком.
- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?
5. Физкультминутка
Игра «Гости»
Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.
-У нас только что прошла Неделя русского языка и мы готовили проект «Занимательные буквы», кто готовил мини - проект про букву Ж?
- Смотрите, какую замечательную букву подарила нам ребята Ксюша.
- В букву можно превратиться, буквой можно притвориться! Вокруг себя повернись и в букву Ж превратись!
Выложите букву из палочек.
- Ребята, а почему на плакате 4 буквы Ж?
Мы видим 2 большие буквы и две маленькие,
2 печатные и две письменные.
- Зачем нужны большие буквы?
- Где мы встречаемся с печатными буквами?
- А для чего нужны письменные буквы?
- А вы хотели бы научиться писать букву «Ж»?
Откройте тренажёр и найдите, на какой страничке живет буква «ж» - кто тише и быстрее найдет букву?
- Давайте возьмем ручки и вспомним, как нужно сесть и положить тетрадь?
- Печатаем букву Ж.
7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
-Открываем Азбуку на с.25
С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?
Прочти слоги самостоятельно; хором.
-На какие слоги надо обратить внимание? Почему?
-Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв?
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
установка на здоровый образ жизни.
Познавательные:
логические:
- выбор оснований и критериев для сравнения.
5. Первичное закрепление.
1.Чтение слов на с.25
Друг однокоренные
Дружок
Могу однокоренные
Может
Жук
Жучка
Телега
тележка однокоренные
-Ребята, а что можно сказать об этих словах?
-Докажите это.
-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.
-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова
-Прочитайте слова, где буквы [ж] нет!
2.Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Чтение рассказа «Чиж».
- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?
- А кто такой чиж?
- Кто прочитает рассказ?
-Какие чувства вы испытываете?
Вопросы по содержанию:
– Кто был у Вари?
– Где жил чиж?
– Что сказала Варя чижу?
– Что ответил чиж?
-Как вы думаете, Варя отпустит чижа, а как бы поступили вы?
-Хотите услышать как поёт чиж?
Дети читают.
Есть однокоренные слова
Слова у которых один корень и они близки по смыслу являются однокоренными
Дети читают.
Выполняют соответствующие движения.
Выдвигают версии.
Это певчая, маленькая, очень подвижная птичка.
Чтение рассказа детьми вслух.
Ответы детей.
-Чиж..
- В клетке.
-Пора тебе, чиж, петь!.
-Пусти меня на волю.
Ответы детей.
Дети слушают фонограмму.
Познавательные:
общеучебные:
-формировать смысловое чтение;
- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.
Личностные:
установка на здоровый образ жизни.
Коммуникативные:
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные:
-прогнозирование.
Личностные:
-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Разноуровневые задания по карточкам.
Работа в парах.
-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.
У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.
Красные карточки:
1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.
Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
- Какой была тема урока?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
.
Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
- Буква Ж в вашу честь ,в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,
Спасибо вам за урок.
-Звук [ж], буква Ж..
-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.
-Да.
-Да.
-Да
.
Дети прикрепляют звёздочки на доску.
Регулятивные:
-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Технологическая карта урока литературного чтения
Целевой блок
Тема
Звуки [ж], буквы Ж,ж
Цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ж ], буквой Ж,ж; развития памяти, речи, логического мышления.
Планируемые результаты
Предметные: познакомить учащихся с новым звуком , буквой Ж,ж; формировать умение бегло, осознанно и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты; формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач.
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; продолжить работу по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.
Метапредметные:
(Регулятивные УУД): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;уметь высказывать своё мнение, уметь исправлять результаты своих действий..
(Коммуникативные УУД): уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им учиться работать в паре, группе; уметь принимать решение, брать ответственность за свои решения.
(Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Инструментальный блок
Задачи урока
Задачи урока: образовательные:
познакомить с буквой Ж и звуком [ж];
учить давать характеристику звукам;
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательная:
воспитывать интерес к чтению;
привитие навыков культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга
Тип урока
Открытие новых знаний
Учебно-методический комплекс
Л.Ф.Климанова. Азбука. Ч. 2
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия
Зрительный образ буквы, выделение звука в слове, введение понятия «согласный звук», твёрдость и мягкость согласного звука, глухие и звонкие согласные звуки, парные согласные
Организация пространства
Групповая, фронтальная, индивидуальная работа
Межпредметные связи
Письмо. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Действия обучающихся
I. Организационный момент.
Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу
(Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.)
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
(Проверяю готовность к уроку)
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
1. Игра «Доскажи словечко». Я начну, а ты продолжи…
Речь бывает…(устная и письменная)
Устную речь мы…(слышим и произносим)
Письменную речь мы…(пишем и читаем)
Наша речь состоит из …(предложений)
Предложение состоит из…(слов)
Слова делятся на…(слоги)
Слоги состоят из…(звуков)
Звуки мы…(слышим и произносим)
Буквы мы…(читаем и пишем)
Звуки бывают…(гласные и согласные)
- Когда мы произносим гласные воздух…
- Когда мы произносим согласные воздух …
- Согласные бывают…
III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
1)Побуждающий диалог.
- К нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто она.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
(Дюймовочка)
- Кто принес на лесную полянку Дюймовочку? (жук).
- У нас на доске 3 жука: красный, синий, зеленый.
- Оставим пока всех на доске.
«Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …» (жираф)
- Дюймовочка спешит предупредить вас о том, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.
(На доске – восклицательный знак)
- Давайте решать эту проблему.
3) Подведение к формулированию темы.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
-Знакомы ли мы с таким звуком?
- Сформулируйте тему урока: Звук [ж], буква Ж.
- Давайте расскажем Дюймовочке, какую задачу поставим перед собой? Чему вы должны научиться на уроке?
(Познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж, учиться читать слоги, слова, и предложения с новой буквой)
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
IY. «Открытие» новых знаний.
1) Знакомство с новым звуком. Работа в группах.
Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения;- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические:- выбор оснований и критериев для сравнения.
- А сейчас нам предстоит исследовать звук [ж] . Для этого поработаем в группе.
-Вспомним правила работы в группе.
- Выберите нужную дорожку и обведите цветным карандашом.
- Как слышим звук [ж], твердо или мягко?
- Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?
- Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод?
- Вот, о чем хотела предупредить нас Дюймовочка. (!)
- Значит, какой же жук перенес Дюймовочку на полянку? (синий)
2) Знакомство с печатной буквой ж.
- Звук [ж] на письме обозначается буквой … Ж,ж. (человечек)