- создать условия для проявления творческих способностей учащихся, самостоятельности и активности на уроке,
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно, умение взаимодействовать (коммуникативные УУД); трудолюбие, аккуратность, уважение к родному языку.
Оборудование, наглядность:
Учебник Каленчук М.Л., Чураковой Н.А., Байковой Т.А. Русский язык, 3 класс (1-4) 2 и 3 части; карточки со словами: область знаний, умений; цель, исследование, самостоятельная работа, результат; знаки на рефлексию.
Планируемые результаты:
Умение выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности; знание понятий синонимов, антонимов, омонимов, умение работать с толковым словарём.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с гостями и скажем наш девиз! Я желаю вам успехов. Пусть вам помогут смекалка, сообразительность, знания, которые вы уже приобрели и ваш личный опыт.
2. Моделирование урока.
Сегодня урок-исследование. Давайте вместе смоделируем наш урок.
Область знаний (незнаний) - цель ––исследование – самостоятельная работа - результат.
3. Минутка чистописания.
- Для хорошего результата важен правильный настрой, в том числе и на красивое письмо. На минутке чистописания пропишем пословицы.
Упустишь минуту - потеряешь час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
- Как вы понимаете смысл первой пословицы? Есть ли в ней слова похожие по смыслу? К какой части речи они относятся? Как называются слова, различные по написанию, но близкие по значению?
- О чём вторая пословица? Какие «особенные» слова в этой пословице? К какой части речи они относятся? Как называются слова с противоположным значением, написанием и произношением? (Красиво записываем одну из пословиц, соблюдая наклон и правильные соединения букв.)
Вывод: Мы вспомнили, что уже знали о синонимах и антонимах.
4. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
- Что мы записали? Из чего состоят предложения? Что такое слово? Для чего нужны слова? Слово имеет звуко-буквенную форму и содержание. Содержание слова – это его лексическое значение. Всегда ли нам понятны слова? Где мы можем узнать или уточнить лексическое значение слов? (В толковом словаре). В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова 57 000 слов. А известный собиратель русских слов Владимир Иванович Даль объяснил в своём словаре значение 200 000 слов. Его словарём, созданном ещё в 19 веке, мы пользуемся до сих пор. Вот и нам сегодня пригодится этот словарь. Как вы думаете для чего? Значит, какая сегодня тема?
- А теперь прочитаем тему в учебнике на стр. 38. «Значение слов. Повторение старого и открытие нового». Правильно мы определили тему? Что же мы будем исследовать? Что мы хотим узнать? Какого результата хотим достичь? (Учащиеся формулируют цель урока)
5. Открытие нового знания. Работа с учебником и толковым словарём.
- Стр. 38, упр.36.
Наивный, доверчивый – к какой части речи относятся слова?
Наивный – доверчивый, неопытный. (синонимы)
Опрятный –– аккуратный, чистый. (синонимы)
Наивный – недоверчивый.(антонимы)
Опрятный – неаккуратный. (антонимы)
- Упр. 37.
Город-град - «крупный населённый пункт». Град – устаревшее слово.
Град – град (омонимы). Омонимы – одинаковы в звучании и написании, но различны по лексическому значению.
- Упр.38.
Свежий – испорченный, грязный. (антонимы)
Ток-ток, экипаж-экипаж, язык – язык. (омонимы)
СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ ОМОНИМЫ
- Это древние слова, пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав. В греческом языке они состоят из двух корней. Какую общую часть обнаружили? («Оним» - имя, название). Как переводятся другие корни? («Син» – единый; «ант» – противоположный; «ом» – одинаковый). Эти корни легко соединяются с другими словами.
СИМ + ФОНИЯ СИМ+ПАТИЯ СИМ+ МЕТРИЯ АНТИ+ ПАТИЯ
6. Динамическая пауза.
7. Первичное закрепление. Работа в группах.
1 группа. ПОДБЕРИТЕ АНТОНИМЫ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
ЧИСТЫЙ - ___________________________
ДНЕВНОЙ - __________________________
МЯГКИЙ - ___________________________
ЗРЯЧИЙ - ____________________________
ЧЁРСТВЫЙ - __________________________
2 группа. ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ
ИСПУГ - ___________________
ЕДА - ______________________
МАЛЕНЬКИЙ - ____________________
ШАЛИТЬ - ________________________
БЛИЗКО - __________________________
РАДОСТЬ -________________________
3 группа. ПОДБЕРИТЕ АНТОНИМЫ
ГОРЯЧИЙ - _____________________
КРИВОЙ - ______________________
СЫТЫЙ - _______________________
ОСТРЫЙ - ______________________
СВЕТЛЫЙ - _____________________
4 группа. Ученики третьего класса изучали синонимы и заменили некоторые слова в стихотворных строках А.Пушкина. Вот что у них получилось.
Ураган мглою небо покрывает,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она закричит,
То заплачет, как малыш.
Восстановите авторский текст.
5 группа. Прочитайте пары словосочетаний. Как называются выделенные слова? К одной или разным частям речи относятся эти слова?
ВЫСОКИЕ ЕЛИ - ЕЛИ КАШУ
НОВАЯ ПИЛА – ПИЛА ЧАЙ
КРЕПКИЙ ЖГУТ – ЖГУТ СОЛОМУ
ДУЛО РУЖЬЯ – ИЗ ОКНА СИЛЬНО ДУЛО
6 группа. ПОДБЕРИТЕ АНТОНИМЫ
ДЛИННЫЙ - __________________________
ЗДОРОВЫЙ - _________________________
НОВЫЙ - _____________________________
ТРУСЛИВЫЙ - ___________________
ТОЛСТЫЙ - _____________________
ЗИМНИЙ - _____________________
Проверка. Коллективное обсуждение.
8. Самостоятельная работа
-Т. Стр.22, упр. 22.
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Какую тему мы изучали сегодня? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Достигли мы результата? Что нового для себя вы узнали на уроке? Какую роль в русском языке выполняют синонимы, антонимы, омонимы и для чего нам нужно их знать? Как вы считаете, должен ли человек пополнять свой словарный запас? С какой целью? Покажите соответствующим знаком, как вы поняли новый материал?