обучающая:познакомить учащихся с понятиями «повествовательное», «вопросительное», «восклицательное» предложения;
развивающая: развивать у учащихся аналитико-синтетическое мышление, образную память;
воспитывающая:воспитывать внимательность и наблюдательность, аккуратность и усидчивость.
Оборудование: ноутбук, диски с записью, интерактивная доска, раздаточный материал (конверты с творческим заданием), иллюстрации, карточки с изображением тучки и солнышка.
Структура урока.
Организационный момент. –1 мин.
- Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
(интерактивная доска - дети проговаривают хором)
-Сначала, ребята, сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного мягкого. А теперь – с согласного твердого.
- Молодцы! Никто без места не остался.
2. Психологический настрой. – 2 мин.
- Я хочу вас спросить: вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.
- Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А теперь давайте послушаем сами себя. Какое настроение у вас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите мне, друг другу и нашим гостям.
-Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучкой.
(Прикрепляю картинки с изображением солнца и тучки на доске магнитами).
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
3. Мобилизующий этап. – 3 мин.
- Сегодня на уроке мы отправимся в плавание по океану знаний. Поплывем мы на корабле. Вот он.
(На доске вывешивается плакат с изображением корабля. Название закрыто.)
- Ребята, как вы думаете, а что не хватает нашему кораблю? (названия)
Действительно, у каждого корабля есть название. Как называется наш корабль, вы узнаете, если правильно выполните задание.
- Первая буква в названии нашего корабля такая же, как и в слове «утка». (У)
(Дети называют буквы, учитель вывешивает их на доску).
- Вторая буква согласная, она встречается два раза в слове «одежда») (Д)
- Третья буква ударная в слове «аист». (А)
-Четвёртая буква спряталась в слове «задача», она обозначает всегда мягкий звук. (Ч)
- Ну а пятая буква в нашем слове – это первая буква алфавита. (А)
- Так скажите, как называется наш корабль?
(Дети хором: «Удача»; учитель открывает название корабля).
- Какая орфограмма встречается в этом слове? (сочетание ЧА)
- У вас на партах лежат маленькие кораблики. Напишите на них название «Удача». И садимся на кораблики, и отправляемся в путь.
(Звучит аудио запись с шумом волн, корабль плывёт по волнам)
4. Физ. пауза. – 1 мин.
- Положите голову на парту. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы плывете на корабле. Морской ветер гладит вам щёки, треплет волосы. Яркое солнышко улыбается и посылает вам свои лучи. Галдят летящие за кораблем чайки, указывая путь к острову. Им тихонько вторят дельфины. Морская прохлада помогает восстановить силы.
-Отдохнули? Продолжаем путь.
5. Сообщение темы и цели урока. – 3 мин.
- Приятно плыть по водной глади океана. Но какова же конечная наша остановка?
- Думаю, что вы догадаетесь об этом после того, как послушаете стихотворение Г. Сапгира. (Читает ученик - текст на интерактивной доске).
Рано-рано выпал снег.
Удивился человек:
-Это снег?
Не может быть!
На дворе?
Не может быть!
На траве?
Не может быть!
В октябре?
Не может быть!
Неужели это снег?
Не поверил человек.
- Ребята, что нам сейчас прочитала Даша? (стихотворение, текст)
- Из чего состояло это стихотворение? (из предложений)
- Скажите, а все ли предложения по интонации были произнесены одинаковы? (нет, одни Даша читала вопросительно, а другие – с восклицанием)
- Следовательно, и на письме они будут оформляться по-разному.
-Так как вы думаете, как же называется страна, в которую мы с вами плывем? (предложение)
- О предложении можно рассказать много интересного. Но вспомните стихотворение, которое нам прочитала Даша. Как вы думаете, так о чём мы сегодня с вами поговорим? (о знаках препинания в конце предложения)
-Какую бы цель вы поставили, опираясь на тему урока? (научиться ставить разные знаки препинания в конце предложения)
6. Чистописание. – 3 мин.
- Пока мы с вами выясняли, куда же мы отправляемся, мы приплыли в бухту «Чистописание».
- Перед тем как начнём писать, покажите мне ваши ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками. А теперь выполним упражнение «Замок». (Дети имитируют открытие замка).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули. Покрутили.
Постучали. И открыли.
- Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, встречается в названии нашего корабля 2 раза. Какую букву мы будем писать? (букву «а»)
- Определите порядок написания букв в цепочке а аа ааа…(пишем сначала букву один раз, затем два раза, три раза)
(Учитель вместе с детьми повторяет правила расположения тетради и написания буквы а в соединении. Учитель следит за правильной посадкой детей во время чистописания.)
- Продолжите данную запись до конца строчки. Лучшее соединение подчеркните карандашом.
7. Словарная работа. – 6 мин.
- Ребята, а что это за зверёк прячется? Кто это вы узнаете, если выделите первую букву в названии каждого изображенного на картинке предмета и соедините буквы между собой в том порядке, в котором изображены предметы на картинках.
(На доске картинки с изображением зебры, аиста, яблока, цапли)
- Какое получилось слово? (Заяц)
- А кто такой заяц? (Заяц – маленький лесной зверек с длинными ушами.)
(На доске – картинка с изображением зайца, слайд-шоу с видами зайцев)
- Посмотрите, как пишется слово «заяц». Запишите его к себе в тетрадь на следующей строке. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- Подберите к этому слову родственные слова. (Зайка, зайчонок, зайчиха, заячий)
- Как еще можно назвать эти слова? (однокоренные)
- Какие слова называют однокоренными? (Слова, которые имею общий смысл и одинаковый корень)
- Запишите слова в тетрадь и попробуйте выделить в них корень.
- Ребята, а кто знает, что значит выражение «заячья душа»? (Так говорят о трусливом человеке)
- У слова «заяц» еще есть одно значение – косвенное, связанное транспортом. Кто догадался, кого можно назвать зайцем в общественном транспорте? (безбилетного пассажира)
- Русский народ придумал пословицы о зайце. Давайте их прочитаем.
(Запись на доске)
Заяц не трус, он себя бережёт.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
(объяснение пословиц)
- Я тоже приготовила для вас предложение о зайце на карточках, но они рассыпались. Помогите мне его восстановить.
У
и
зайца
длинные
хвост
уши
короткий
- Ребята, кто догадался, какое предложение должно получиться? (У зайца длинные уши и короткий хвост)
- Запишите это предложение на следующей строке в тетради.
- Как пишется начало предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы.)
- Какой знак надо поставить в конце предложения? (В конце предложения ставится точка.)
- Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)
- Сегодня на уроке мы узнаем, что в конце предложения можно поставить и другие знаки препинания.
8. Изучение нового материала. - 8 мин.
- Пока мы с вами ходили по острову, наступил рассвет. Давайте осмотримся. Посмотрим направо, налево, вверх, вниз. (Зрительная гимнастика).
-Посмотрите на доску. Прочитайте, что здесь написано.
(Наступило утро. Ты видел восход солнышка. Как это красиво.)
- Ребята, сколько предложений вы видите? (три)
- Прочитайте предложение, в котором, по-вашему мнению, о чем-то спокойно сообщается. Какой знак ставится в конце предложения? (Дети читают: «Наступило утро». В конце предложения ставится точка.)
- О чем говорится в предложении? (В предложении говорится об утре.)
- Что конкретно говорится об утре? (Что утро наступило.)
- Предложение, в котором о чём-то говорится (повествуется) называется повествовательным.
(На доске карточка «повествовательное»).
- Найдите предложение, которое нужно произносить более с сильным чувством, чем другие. (Как это красиво!)
- Сильно чувство можно назвать восклицанием, поэтому предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. А как вы думаете, что нужно ставить в конце таких предложений? (Восклицательный знак)
(На доске карточка «восклицательное»).
- Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос. (Ты видел восход солнышка?)
- Как называются предложения, в котором содержится вопрос? (Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным.)
- Какой знак надо ставить в таких предложениях? (В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса)
(На доске карточка «вопросительное»).
- Сделайте, пожалуйста, общий вывод, сохраняя порядок рассуждения.
Дети: - Предложение, в котором что-либо спокойно сообщается, в котором о чём-то повествуется, называется повествовательным. В конце повествовательного предложения ставится точка.
- Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.
- Предложение, которое содержит вопрос, называется вопросительным. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
Учитель: Запишите все три предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
9. Закрепление. Творческая работа. – 5 мин.
- У вас на партах лежит конверт. Откройте его. Догадайтесь, какое задание мы сейчас выполним? Посмотрите на условный знак, как мы его будем выполнять? (в парах)
У забора Аня увидела щенка
Что случилось с собачкой
Щенок дрожал от холода и голода.
Девочка принесла его домой
Ребята нашего класса любят читать
Молодец, Аня
Теперь щенок живет у Ани
- Кто нам скажет, какую же работу нам предстоит выполнить? (составить текст, поставив правильно знаки препинания в конце предложений)
(Дети составляют текст, работая в парах).
- Что вы заметили при составлении текста? (лишнее предложение)
10. Итог урока. – 2 мин.
- О чём мы узнали сегодня на уроке? (ответы детей)
- На следующих уроках мы продолжим путешествие по королевству «Предложение».
11. Рефлексия. – 1 мин.
- Сегодня на уроке проделана большая работа. Все трудились на отлично.
- Понравился вам урок?
- Что для вас было самым интересным?
- Как вы думаете, что главное в уроке?
- Какое же сейчас у вас настроение? Покажите мне. (Дети показывают карточки).