Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг.
формировать умение определять приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни;
формировать умение выявлять значение природы данной зоны для человека.
сформировать представление учащихся о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением, климатическими особенностями, установить зависимость между климатом растительным и животным миром
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Мотивация к учебной деятельности Цели: -организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). -создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | - прочитайте задание упр. 161 с. 92 -кто догадался о теме нашего урока? | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Регулятивные: формирование УУД волевая саморегуляция |
2 | Актуализация знаний Цели: - организовать актуализацию знаний; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Игра "Я знаю географические объекты" Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный географический объект. | Учитель называет горы, моря, реки, озёра России Организует обобщение актуализированных знаний. Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности | Фиксируют индивидуальное затруднение | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением) |
3 | Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне | Формулирование учителем общих целей урока Ролик «Природная зона» (https://www.youtube.com/watch?v=ccGN5uDPwkc) -О какой природной зоне мы будем с вами говорить? Что особенно интересного вы увидели в ролике. -Сформулируйте тему урока -Что мы должны сегодня узнать? -Чему научиться? -Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, и побываем в Арктике. (СЛАЙД) | «На свете нет ничего лучше, чем путешествие!»,- так воскликнул знаменитый французский писатель Ж. Верн. Вас тоже сегодня ждет необычное путешествие. А куда мы совершим наше путешествие попробуете сказать вы. Посмотрите ролик и попробуйте сформулировать тему урока или хотя бы попытаться немного рассказать о природной зоне, куда мы совершим путешествие. | -смотрят видеоролик; -отвечают на заданные вопросы, рассуждают | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствуют формированию личностных УУД |
4 | Работа по теме урока Цели: Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | -Каким цветом изображается на карте зона арктических пустынь? (СЛАЙД) -Что такое пустыня? (СЛАЙД) Давайте разберемся, почему же эту зону называют пустыней. Что кроме Северного Ледовитого океана и его морей входит в эту природную зону? (Острова) - Прочитайте названия этих островов. Ребята, прежде чем поехать в эту зону, я знаю, что вы готовились, изучая арктические пустыни. Расскажите о природных особенностях Арктики, представителях животного или растительного мира. Ответы-рассказы обучающихся о полярном сиянии, о полярных ночи и дне, о белом медведе, тюлене, морже, о гаге, о птичьем базаре. Заранее подготовленное 1. сообщение о климате.(СЛАЙД) Как вы думаете, если такой суровый климат, то какой может быть растительный и животный мир? 2.Сообщение о животном и растительном мире (СЛАЙД) Сообщение о связи человека и Арктики (СЛАЙД) | Показывает зону арктических пустынь Организует выявление места затруднения. Организует подводящий диалог. Помогает, если возникли затруднения Организует усвоение учениками нового материала | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Находят острова и читают названия Ответы-рассказы обучающихся о полярных ночи и дне, о белом медведе, тюлене, морже, о гаге, о птичьем базаре, о растительном мире | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
5. | Физкультминутка Цель: организовать отдых учащихся как смену деятельности с мыслительной на физическую | Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок- Получается снежок. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. | Показывает движения | Выполняют движения | Личностные УУД: Повышение концентрации внимания, настрой на обучение; активизация мыслительной деятельности, развитие эмоциональной, двигательной памяти |
6. | Закрепление изученного материала Цели: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. -Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Послушайте стихотворение Резвится звёзд поток, искрясь, переплетаясь и сверкая, чудесный котильон из страз сиянье северного края. То распадаясь на лучи, то всеми красками сливаясь, танцуют в небесах огни сияньем северного края. То закружит как серпантин, то дождиком прольёт, играя. Янтарь, рубин, аквамарин- в сиянии северного края. То радугой, то лисий хвост повиснет, шлейфом полыхая, с небес на землю, словно мост сиянье северного края. Просмотр ролика «Северное сияние» (https://www.youtube.com/watch?v=BsP0RqoeH9g) Ваши впечатления? Понравилось? Полярное сияние – это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце» происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь. А теперь самостоятельно выполним работу в рабочих тетрадях с.25 № 2, 3 Перед вами тест выполните его, пожалуйста. Инструкция: Внимательно прочитай вопрос и выбери правильный ответ, обведи его номер кружком. Возможно правильных ответов будет несколько и тогда обведи кружками все номера правильных ответов. Проверка (СЛАЙД) | Читает стихотворение Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Слушают Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Наше путешествие подошло к концу пора подвести итоги работы нашего путешествия -Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Мы совершили с вами путешествие на Крайний север и узнали, как живет ледяное царство Арктики. - Почему Арктику необходимо охранять и защищать? - Оцените свою деятельность на уроке. Если вам было все понятно и интересно поднимите (зажгите) зеленую лампочку, если что-то вам было сложно и что-то не усвоили зажгите красную лампочку, а если урок не понравился, было не интересно белую лампочку | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Учащиеся анализируют свою работу, выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, достигли ли они положительный результат. Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |