Урок здоровья. Тема: «Зубы, их строение. Правила ухода за зубами». Учитель: Морош Татьяна Анатольевна Тема: «Зубы, их строение. Правила ухода за зубами». Беседа по теме. У. Где начинается процесс пищеварения в нашем организме. Д. Во рту. У. Посмотрите, что художник забыл нарисовать на портрете мальчику? Д. Рот. У. Что не сможет сделать мальчик безо рта? Д. Говорить, есть, улыбаться. У. Возьмите зеркальце, откройте рот и рассмотрите полость рта. Что вы увидите во рту? Д. Зубы, нёбо, язык. У. Закройте передние зубы губами и откусите кусочек яблока или морковки. Д. Не получается. У. Произнесите слова лук и класс, не касаясь языком передних зубов. Д. Не получается. У. Посмотрите на фото улыбающихся людей. Какие у них ослепительные улыбки! Это потому, что у них здоровые, а значит красивые зубы. Закрасим несколько зубов у наших фото людей. Что вы заметили? Д. Если хотя бы несколько зубов тёмные, внешность человека портится. У. Вот сегодня мы с вами и начнём разговор о том, как сохранить зубы здоровыми, чтобы ваши улыбки были красивыми. У. Возьмите в руки зеркальце и рассмотрите форму своих зубов. Какая она? Д. Передние зубы имеют острый режущий край. У. Что мы делаем с помощью передних зубов? Д. Откусываем пищу, можем что-то перекусить. У. Передние зубы называют резцами. Резцы откусывают, как клещи. (рисунок) У каких животных хорошо развиты резцы? Д. У мышей, сусликов, зайцев. Показ фото. У. Что мы делаем с помощью угловых зубов с острым кончиком? Д, Мы не знаем. У. Это клыки. Клыками мы откусываем кусочки пищи. Клыки рассекают как топор. (рисунок) У каких животных хорошо развиты клыки? Д. У волков, лис, тигров, львов. Показ фото. У. Для чего служат боковые зубы? Это малые коренные и большие коренные. Коренные зубы дробят подобно молотку. (рисунок) Д. Ими мы пережёвываем пищу. У. У каких животных хорошо развиты коренные зубы? Д. У лошадей, коров, коз. У. Форма зубов зависит от их функций. Физминутка. ( Дети исполняют песню – танец «Звероаэробика». Муз. Савельева, сл. Хайта и Левенбука.) 1 куплет: Уселась кошка на окошко, И стала лапой уши мыть. Понаблюдай за ней немножко, Её движенье можно повторить. Припев: 1,2,3- ну-ка повтори 3,4,5-повтори опять. Ну просто, молодцы! 2 куплет: Змея ползёт лесной тропою, Как лента по земле скользит. И мы движение такое, Рукою можем вам изобразить. 3 куплет: Весь день стоит в болоте цапля, И ловит клювом лягушат. Нетрудно так стоять ни капли, Для нас, для тренированных ребят. 4 куплет: Мартышка к нам спустилась с ветки, Мартышек нужно уважать. Ведь обезьяны- наши предки, А предкам, детки, надо подражать. 5 куплет: Живёт на свете очень много, Мартышек, кошек, птиц и змей. Но человек, он друг природы И должен знать повадки всех зверей. У. Чтобы беречь зубы, надо знать их строение. (Учитель вешает на доску схему строения зуба и раздаёт индивидуальные карточки.) У. Белая часть зуба, та, что вы видите в полости рта.- это коронка. Остальная часть спрятана в десне. Это корень. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Практическая работа. У. Положите перед собой схему зуба. Закрасьте части зуба. Голубым – эмаль- это белая и очень твердая часть зуба. Желтым – дентин – это костная часть зуба, более мягкая, чем эмаль. Красным – пульпу-, здесь находятся нервы и кровеносные сосуды. Назовем ещё раз части зуба. Д. Эмаль, дентин, пульпа. У. А теперь заполним пропуски в предложениях. Что у вас получилось? Д. Белая часть зуба покрыта эмалью. Остальная часть зуба спрятана в десне. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Эмаль очень твёрдая и защищает зуб. В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы. У. К нам на урок пришли 2 зубика. Зубик весёлый и зубик печальный. Как вы думаете, ребята, почему этот зубик такой печальный? Д. Наверное он болит. У. Зубику угрожает Кислотный монстр, который вырастает из налёта на зубах, он особенно плотный, если злоупотреблять сахаром и сладостями. Этот кислотный монстр разрушает эмаль и если срочно не принять меры, это приводит к гибели зуба. - Рассмотрите картинки в таблице «Как развивается кариес». - Проставьте в пустых квадратиках номера так, чтобы была видна последовательность развития кариеса. Докажите . - Заполните пропуски в предложениях. Что у вас получилось? Д. Когда кислота разрушает эмаль зуба, начинается кариес. Вскоре возникает отверстие, или полость. Кариес распространяется. У. Какие срочные меры должен принять хозяин этого зубика? Д. Идти к врачу и лечить зуб. У. Что нужно делать, чтобы не доводить зубы до болезни? Д. Заботиться о них. У. Как избавиться от налёта на зубах? Д. Надо чистить зубы. У. Как часто надо чистить зубы? Д. Утром и вечером. У. Что нужно делать после приёма пищи? Д. Полоскать полость рта. У. Сколько раз в год нужно ходить на приём к зубному врачу? Д. Хотя бы 2 раза У. Какие правила зубной щетки вы знаете? Практикум «Чистка зубов». Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки – снизу вверх. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки – вперёд- назад. Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями. Не забудьте почистить язык. Все: Как поел, почисти зубки! Делай так 2 раза в сутки. Предпочти конфетам фрукты – Очень важные продукты. К стоматологу идём В год 2 раза на приём. И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет! У. Какие продукты больше всего способствуют появлению кариеса? Д. В которых много сахара. У. Найдите в таблице 5 полезных продуктов и нарисуйте их. - Какие продукты вы выбрали? Д. Яблоко, морковь, йогурт. сыр. Все. Полезные продукты: яблоки. бананы. Это с колыбели знают обезьяны. Кто ими питается да, да, да, Тот не огорчается никогда. У. Почему не выбрали орехи? Ведь они очень полезны для организма. Д. Орехи надо раскалывать, а зубами этого делать нельзя. У. Почему вами не взяты остальные продукты? Их нельзя есть? Д. В них много сахара. У. Как их нужно есть? Д. Редко. Дети принесли этикетки от продуктов, которые часто едят дома. Рассмотрим этикетки, найдём слова, которые обозначают сладкое (сахар сироп, мёд, мальтоза, фруктоза, цукроза) Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким содержанием. У. - Перечислите полезные продукты. Д Полезные продукты Неполезные продукты Рыба Чипсы Кефир Пепси Геркулес Фанта Морковь Жирное мясо Капуста Торты Яблоки «Сникерс» Груши Шоколадные конфеты У. - Сколько раз в день должен питаться человек? - Какой промежуток должен быть между едой? - Как правильно есть? Еду нужно откусывать большими кусками. Руки нужно мыть с мылом. Нужно разговаривать во время еды. Всегда мойте овощи и фрукты. Нужно есть много и всё подряд. Во время еды не разговаривай и не читай. Не переедай. Ешь в меру. Ешь небольшими кусочками, тщательно пережёвывай с закрытым ртом. Рефлексия. У. Я буду задавать вопросы, а вы будите отвечать на них. Ответы мы запишем на цветных листочках, вырезанных в форме зубика. Мы чистим зубы дважды в день. Три минуты щёткой с пастой. Чистим все подряд. Чистим сверху, снизу, снаружи, внутри. Вычищаем всех бактерий. И язык почистим. Рот осталось сполоснуть. У. У нас на столах лежат маски. Лица у них какие – то безликие, чего-то не хватает в них. Д. Улыбки. У. Давайте оживим эти лица. А чтобы на работалось веселей включим музыку (звучит песня «Улыбка»). Дети оживляют маски. Посмотрите, как весело и светло от ваших улыбок в классе. Давайте исполним нашу песню. Д. Если только рассмеяться, То настанут чудеса- От улыбок проясняться И глаза, и небеса. Ну-ка взрослые и дети, Улыбнитесь поскорей, Чтобы стало на планете И светлее, и теплей. У. Зубики принесли вам в подарок зубные щётки. |