Просмотр содержимого документа
««Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора»»
Цели урока:
-развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.
Тип урока: урок открытия новых знаний УУД:
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность обучаемого
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:
- Здравствуйте! Меня зовут Ангелина Сергеевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы
Будем слушать рассуждать
И друг другу помогать.
- Запишите дату, классная работа.
Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Ребята, а вы любите сказки?
Я хочу вас сейчас познакомить с одной историей, героями которой являются дуб и тростинка. Давайте с вами его сейчас прочитаем.
Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!»
Скажите, ребята, жалко ли вам тростинку?
Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Давайте утешим тростинку, скажем ей теплые, ласковые слова.
Молодцы, а теперь давайте посмотрим с вами из чего состоит этот текст.
Где здесь прямая речь? Прочитайте.
Из скольких предложений состоит прямая речь?
Запишите сложное предложение с однородными членами.
Посмотрите еще раз на слова дуба. Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. +прил.
Подчеркните изученные орфограммы в словах и между словами.
Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству букв.
Ответы детей.
«Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!»
Из 4.
Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнешься к земле.
Маленький ветерок, шустрый воробей.
Подует,маленький, затрясешься, пригнешься.
3.Выявление места и причины затруднения.
Беседа по вопросам:
Когда мы используем предложения с прямой речью?
Из чего они состоят?
Что такое прямая речь?
Как она оформляется на письме?
А чтобы это узнать, давайте обратимся к правилу на странице 75. Прочитайте его.
Из слов автора и прямой речи.
Это чужая речь, переданная дословно от лица того, кому она принадлежит.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Как пишется 1-ое слово в прямой речи?
Что показывают слова автора?
Как разделяются на письме прямая речь и слова автора?
Молодцы, кто теперь может ответить на вопрос, как же на письме оформляется прямая речь?
Молодцы. А теперь внимание на слайд.
На слайде появляются два предложения:
Прочитайте.
Удав сказал: «Да, это было великое открытие».
«Да, это было великое открытие»,- сказал удав.
Чем отличаются эти два предложения?
Сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока и его цель.
Прямую речь начинать писать с большой буквы.
Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь.
Знаками препинаниями.
1. Прямую речь нужно выделять кавычками. 2. Если слова автора предшествуют прямой речи, то после них нужно поставить двоеточие.
В первом предложении сначала стоят слова автора, потом прямая речь. А во втором предложении сначала стоит прямая речь, затем слова автора.
Прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить прямую речь после слов автора и правильно оформлять предложения с прямой речью после слов автора на письме.
5.Реализация проекта выхода из затруднения.
Ребята, перед вами на слайде стихотворение известного писателя. Ваша задача назвать его имя и название произведения.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко.
Увидал большой вокзал.
Потянулся и сказал:
«Что за станция такая,
Дибуны или Ямская?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».
Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!»
Итак, кто автор данного стихотворения?
Откуда этот отрывок?
Назовите прямую речь?
Кому она принадлежит?
Какие по цели высказывания и интонации эти предложения?
Какой главный отличительный признак прямой речи на письме?
Кавычки - это двойной знак, т.е. онставится два раза: в начале и вконце прямой речи,сначала внизу, а затем наверху.
Кавычки как бы выделяют прямую речь. Поэтому они относятся к выделительным знакам, которые всегда двойные.
Знаете ли вы, как пишутся кавычки в печатном и прописном виде?
(Продемонстрировать на доске печатные и прописные кавычки).
- С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?
- Какой знак препинания должен стоять после слов автора?
Итак, давайте еще раз повторим правило на странице 75.
Наши знания о прямой речи верны?
Хорошо. А в самом низу что за буквы стоят? Что это? Зачем они?
Буква А означает слова автора. Она написана с заглавной буквы, значит и слова автора пишутся с заглавной буквы. После слов автора какой знак стоит?
П обозначает прямую речь. П тоже заглавная и пишется в кавычках.
Физкультминутка
Запишем в рабочую тетрадь упр.83.
Прочитаем задание.
Кому принадлежат выделенные слова?
Откуда эти отрывки?
Составьте схемы предложений с прямой речью.
Кто хочет пойти к доске?
Хорошо, молодцы!
Самуил Яковлевич Маршак.
«Вот какой рассеянный».
«Что за станция такая,
Дибуны или Ямская?»; «Это город Ленинград»;«Что за шутки!