Просмотр содержимого документа
«Звук и буква е. Выделение звука е в словах. Знакомство с буквой.»
Звук и буква е. Выделение звука е в словах. Знакомство с буквой.
Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.
Задачи урока:
создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука [йэ] в начале слова и после гласного и звук [э] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование:
Учебник “Букварь” , схемы, карточки с вопросительными знаками, картинки, карточки с изображениями мимики человека, разрезная азбука .
Ход урока
Орг момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки хорошо открыты
Слушаем, запонимаем
Ни минутки не теряем!
И друг –другу не мешаем!
- Ребята скажите пожалуйста какое сейчас время года ( осень)
- какой первый месяц осени (сентябрь)
- второй месяц осени (октябрь)
- А кокой сейчас по счету урок?(1)
-Урок чтения. Чему мы учимся на уроке чтения? (Читать)
– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение”:
а) Звуки бывают… (гласные и согласные). б) Звуки… (слышим), буквы… (пишем). в) В слове столько слогов, сколько… (гласных).
– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).
(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Арт. гимнастика « Сказка о веслом язычке»
– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)
– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).
Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).
– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 букв)
.Постановка учебной задачи.
– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).
– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)
– Сколько слогов в слове ели?
– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).
– Два звука [й’] [э] на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука [й’] [э], а пишем одну букву е.
Физминутка «Буратино»
Сегодня мы вами познакомимся со звуком( е) и буквой е.
– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).
– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).
Рисунок
1. На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась, Наша лесенка сломалась, Буква е зато осталась.
(Е.Тарлапан)
2. Ева гребнем причесалась – В нём три зубчика осталось.
(Г.Виеру)
3. Е на грядке пригодилась – Вместо грабель потрудилась.
- Давайте составим букву е из счетных палочек.
Найдите букву е в кассе букв и слогов.
– Теперь мы можем написать слоги и слова?
Физкультминутка.
Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом, Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите, Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!
Составляем слова из разрезной азбуки (ель –ели) , звуко-буквенный анализ слов.
– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук. (хором даем ответ)
Самая низкая школьная отметка. (Единица)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)
Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)
Кто ездил на печи? (Емеля)
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
-Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?