Конспект урока по окружающему миру"Зона арктических пустынь" для 4 класса, УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру"Зона арктических пустынь" для 4 класса, УМК "Школа России"
Цель урока: формировать представление о зоне арктических пустынь.
Задачи урока: Научить находить на карте зону арктических пустынь,выявить у учащихся представление о природных зонах,познакомить уч-ся с особенностями климата, особенностями растительного и животного мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру"Зона арктических пустынь" для 4 класса, УМК "Школа России"»
План-конспект урока по окружающему для 4 класса
по теме "Зона Арктических пустынь"(УМК «Школа России»)
Цель урока: формировать представление озоне арктических пустынь.
Задачи урока:
Научить находить на карте зону арктических пустынь.
Выявить у учащихся представление о природных зонах;
Познакомить уч-ся с особенностями климата, особенностями растительного и животного мира.
Метапредметные задачи
Познавательные: развитие умения выбирать информацию из текста, анализировать, работать с картой.
Регулятивные: формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: развитие умения работать в парах, отвечать на поставленный вопрос, ставить вопросы , осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.
Оборудование:
у учителя
персональный компьютер, мультимедийный проектор, карта “Природные зоны России”.
глобус,
презентация учителя,
у учащихся
тетради, учебники.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Вчера вечером, готовясь к уроку, прочитала удивительное описание природы.
“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро.
-Кто вспомнит из какого произведения этот отрывок и что за край здесь описывается.
-Правильно. «Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева”. Жила она в ледяной зоне, которая как называлась?
Арктическая пустыня.
-Итак тема нашего урока (дети хором отвечают)
Зона Арктических пустынь.
О чём бы вы хотели узнать?
А для этого чему мы должны учиться?
II. Проверка домашнего задания.
1) Игра "Я знаю географические объекты"
Учитель называет горы, моря, реки, озёра России, а двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный географический объект.
2) Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.
А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;
Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;
В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;
Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
4) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание:
Самая длинная река России- это:.
Река, которая впадает в Каспийское море - это:
Самое большое по площади озеро России - это:
В список Всемирного наследия внесено озеро - :
III. Работа над новой темой.
- Все вы знаете созвездие Большой медведицы и полярную звезду.
Наши далёкие предки - русичи- осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель всё дальше на восток и север под созведение Ковша. Они видели, как каждую весну на север, в "полунощную сторону", летят стаи птиц, и сами шли за ними.
Древние землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Студёное море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди стали селиться на его суровых берегах, и стали называть этих людей поморами.
Студёное море мы сейчас называем Северным Ледовитым океаном. Русские поморы уже 400 лет назад ходили по океану за сотни и тысячи километров к далёким островам Новой Земли и даже до Шпицбергена.
(показ по карте)
Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей)
Белое море - за светлые летние ночи.
Баренцево - по имени капитана Баренца.
Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.
Чукотское по имени народа чукчей, живущих на его брегах.
Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой.
Арктос (греч.) - страна белых медведей, а созвездие Ковша над ней назвали созвездием Большой Медведицы.
Итог: Крайний Север - это Северный Ледовитый океан со своими морями и островами . Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь.
Природные условия Крайнего Севера
Работа с текстом учебника.стр.76-77
- Найдите в тексте ответ на вопрос по плану:
особенности положения Солнца:
смена дня и ночи;
времена года.
Здесь можно наблюдать удивительное явление Северное сияние. (Видеоролик)
Итог: В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.
Живая природа Арктики.
Учебник стр. 78-81.
- Посмотрите на природу Крайнего Севера и какие и скажите, какие из известных вам растений могут здесь расти?
- Почему?
- Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники, кустарников и деревьев нет, так как слишком холодно, нет почвы.
Из трав на Крайнем Севере растут полярные маки, камнеломки, ветреницы. В защищённых местах можно увидеть редкие, стелющиеся и прижимающиеся к земле кустарники. Такая форма позволяет хоть немного перехватить тепла от земли при её обогреве Солнцем, а зимой укрыться от стужи под снегом.
Из животных зимой в Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть - холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочёвывать к югу.
Летом же океан преображается - льды отступают от берегов. В водах океана появляется много рыб (Камбала, треска, сельдь, морской окунь).
Рыбой кормятся тюлени - морские животные, отлично плавают и ныряют. От сильного холода их спасает слой жира под кожей и шкура с короткой шерстью. Размеры тюленей до 1.5-2м., а вес 250- 300 кг. Детенышей (бельков) вскармливают молоком. Тюлени могут долго находиться на суше, так как дышат воздухом.
Морж - крупное морское животное длиной до 3-4 м. и весом до 800-1000кг. Имеют клыки длиной 40-50 см. из очень прочной кости. Клыками морж выкапывает со дна раковины и моллюсков. Клыки - оружие защиты, они же помогают выбраться на сушу. Кожа у моржей достигает 3-4 см толщины. Ласты помогают хорошо плавать и передвигаться по суше. Зрение у моржа неважное, но отличное обоняние. Детёныши, устав плавать или почуяв опасность, забираются на спину к матери. Мать даже при смертельной опасности не бросает детёныша.
Белый медведь- крупное красивое животное до 800 кг. Весом, прекрасно плавает. Может часами плыть в ледяной воде. Лапы длинные и покрыты шерстью. Свою добычу - моржей, тюленей - чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Мясо убитых животных прячет в снег и держится рядом, пока мясо не закончится. Белый медведь занесён в красную книгу.
Птицы - весной и летом на острова Крайнего Севера прилетают и вьют гнёзда массы перелётных птиц, но это морские птицы: частики, тупики, гагары, кайры, чайки. Все они питаются рыбой, которую ловят в океане. Эти птицы хорошо плавают даже под водой, кроме этого они хорошие ныряльщики. Гнёзда они делают самые простые - из камешков - в расщелинах скал и даже просто на камнях, потому что гнёзда делать не из чего. Тупики крепким клювом выбивают в глиняных островах длинные норы, где гнездятся и прячутся. При наступлении зимы, когда океан замерзает у берегов и птицам трудно найти открытую воду и пищу в ней, они улетают на юг.
Итог: На Крайнем Севере растёт очень скудная растительность из трав и мха, хорошо приспособившаяся к суровым условиям. Животный мир Арктики очень удивителен и неповторим. Все животные добывают себе пищу в океане и тесно связаны с ним.
IV.Итог урока:
Работа со схемой:
Арктика - царство льда.
Географическое положение
Северный Ледовитый океан
северные моря
острова
Освещённость
полярный день и полярная ночь
северное сияние
Растительный и животный мир.
-лишайники, мхи, полярный мак, водоросли,
рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики,
моржи, тюлени, белые медведи.
Деятельность человека.
Научные станции, рыбный промысел, охота,
Северный морской путь.
IV. Домашнее задание.
Стр.78-86. Ответы на вопросы "Проверь себя"; выполнить задания 1, 2.