kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Природная зона Арктическая пустыня»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Учитель: Камалетдинова Алла Ивановна, МБОУ «СОШ № 4». 2015 г.

Г. Астрахань

Раздел: «Природные зоны России»

Тема урока: «Природная зона Арктическая пустыня»

Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.

Цель: формировать умение характеризовать природные зоны по плану, определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Задачи:                                        

Образовательная-  формировать у учащихся понятие "Арктика", "Ледяная зона", умение находить и показывать ее на карте;

Развивающая – учить сравнивать, анализировать, обобщать, расширять кругозор детей.

Воспитательная –

Оборудование: ПО Notebook 10 Арктика, презентация  Microsoft PowerPoint (Климат, растения Арктики, Животные Арктики, Человек и Артика), карта природные зоны России, контурная карта.

Базовый учебник: Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир 4 класс, 2 часть», М.:- Вентана-Граф, -2011 г.

План урока.

Этап урока

Приемы методы

время

1.

Организационный момент

2

2.

Актуализация знаний

3

3.

Введение нового знания

Групповая работа по темам

15

Физкульминутка

4

4.

Защита групп

10

5.

Закрепление нового материала

Викторина, тест

10

6.

Итог урока

1

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2.  



 


Актуализация знаний. Тему урока засыпало снегом, расчистить.

Как вы представляете эту земля?

 



 


- Если долго-долго идти на Север, никуда не поворачивая и не отклоняясь, то мы попадем на Северный полюс. Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos - северный, так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы

 - Сегодня на уроке у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир». Его мы посвящаем изучению ледяной зоны. Разделимся на 4 группы: географы, биологи, зоологи и экологи. Заседание нашего клуба пройдет по плану: (на доске)

1.                Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны (группа географов).

2.                Растения ледяной зоны (группа биологов).

3.                Животные ледяной зоны (группа зоологов).

4.                Арктика и человек (группа экологов).

Даем слово группе географов.

Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны.

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр. (Показывает на карте).

Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

- 60?С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4?С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

Дадим слово группе биологов.

Растения ледяной зоны.

Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь.                   Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.

                                  ФИЗМИНУТКА

Дадим слово группе зоологов.

Животные ледяной зоны.

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха.  У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

Слово нашим экологам.

Арктика и человек.

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык. 

Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

3. Работа над обобщением материала.

- Сравни природные условия своей местности с природными условиями Арктики.

- Какие растения и животные характерны для арктической зоны?

- Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

- Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?

- Почему среди животных Арктики преобладают те, которых кормит море?

4. Закрепление пройденного.

  5   Итог урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Природная зона Арктическая пустыня» »

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Проблемный урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Наши подземные богатства» 

Автор:Камалетдинова Алла Ивановна.

План урока.

I Организационный момент (1 минута)

II Актуализация знаний для изучения нового материала = постановка проблемы (5 мин)

III Проблемная ситуация (2 мин)

IV Усвоение новых знаний (15 мин)

V Закрепление новых знаний (13 мин)

VI Подведение итогов по теме (6 мин)

VII Выставление отметок (1 мин)

VIII Домашнее задание (1 мин)

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Оборудование:

1. Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.

2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)

3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)

4. Атлас – определитель «От земли до неба» - М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)

Ход урока:

I Организационный момент (психологический настрой).

Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе – вы и я

Начинаем наш урок – он для вас

Мы будем вместе грызть

Гранит науки, в добрый час.

Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.

Ученик:

Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

II Актуализация знания для изучения нового материала = постановка проблемы.

Учитель: Что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом. 

Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы Лужского района, о которых мы говорили на прошлом уроке?

Ученик: Реки и озера.

Учитель:  Цифровой диктант. I вариант выписывает номера с названием рек, II вариант с названием озер.

Луга, Омчино, Сяберо, Обла, Вревка, Толони, Оредеж

Ученик:

I в. 1, 4, 5, 7.

II в. 2, 3, 6.

Учитель: Что объединяет эти водоемы?

Ученик: Они все естественные, пресные.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

III Проблемная ситуация

Учитель: Что относится еще к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?

Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.

Учитель: Из чего они сделаны?

Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.

Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.

Ученик: Из полезных ископаемых.

Учитель: Почему они так называются?

Ученик: Их добывают глубоко под землей.

Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

IV Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

Практическая работа (карточки с названием полезных ископаемых).

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану с159

1. Название, где добывают.

2. основные свойства.

3. Использование.

4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название

Основные свойства

Использование

Плакаты

1. Гранит глубоко в земле

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятник «Медный всадник»

2. Известняк в карьере

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Мел

3. Глина карьер

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

кирпич

4. Каменный уголь шахты глубоко в земле

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

лекарства

5. Нефть глубоко под землей

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

мыло

6. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

ножницы

В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.

Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

А где мы видели папоротники?

Ученик: В ботаническом саду Санкт-Петербурга.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?

Ученик:  Торф, песок, глину.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: высказывают свои предположения.

Учитель: (Указываю на карту Лужского района)

Ученик: Может быть, их добывают на территории нашего края?

Учитель:  Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52

Название

Свойства

Применение

Глина в карьере

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Кирпичи , посуда

Песок в карьерах

Сыпучие крупинки желтого цвета

Строительство, дороги, стекло

Торф болотистая местность карьер

Горючий, непрочный, легче воды, рыхлый, бурого цвета в нем хорошо видно

Топливо, удобрение, подстилка для скота, лекарства

Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.

Учитель: Посмотрите на карту нашего района. Крупнейшее в Лен. области месторождение песка – деревня Крупели, имеет запасы 600 000т.

Песок и глину используют для строительных, дорожных работ, около нашего города строится объездная дорога, где как раз используют эти полезные ископаемые; есть строительных завода, на них производят стеклянную тару, посуду, они находятся в поселке Торковичи, Плоское.

Велики в районе запасы торфа. Наиболее крупные Вердугский и Песовский массивы.

IV Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.

С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».

(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)

1 конверт (1 команда)

1 задание:

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2 задание:

О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание:

Назовите горючие полезные ископаемые:

А – гранит

Б – нефть

В – газ

Г – каменный уголь

1) АБГ

2) АВГ (правильный ответ)

3) АБГ

4) БВГ

2 конверт (2 команда)

1 задание:

Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

2) торф

3) железная руда (правильный ответ)

4) нефть

2 задание:

Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина (правильный ответ)

2) известняк

3) торф

4) мрамор

3 задание:

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

3 конверт

1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

1) глина

2) песок

3) известняк

4) торф

2 задание:

Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

1) твердость

2) цвет

3) текучесть

4) горючесть

3 задание:

О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

Итог по игре:

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

V Выставление отметок

Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.

Ученик: (ученики показывают)

Учитель: Понравился лм вам урок?

Ученик: Очень понравился

Учитель: Чем?

Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.

VI Домашнее задание.

Дома:

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169

2) выполните задание в тетради на стр. 52

3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?

Ученик: Природный газ.

Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.

Урок окончен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Природная зона Арктическая пустыня»

Автор: Камалетдинова Алла Ивановна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Природная зона арктическая пустыня" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass-prirodnaia-zona-arktichieskaia-pustynia"
    ["file_id"] => string(6) "158365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421737724"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Проверочная работа по окружающему миру "Природные зоны: арктические пустыни, тундра""
    ["seo_title"] => string(80) "proverochnaia_rabota_po_okruzhaiushchemu_miru_prirodnye_zony_arkticheskie_pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "627082"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1678108166"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Технологическая карта урока окружающий мир "Зона арктических пустынь""
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaokruzhaiushchiimirzonaarktichieskikhpustyn"
    ["file_id"] => string(6) "258576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448528876"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока: "Зона арктических пустынь" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-zona-arktichieskikh-pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "127667"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415359378"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) ""Природные зоны Северной Америки" конспект крока "
    ["seo_title"] => string(51) "prirodnyie-zony-sieviernoi-amieriki-konspiekt-kroka"
    ["file_id"] => string(6) "186987"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426439646"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства