kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТЕМА: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь, зона тундры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДАННЫЙ УРОК РАССЧИТАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА. УРОК ПРОВЕДЕН В ФОРМЕ ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИИ. УЧАЩИЕСЯ В РОЛИ НАЧАЛЬНИКА ЭКСПЕДИЦИИ, КЛИМАТОЛОГА,ПОЧВОВЕДА,БОТАНИКА, ЗООЛОГА, ЭТНОГРАФА ОПИСАЛИ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И НАСЕЛЕНИЯ ЗОНЫ АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, ЗОНЫ ТУНДРЫ,ЗАТРОНУЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. В ИТОГЕ УРОКА ПРОЗВУЧАЛ ОТВЕТ НА ВОПРОС: " чЕЛОВЕК- ЦАРЬ ПРИРОДЫ ИЛИ ЧЕЛОВЕК-ДИТЯ ПРИРОДЫ".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь, зона тундры. »

ТЕМА: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь, зона тундры.



Урок обобщения и систематизации знаний.



ТИП УРОКА: урок-конференция



ЦЕЛЬ:


  • Расширить знания учащихся о природных зонах;

  • Научить применять теоретические знания о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны тундры и зоны арктических пустынь.



ЗАДАЧИ:


  • Объяснить последовательность смены ПК при движении с севера на юг, от побережий вглубь материка;

  • Развивать экологическое мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • Содействовать воспитанию бережного отношения к природе, пробуждать желание сохранять её и преобразовывать.




ХОД УРОКА


  1. Оргмомент


  1. Вступительное слово


Человек – это царь природы, ее хозяин – так еще недавно считали многие. «Человек – дитя природы», - все чаще слышим мы в последнее время. Так кто же мы – хозяева или дети? Эту проблему мы должны решить в ходе нашего урока.

Итак, внимание ребята!

Сегодня из путешествия вернулись две экспедиционные группы, которые побывали в арктической пустыне и тундре.

Они выявили особенности природы каждой зоны, установили взаимосвязь компонентов природы каждой зоны, выявили приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данной зоне, познакомились с антропогенным воздействием человека на природную зону, с охраной природы. Познакомились с видами промысла местного населения и рассмотрели экологические проблемы.

(Одна часть детей делает сообщение, другая заполняет таблицу).


  1. Отчеты участников экспедиции.


Начальник экспедиции.

Наша экспедиция побывала в зоне арктических пустынь. Ледяная зона, или зона арктических пустынь – самая северная в нашей стране и располагается в высоких широтах Арктики. В пределах этой зоны находятся острова: Земля Франца – Иосифа, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Северный остров Новой Земли и узкая береговая полоса полуострова Таймыр.

Природа ледяной зоны своеобразна, она не похожа на природу других зон. Своеобразие этой зоне придают такие явления как полярная ночь и полярный день. На Земле Франца – Иосифа (80° с. ш.) полярная ночь продолжается 127 суток, а полярный день – 134. Описать красоту северного сияния невозможно.

Вот описание этого необычного красочного атмосферного явления: «Небо пылало. Бесконечная прозрачная вуаль покрывала весь небосвод. Какая-то невидимая сила колебала ее. Вся она горела нежным лиловым светом. Кое-где показывались яркие вспышки и тут же бледнели, как будто лишь на мгновение рождались и рассеивались облака, сотканные из одного света… В нескольких местах еще раз вспыхнули лиловые облака. Какую-то долю секунды казалось, что все погасло. Но вот длинные лучи, местами собранные в яркие пучки, затрепетали бледно-зеленым светом. Вот они сорвались с места и со всех сторон, быстрые как молнии, метнулись к зениту. На мгновение замерли в вышине, где образовался огромный сплошной венец, затрепетали и потухли».

Значительная часть суши скрыта под вечными льдами. Они мертвы, разве что летом могут слегка порозоветь благодаря микроскопическим водорослям. Большую часть года они скрыты подо льдами и плотным снегом. Когда снежный покров сходит, под ним открывается изумительный узор из правильных многоугольников, середина которых слегка выпуклая, а края обрамлены довольно крупными камнями или образованы регулярной сетью глубоких трещин. Местами этот узор прерывается россыпями щебня и скалами.

Климатолог.

В долгую полярную ночь, когда небо не закрыто тучами, бледный свет луны освещает землю. Временами в небе возникают всполохи – полярное сияние.

Длительная полярная ночь и господство арктических воздушных масс способствуют долгой зиме с низкими температурами. В полярную ночь происходит сильное выхолаживание: средняя температура января – 23 - 30°С. Часто дуют сильные ветры, способные валить с ног. Они значительно затрудняют дыхание. Проводя исследования, полярники вынуждены при этом держаться за канаты. Ветры сопровождаются пургой, метелями.

После суровой продолжительной зимы наступает холодное и короткое лето. Да и можно ли назвать этот период летом? Полярное солнце не греет, оно невысоко поднимается над горизонтом и косые лучи не дают тепла. Температура не поднимается выше +2 - +3°С даже на южной границе зоны. Много солнечной радиации теряется при отражении от ледников и снега.

В ледяной зоне мало осадков (200-300мм). Наибольшее количество выпадает летом в виде моросящего дождя и тумана. Часто выпадает летом снег, т.к. температура понижается до 0°С.

Почвовед.

В ледяной зоне почвы почти отсутствуют. Здесь развита вечная мерзлота. Сильнее всего промерзла земля в бассейне реки Колымы на севере Якутии.

В грунте постоянно держится температура – 6 – 13°С. Но верхняя часть мерзлоты 20 – 40см летом тает, поверхность на короткое время освобождается от снега и льда.

Ботаник.

В этих суровых условиях могут выжить лишь лишайники да отдельные мхи. Но в западной части, где климат помягче, появляются растения – камнепадки, ближе к трещинам – группки злаков и даже цветы (желтые лапки) с ярко-желтыми или ослепительно белыми лепестками. Цветам и травам обычно хватает пары безморозных недель, чтобы успеть дать семена.

Вся растительность размножается вегетативным путем. Выживает тот, кто успеет развить как можно больше корней и корневищ.

Зоолог.

Скудная растительность является пищей для немногих видов животных и птиц. Животные тянутся к морю. Из крупных животных водятся белые медведи и песцы, которые питаются рыбой, а полярным днем любят наведываться к скалам на «птичьи базары».

Этнограф.

Постоянного населения в ледяной зоне нет. С давних времен и по сей день на арктических островах люди занимаются промыслом песца, птиц.

Учитель: Есть ли у вас вопросы к участникам первой экспедиции?

А теперь заслушаем сообщения участников экспедиции в тундру.


Начальник экспедиции.

По мере продвижения на юг количество тепла увеличивается, поскольку увеличивается угол падения солнечных лучей. Полярная ночь становится короче, происходит ежедневная смена дня и ночи. Вдоль побережья Северного Ледовитого океана тянется тундра. Тундра – огромная по площади природная зона, занимающая пятую часть территории нашей страны. Тундровые ландшафты распространены на островах Колгуев, Вайгач, на южном острове Новой Земли, материковом побережье Северного Ледовитого океана от Кольского п-ва на западе до Камчатки на востоке. На юге тундра доходит почти до Северного полярного круга.

Климатолог.

Климат тундры не везде одинаковый. В местах близких к морю климат мягче, потому что сюда заходят теплые воды Северо-Атлантического течения. Климат субарктический – суровая, долгая и холодная зима (до 32°С), а в Якутии – до 40°С, в Оймяконе температура порой понижается до -68°С. На восточной окраине России климат мягче: сказывается влияние Тихого океана. Небо в тундре чаще всего пасмурное, затянуто облаками, часты туманы. Морозы здесь длятся до 8 месяцев. Уже в августе начинаются холода, предупреждающие о приближении зимы. Осадков в тундре выпадает мало, т.к. при низкой температуре воздух не может поглотить много водяного пара, поэтому зимой в тундре мало снега.

Для всей тундры характерна многолетняя мерзлота. Лето короткое, температура на севере +4, на юге +10°С, осадков выпадает мало – 200 – 300 мм в год, но увлажнение избыточное.

Почвовед.

В тундре повсеместно распространена вечная мерзлота. Мощность её изменяется в значительных пределах, но максимальные величины достигают до 400м и более.

Верхний деятельный слой почвы невелик, так как оттаивает она в среднем на глубину 40см на севере зоны и на глубину 60-70см и более на юге. Почвы, в основном, тундрово-глеевые, маломощные, сильно переувлажнены и заболочены.

Ботаник.

Летняя тундра полна красок. Там много видов лишайников, трав, в изобилии растут клюква, голубика, морошка, черника. Заросли осок и пушицы во время цветения создают впечатление снежного покрова.

В тундре много полезных растений: ягодных, кормовых, лекарственных, которые хорошо приспособлены к местным климатическим условиям. Огромные площади заняты карликовой растительностью – березой, ивой, можжевельником. Низкий рост растений тундры позволяет им пользоваться защитой от вымерзания – снеговым покровом, а летом получать тепло от почвы, которая нагревается сильнее, чем окружающий воздух. Так при температуре +1-2°С на высоте 2м температура +6°С, а в почве на глубине 8см +9°С. Поэтому корни растений стелются по поверхности и не проникают вглубь более чем на 20-30 см. Растения тундры испытывают большую нужду во влаге, т.к. холодная вода мерзлой почвы плохо усваивается растениями. Поэтому растения тундры мелколиственные. Эти листья испаряют мало влаги.

Большинство тундровых растений вечнозеленые, их листья осенью не отмирают и весной снова пробуждаются, потому что лето короткое и растение не тратит время на распускание почек. На растениях черники, голубики, бруснике можно увидеть одновременно цветы этого года, прошлогодние зеленые ягоды и спелые ягоды двухлетней давности.

Весной в тундре обилие красок: цветут смолевка, полярный мак, камнеломка. Иногда вырастают грибы, которые нередко бывают высотой с карликовое дерево.

Значительные площади в тундре заняты лишайниками, из которых ягель является ценным кормом для оленей. Хотя ягель называют еще оленьим мхом, это неверно. Ягель – сложный организм, состоящий из водоросли и гриба, взаимоприспособленных друг к другу. Из-за суровых условий ягель растет очень медленно. В тундре его ежегодный прирост составляет 2-3мм, а на севере 1-2мм. Во время летнего выпаса оленей запасы его значительно уменьшаются. Поскольку в тундре были открыты месторождения нефти и газа, то тягачи наносят большой вред этим пастбищам. На то, чтобы ягель вырос в проделанной колее, требуется несколько десятков лет. Для восстановления ягеля введена планомерная очередность использования пастбищ.

Зоолог.

Животные, населяющие тундру, приспособлены к ее суровым условиям. Густой мех, белая или светло-серая окраска зимой и коричневая летом характерны для песца (полярной лисицы), полярного зайца, пеструшки-лемминга, белой куропатки, полярной совы. Самым крупным животным тундры является северный олень. Сильно раздвоенные копыта позволяют ему, не проваливаясь, проходить по болотам, глубокому снегу, добывать зимой из-под снега ягель. У оленя теплый мех, длинная пушистая шерсть прикрывает его грудь и предохраняет от холода на бегу. Морда его покрыта жесткой щетиной, которая предохраняет кожу от порезов снегом или коркой льда. Особого внимания заслуживает лемминг или мышь-пеструшка, мелкий грызун. Называется она так потому, что ее шкура желтоватого и бурого цветов покрыта пятнами и полосками. Питается она семенами, корешками, живет в норках, которые роет в земле на небольшой глубине. Ростом она меньше крысы, но больше мыши. Леммингами питаются песцы, полярная сова и даже олени, когда у них не хватает белка.

В летнее время обилие комаров и мошек, изобилие ягод и рыбы привлекают в тундру с юга стаи куликов, уток, гусей, тучи чаек. По необозримым болотам и озерам, по берегам рек, богатым рыбой, птицы находят массу пищи.

С приближением зимы в сентябре птицы спешат покинуть тундру, так как источники пропитания исчезают. Зимой в тундре воцаряется тишина, нарушаемая лишь лаем песца, криком белой совы, да завыванием метелей.

Этнограф.

Суровые природные условия препятствуют активному освоению человеком тундры. Коренные жители Крайнего севера России (саамы, ненцы, ханты, коряки, чукчи, долганы, эвенки) – это трудолюбивые оленеводы, непревзойденные следопыты-охотники, замечательные рыболовы, бесстрашные морские охотники. Значительная часть населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому. Повысился культурный уровень населения. В городах и поселках есть школы, больницы и клубы. Выросли национальные кадры учителей, врачей, инженеров, строителей.

В тундре развивается горнодобывающая промышленность, развивается добыча нефти, газа, угля, цветных металлов, возникла и обрабатывающая промышленность. На севре построены железные и автомобильные дороги, освоены авиационные линии.

Учитель: Спасибо участникам экспедиции за проделанную работу.


  1. Закрепление.


Учитель: А теперь выразите свою точку зрения на высказывание, которое прозвучало вначале урока: «Человек – царь природы и ее хозяин» или «Человек – дитя природы».

С развитием промышленности усилилось разрушительное воздействие человека на природу. Это приводит к разрушению ландшафтов.

Как вы думаете, будет ли существовать тундра, если произойдет резкое потепление климата?

Хочу закончить урок словами ученого А.С. Берга: «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части обуславливают целое, и целое влияет на все его части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт.

Что же делать? Вернуться назад в допромышленную эпоху для установления гармоничных отношений с природой?


  1. Д/з.


Предлагаю дома разработать проект по сохранению ландшафта тундры.


  1. ОЦЕНКИ!


Под музыку


В природе нет бесплодной красоты,

Все у нее подвластно высшей цели:

И яблони венчальные цветы,

И соловья серебряные трели.


Пусть, ничего не ведая о том,

Растет птенец, и плод на ветке виснет,

Творятся дива дивные кругом

И обновляют вечный корень жизни.


Н. Рыленков


  1. Рефлексия.


Что нового вы узнали на уроке?

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТЕМА: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь, зона тундры.

Автор: Новак Марина Николаевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Презентация на тему "Природные зоны России" "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-na-tiemu-prirodnyie-zony-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "180044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425116360"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Итоговый тест по теме "Природные зоны России" в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(60) "itoghovyi-tiest-po-tiemie-prirodnyie-zony-rossii-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "274637"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1452428656"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока в 8-ом классе по теме «Природные зоны России»"
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_v_8_om_klasse_po_teme_prirodnye_zony_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "601749"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646588759"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Окружающий мир 4 класс . Тема: "Природные зоны. Тундра" "
    ["seo_title"] => string(56) "okruzhaiushchii-mir-4-klass-tiema-prirodnyie-zony-tundra"
    ["file_id"] => string(6) "241131"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445183941"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Окружающий мир. Природные зоны России. Знакомство."
    ["seo_title"] => string(48) "okruzhaiushchiimirprirodnyiezonyrossiiznakomstvo"
    ["file_id"] => string(6) "279278"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453214352"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства